Слово по окончании Божественной литургии Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник в храме прп. Серафима Саровского г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник в храме прп. Серафима Саровского г. Ростова-на-Дону
9 апреля 2012 375

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сердечно приветствую начальствующих, учащих и учащихся, прихожан этого святого храма с Великим Понедельником и началом Страстной седмицы. За плечами Святая Четыредесятница – время, когда Господь призывал всех нас вместе с Церковью изменить свою жизнь, исправив ее покаянием, осознанием неправд своей жизни, удалением от них. Сегодня, в первый день Страстной седмицы, в Великий Понедельник, когда мы начинаем молитвенно вспоминать страдания Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Церковь дает нам евангельский образ проклятой Господом смоковницы. Само проклятие, которое изрек Господь в отношении к этому неплодоносящему древу, мы видим единожды в Святом Евангелии. Почему же Господь, проявлявший всегда милосердие, снисхождение, любовь, заботу, изрек такое страшное слово в отношении смоковницы? Не человека разумного, а бездушной твари – дерева, на котором не обнаружил плода. Это великий урок всем нам, которые за плечами своими ныне имеют поприще Святого поста. В эти дни, предшествующие страданиям Спасителя и Пасхи Святой, Церковь вопрошает нас: «Какой плод вы принесли за эти сорок дней поста, что изменилось в вашей жизни? Вы постились, не вкушали скоромной пищи, вы ходили на службы, клали поклоны, увеличивали количество молитв, а может быть даже милостыни и добродетели, вы задумывались о свой жизни? Чем закончился ваш труд?». Печально бывает признаться самому себе, что этот труд совершался чаще всего просто ради труда или ради традиции, или ради того, чтобы нас кто-то не осудил, а может быть даже похвалил. Какой плод мы принесем Господу? Есть ли какая-нибудь исправленная стезя нашей жизни? Есть ли то, от чего мы избавились, через пост, молитву, покаяние от какой греховной привычки освободились?
Святитель Иоанн Златоуст, обращая к нам свое слово, говорит: «Благо мне, если оглянувшись на время пройденного поста, я скажу, что избавился с помощью Божьей от того или иного порока. И горе мне, если я только не вкушал пищи». Бог ждет от нас не только работы и трудов, Он ждет от нас плода жизни. Самый совершенный плод, который мы можем принести, - это изменение образа нашей жизни, образа нашего мышления, образа нашего восприятия мира, нашего отношения к окружающим. И если наше отношение и наши дела не будут просвещать Имя Христово в нашей жизни, значит нет в нас плода. Особенно важно, я думаю, услышать это слово евангельское и задуматься всем тем, кто стоит у престола Божия, совершая свое служение, и особенно тем, кто к служению в Церкви Христовой готовится приступить – прежде всего учащимся нашей духовной школы. Время, в которое мы живем, подобно и другим временам. В это время можно спасаться, как говорит святой апостол: «Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения. Спасайся». Все, для того чтобы изменить образ своей жизни, у нас есть: мы сыты, одеты, нас не расстреливают, не гонят, все есть для того, чтобы спасать свою душу. Соблазнов много: мир борет Церковь не страхом смерти, не орудиями пыток, казнями и ссылками, мир приобрел другой, более изощренный, способ овладеть человеческой душой: вести душу в соблазн, прельстить ее, предлагая грех, порок, неправду, нехристианский образ жизни в очень красивой упаковке. Но когда мы открываем эту упаковку, тление и смрад ничто не в состоянии скрыть, а человек уже прельстился. Поэтому пастырям и будущим пастырям надлежит научиться бороться с легкой и красивой жизнью, прежде всего в самих себе. Потому что жизнь не будет давать ни мира, ни счастья, ни удовлетворения. Бог не предлагает нам ни сытой жизни, ни богатства, ни удобств, ни довольствия. Он предлагает Самого Себя. Нужно научиться принимать все, что дает нам этот мир, с благодарностью, как благословение Божие, но ничем ни прельщаться. «Мне позволено все, - говорит святой апостол, - но ничто не должно мной обладать». Так же как смоковница питалась соками земли, грелась в лучах солнца, но не принесла плода и потому отвержена. Этот урок жизни для будущих пастырей особенно важен, так как пастырская жизнь должна приносить плод. Господь будет нас питать и согревать Своей любовью, но плод должны мы принести, а если не будет в нас живой веры, если сердце наше не будет гореть, голос пастыря никто не услышит, он будет гласом вопиющего в пустыне. Только когда мы живем внутренней жизнью, когда мы понимаем, что такое скорбь, когда мы изучили опыт нападения, но опытно изучили и восстание, которое Бог подает по неизреченной своей милости, когда этот опыт жизни духовной мы прививаем к себе - вера наша воспламеняется в нас и тогда все, что происходит, приобретает совершенно другой смысл, особое духовное содержание, которое есть жизнь духовная. Мы начинаем более многогранным и целостным видеть мир. Мы видим не только черное и белое, но видим оттенки жизни, видим, как эта жизнь может меняться в лучах Божественного Света, Его нетварных энергий, возрождая человека к вечности. Этот опыт должен принять каждый из нас - опыт боли и опыт счастья. Пусть сегодняшнее воспоминание о евангельской смоковнице побудит нас задуматься о своей жизни, о своей вере и об их плодах. Аминь».