Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобного Иоанна Лествичника в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
25 марта 2012 477

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Сердечно всех вас, дорогие мои братья и сестры, приветствую с воскресным днем, причастников - с принятием Святых Божественных Животворящих Тайн Тела и Крови Христовой. По обычаю, перед тем, как покинуть храм Божий после Божественной литургии, мы вновь с вами возвращаемся к словам Священного Писания. Евангельское повествование, читаемое нами сегодня, исполнено ужаса, скорби и человеческой боли. Господь повествует о семье, в которой воспитывался ребенок с особым заболеванием. Это заболевание касалось не его физического состояния, но состояния его духа. Такая болезнь в Церкви называется беснованием. Когда дух злобы поселяется в человеке и овладевает им настолько, что человек не властен над собой. Многие из вас видели приступы одержимости, когда человек в безумстве бьется о землю, кричит, бросается с высоты, совершает поступки, которые в свободном разуме он не смог бы совершить. Это не физическое заболевание, но глубокая духовная болезнь. Если внимательно присмотреться к поведению такого человека, становится очевидным, что процессы, происходящие с ним, проистекают не из глубин его сердца, а навязаны извне. Он становится рабом нечистого духа, и тот, получив власть над человеком, издевается над ним, глумится над человеческой природой, в ярости показывая то, как он может поступать с теми, кого Господь призвал в спасение. Этого ребенка дух одержал многие годы, и никто не мог исцелить его. Даже апостолы, к которым приводили этого отрока, не могли ничего сделать. Родитель предпринимает последнее отчаянное усилие исцелить своего ребенка и приводит его пред Господа Иисуса, прося его о снисхождении и чуде, напоминая Господу о том, что ученики не смогли исцелить. Господь спрашивает отца этого ребенка: «А ты веруешь в то, что Я могу это сделать?». Что-то особенное просыпается в сердце отца. Он говорит: «Верую, Господи». И тут же понимает, что вера его не довлеет, недостаточна, и, к Богу обращаясь, просит: «Верую, Господи, помоги моему неверию». В этот момент исповедания веры Господь и Спаситель обращает Свой Божественный голос, повелевая духу нечистому оставить этого человека, духу, о котором святой апостол говорит: «Духу глухому и немому». И тот, совершив последнее свое усилие над человеком, бросив его оземь, оставляет его, и, как повествует евангелист, человек делается как мертвый. Но Господь поднимает за руку и отдает его отцу. И отцу и святым апостолам говоря в назидание и укоризну: «Этот дух изгоняется только постом и молитвой». Об этом нам сегодня повествовал святой апостол Марк.
Часто в беседах между собой мы говорим, может быть, не отдавая себе отчет в том, что произносим, слова, характеризующие нашу жизнь: «Как страшно стало жить. Что происходит с миром?». А что с миром происходит, мы видим, когда в кафедральный храм Христа Спасителя приходят обезумевшие люди и под видом благочестивых паломников проникают на солею и устраивают кощунственное действо перед святым алтарем. Когда Церковь, Святые Таинства, служителей Церкви самыми гнусными словами поносят в средствах массовой информации. Когда распадаются семьи, потому что слово родительское не доходит до ушей и сердец детей. Когда дети, как бы в приступе безумия, делают роковой шаг. В эти мгновения мы видим те же самые приступы одержимости человека. Человек настолько отдает себя во власть нечистому духу, что отрекается от своей собственной воли, становится рабом греха, а бес глумится над этим человеком. И когда голос людей здравомыслящих обращается к ним, одержимым людям, слово человеческое не воспринимается ими. Как не вспомнить здесь о духе глухом, который овладел отроком. Ни одно слово не было услышано этим юношей, ничто им не воспринималось, а дух продолжал глумиться над ним, не давая ему ни сказать, ни услышать. То же происходит и с многими нашими согражданами, которые глухи к слову истины, голосу разума, которые ничего не могут говорить в ответ рассудительного и объясняющего причины их поведения. Таких случаев не десятки, не сотни, их тысячи. Иногда кажется, что Отечество наше способно погрузиться в некую мглу одержимости. Кто сможет остановить этот процесс одержимости духом злобы? Господь и Спаситель Иисус Христос. Как некогда исцеливший отрока, может исцелить и Отечество наше. А кто же будет отцом? Этим отцом должна быть Церковь. Этим родителем должны стать все мы, каждый из нас. Молиться так же, как молился отец: «Верую, Господи, помоги неверию нашему, дай нам Твою силу благодатную, без нее мы не в состоянии ничего сделать». Но тщетны будут наши молитвы, если мы не прилагаем к ним никакого усилия внутреннего, никакого подвига, который бы делал способными нас воспринять эту Божественную силу. И потому Господь, обращаясь к нам со страниц Евангелия, говорит: «Род сей изгонится только молитвою и постом». О чем можно говорить, если народ наш перестал молиться и поститься? Даже мы, православные христиане, не всегда воспринимаем пост как некое орудие для того, чтобы благодать Божия стяжалась нами. Мы забыли о том, что такое молитва, мы отказываемся от молитвы в угоду неге, расслаблению, телевидению или интернету. Мы оставили эту связь с Богом. Чего же ждать более? Евангелие, читаемое нами сегодня, напоминает нам о том, какой должна быть вера, какой должна быть молитва, каким должен быть наш труд, если мы ищем Бога. Евангелие напоминает нам об осмыслении нашей жизни, тех явлений, которые происходят вокруг нас, как неких свидетельств, знамений того глубокого духовного падения, которому подвержены наши современники. Сегодня со страниц Евангелия Господь обращается ко всем нам: «Церковь моя, имей веру, не гнушайся молитвой, подвигнесь постом, помолись за Отечество наше, за братьев наших и сестер». За многих из тех, кто рядом с нами, кто называет себя православными по букве, но не по духу. Эти размышления особенно важны в дни Святого Великого поста. В дни, когда преподобный Иоанн Лествичник напоминает нам о ступенях деятельного восхождения к Богу, о том, каким трудом дается это восхождение, о том, что оно должно проходить постепенно. Не может человек сразу достичь высот духовной жизни. Пусть пример отца, исповедовавшего свою веру, наставления Спасителя о посте и молитве удерживают нас в духе разума, благочестия, духе страха Божия, не оставляя в нашей жизни места для глумления лукавому демону. Аминь».