Слово по окончании Божественной литургии и освящения храма Преполовения Пятидесятницы г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии и освящения храма Преполовения Пятидесятницы г. Ростова-на-Дону
18 декабря 2011 693

"Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим с самым важным в жизни прихода событием – великим освящением храма Божьего. Храм Божий – это центр, средоточие всей жизни христианина, потому что в храме происходит его духовное становление. Входя в храм, человек входит в земное место сияния славы Божией, а пребывая в этом храме в Таинствах, в общении с Богом в молитве, – через храм входит в Чертоги Небесного Царя. Нет другого пути в Царство Божие кроме пути, который лежит через храм Божий. Нет другого места, в котором бы так обильно действовала сила Божия, обновляющая человека, призывающая его к совершенству, дающая силы ему, совершенствующая о Духе Святом. Потому такие молитвы проникновенные и трогательные возносятся в чине освящения храма. Дом Божий называется «Небоподобным Домом». Здесь, на земле, мы уже открываем для себя Небо. И потому в храме Божием мы научаемся жить на этом Небе. Если человек не знает Бога, если он не имеет покаяния, он погружается в бездну беззаконий, утопает в них, и жизнь среди беззакония, среди греха и неправды становится для этого человека естественной жизнью. Но это не просто земное прозябание, это не просто отречение от Бога, – этим самым человек предуготовляет себя для жизни другой. И действительно человек, который живет беззаконно, уже одной ногой в аду. И ад, и мучения, и стоны, и боголишенность – являются для него естественным состоянием. Об этом сказал святой Иоанн Златоуст. Он сказал, что Бог, будучи милосердным, по великому Своему милосердию сотворил для грешника ад. Потому что если бы грешник пребывал в раю, это был бы для него сугубый ад, потому что состояние грешника в раю неестественно. Человек, не знавший Бога, не желавший этой встречи с Богом, не может пребывать в общении с Ним. А храм Божий делает нас естественными для Царства Божия, для жизни райской и блаженной. Здесь мы обретаем примирение с Богом и Церковью своей совести – через Таинство покаяния. Здесь Бог дает нам Свою особую благодатную силу, всего Себя отдает – в Таинстве Божественной Евхаристии. Это ли не начало земное Небесной Жизни?!.. Потому так важен для нас храм, потому необходимо как можно чаще пребывать в этом храме, потому всё в храме свидетельствует не о земном, но о небесном. Храм – это училище нашей жизни. Храм – это хранилище нашей веры.

Сегодня мы с вами слышали за Литургией евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных. Прокаженные – это люди, которые больны лепрой. Это страшное заболевание, которое сковывает по рукам и ногам человека и съедает человеческую плоть. Раны кровоточат, образ человеческий меняется, человеку больно ходить… Человек один от другого может заразиться, и потому больные проказой не только испытывали страдания физические, – они испытывали огромные страдания духовные, потому что были отвержены от людей. Люди не общались с ними. По закону, им не разрешалось входить в селения, им не разрешалось общаться с другими людьми. И лишь милосердие человеческое помогало этим людям влачить свое жалкое существование, когда за пределами города люди выносили и оставляли еду, чтобы больные проказой могли хоть как-то подкрепить свои жизненные силы. И вот Господь входит в один из городов… И где-то в стороне идут эти прокаженные люди, боящиеся подойти к народу, боящиеся встречи с людьми. Лишь издалека – Господь их не видел – они начали кричать: «Наставник, помилуй нас!». Не видел их Бог, но слышал их голос, и на этот голос повернулся и увидел их, и внял их молитвам, и даровал им исцеление, сказав: «Идите м покажитесь священникам». Для чего это нужно было? Для того, чтобы священники, как имеющие власть среди народа иудейского, могли засвидетельствовать, что этот человек чист от проказы. И вот они, видя, что исцелились, скоро поспешили к священникам. Но один, который был самарянин, человек, можно сказать, другой веры, – вернулся и поклонился в ноги Спасителю. Господь, обращая к нему свой голос, сказал: «Не десять ли очистилось? Почему же только ты один вернулся?..». И обращаясь к этому человеку, сказал слова, которые каждый из нас хотел бы многажды слышать от Господа: «Встань и иди! Вера твоя спасла тебя».

Вот эта вера, которая спасает человека, которая делает его свободным от духовной проказы, которая вводит его в общество Небесное, чистых, светлых облагодатствованных людей. Она хранится в Церкви Божией. Этой верой мы постигаем Тайны Небесной Жизни. Этой верой мы открываем для себя новые горизонты жизни в обществе. Этой верой мы становимся свободными от различных предрассудков и предубеждений, которые сковывают нашу жизнь, не давая в полноте проявиться всем нашим лучшим человеческим качествам, которые создают для нас комплексы, которые довлеют в свою очередь над каждым из нас, не позволяя человеку свободно жить и развиваться. Там, где вера, там есть подлинная свобода! Свобода от греха и неправды, свобода от пороков жизни, свобода в мыслях, свобода в делах милосердия, свобода в делах любви. Эта вера сосредоточена в храме Божием. Каждый день мы возвещаем в храме слова Господни со страниц Священного Писания. Пастыри обращаются с проповедью, в молитве мы соединяемся и просим у Бога Его Неизреченных, Божественных и Небесных Милостей, – и получаем эти Милости! Обильно и богато в своей жизни, свидетельствуя перед миром, что вера наша не праздная, не пустая, но вера искренняя, истовая, правильная, вера спасительная и чудотворная. Через эту веру в Церкви Божией мы слышим голос, обращенный к нам: «Встань и иди!» Не пребывай в поверженном состоянии, не валяйся на земле, но встань! Ты человек, ты сын Божий по благодати! Иди и живи так, как подобает жить человеку, наделенному этим Божественным присутствием жизни. Не будь безмолвным, но свидетельствуй о том, что Бог дает тебе в жизни! Не молчи о делах Божиих, но рассказывай о них, благовествуй другим, дабы опыт твоей веры послужил опытом и для других людей! «Вера твоя спасла тебя!». Спасла, потому что ты видел и свидетельствовал, спасла, потому что ты был благодарным, спасла, потому что ты имел несомненную надежду, спасла, потому что ты веру свою оправдывал делами своими. Вот, что значит наша вера святая и вера православная!.. Она пребывает здесь, в стенах храма Божия, она здесь возгревается, она здесь созидается в человеческих сердцах.

И потому сегодня, в день освящения этого великолепного храма, я обращаюсь, как архипастырь, к вам. Храните веру православную! Воспитывайте себя и детей своих в Доме Божием! Совершенствуйтесь! Не лежите ниц – встаньте! Будьте достойны того великого призвания, которое Бог обращает к вам, содевая вас Своими последователями, делая вас христианами. Идите и благовествуйте! Не умолчите чудес Божиих! И тогда эта вера будет для нас воистину верой спасительной, приводящей всех нас в Царство Божие.

Я абсолютно уверен, что этой верой созидался этот святой храм, многажды разрушаемый и вновь и вновь воссоздающийся – из пепла, казалось бы, от фундамента… Как не верой можно было взяться за это дело, когда не было ни средств, ни возможностей, когда, казалось бы, всё было против строителей этого святого храма?.. А люди приходили и разбирали завалы, убирали мусор и грязь, невзирая на непогоду, на усмешки других. И храм Божий в великолепии своем предстал. Это свидетельство нашей общей веры. Потому сегодня, конечно, благодарим Бога и в молитвах воспоминаем первого настоятеля этого святого храма, в блаженной памяти почившего отца иеромонаха Алексия, который здесь своими трудами выполнил основные работы. Сегодня с благодарностью должны мы обратить свое слово к тем, кто благотворил этому храму и продолжает заботиться о нем. Большое внимание этому храму уделили, конечно, все, но есть те, которых мне хотелось бы особо отметить. И, в знак нашей архипастырской благодарности, в знак признания Церковью их заслуг, отметить благотворителей этого святого храма церковными наградами.

Благолепный храм, благоустроенный. Нужно далее и далее трудиться, чтобы этот храм стал источником и для других, вновь создаваемых приходов в округе, потому что мы знаем, как много храмов нужно сделать здесь, в городе Ростове и на Донской земле.

Приветствую всех вас, дорогие мои братья и сестры! И пусть благодать Божия, обильно коснувшаяся этого святого места и каждого из нас, будет столь же обильно действовать в этом святом храме. Каждый день – до скончания века! Аминь!"