Слово по окончании Божественной литургии в день праздника Сретения Господня в Сретенском храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день праздника Сретения Господня в Сретенском  храме г. Ростова-на-Дону
15 февраля 2012 648

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Всечестные отцы, братья и сестры, дорогие братья сослужители, отец благочинный, отец настоятель, дорогие прихожане, приветствую вас с праздником Сретения Господня. Замечательный, великий праздник, удивительный по своей истории. В ряду прочих двунадесятых праздников не самый может быть яркий, но очень значимый и важный для нашей жизни. Потому что через содержание этого праздника, через его осмысление мы приобретаем опыт рассудительной жизни, жизни спокойной, жизни правильно направленной. Через осмысление этого события мы успокаиваем буйство своих чувств и размышлений о скоропреходящем сем бытии.
В основе праздника лежит историческое событие. Когда Богоматерь принесла во Иерусалимский храм Богомладенца Христа на руках, чтобы посвятить Его Богу по закону иудейскому. И вот навстречу Богоматери вышел трехсотлетний старец Симеон, который был одним из семидесяти переводчиков, переводивших тексты Священного Писания для фараона Птолемея Филадельфа, который в Александрии собирал замечательную, уникальную библиотеку, в которую входили все своды духовных и ценных книг. И он позаботился, чтобы Священное Писание тоже вошло в свод его библиотеки. И вот было избрано из среды иудейского народа семьдесят мужей, самых достойных, самых боголюбивых. Они были помещены в разные места, изолированы друг от друга и от общества. Им приносили пищу и следили за тем, чтобы никто не общался с ними во время их перевода. И результатом этого перевода стало Священное Писание, переведенное один в один семьюдесятью людьми. Ни одного слова не было изменено. И вот во время этого великого богодухновенного труда молодой, еще полный сил Симеон, читая писания, пророчества пророка Исаии, нашел строку, где написано: «И вот дева примет во чреве и родит сына и нарекут имя ему Иммануил». И будучи человеком грамотным, образованным, он усомнился в том, как может быть, чтобы дева имела во чреве. И он уже взял нож для того, чтобы вычистить папирус и исправить слово «дева» на слово «жена», но в этот момент ему явился ангел Господень, остановил его руку и сказал Симеону: « За то, что ты усомнился, ты будешь жить на этой земле столько, пока не увидишь на руках своих того, о ком возвещал пророк Исаия». И вот идут десятилетия, столетие сменяет столетие, старец, совсем изможденный, уставший от жизни, обремененный тяготами этой жизни, уже практически лишившийся здоровья, все живет и не знает, когда будет разрешение его от жизни. И вот Духом Святым в этот день он поднимается с одра своего и выходит навстречу принепорочной Богоматери. Его старческие глаза, уставшие видеть, вдруг видят новизну, вдруг видят обновление, видят особый свет. Сердце чувствует особую радость и жизнь наполняется смыслом. Бог указывает ему, что это тот, в ком он сомневался. И старец произносит слова, которые мы каждый раз повторяем на вечернем Богослужении: «Ныне Ты отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром ибо увидели глаза мои того, кого Ты обещал для спасения народа израилева». И пророчица Анна выходит навстречу Богоматери. Женщина, которая с самого раннего возраста подвизалась при храме, была известна как пророчица, она возвещает Богоматери о том, что и сквозь сердце ее оружие пройдет, будет скорбь великая, но сей и на руках носимый лежит на падение и на восстание для многих. Такова история этого праздника.
Мы видим удивительную встречу. Отсюда и славянское слово названия праздника - Сретение. Самые достойные представители Ветхозаветного мира – Симеон Богоприимец и Анна пророчица на ступени Иерусалимского храма выходят, чтобы встретить Господа, а Богоматерь, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов, честнейшая среди дев, приносит плод чрева своего, отрока Иисуса, чтобы посвятить его Богу. Встречаются два завета: Ветхий завет – в лице Симеона и Анны пророчицы и Новый завет – в лице Господа Иисуса Христа и Богоматери. Это есть свидетельство того, что все, что сказано в Новом завете, все, что исполнилось в Евангелии, произрастает из пророчеств и учения ветхозаветного. Что Бог непреложен в Своем слове, что истина Божия открывается человеку. Мы видим удивительную встречу людей старого поколения и людей молодых. И то, что обычно принято в нашей жизни считать конфликтом поколений, когда старики учат молодежь и это приводит к ссорам к разногласиям, к разрушению семей, к прекращению общения – этого не происходит во время этой встречи, ветхое встречается с новым. Новое источник жизни черпает в Ветхом завете и исполняется в Новом, и нет этих противоречий и нет этих конфликтов. Зададим себе вопрос, почему же этого не происходит? Не происходит того, что происходит часто в нашей жизни. Потому что сила Божия покрывает эту встречу. Благодать Божия присутствует в этот момент. А почему же происходят конфликты между детьми и родителями, между стариками и внуками? Всё это происходит потому, что нет силы Божией в этой встрече. Нет благодатного преемства поколений, оно разрушается, разрушается искусственно, когда многие пытаются посредством массовой информации разорвать эту связь поколений. Не дать передать опыт, не дать передать знания. Почему? Да потому что когда нет этой связи в семье, на неокрепший ум, на несформировавшуюся психику, на отсутствие опыта намного легче воздействовать с разрушительной силой. Потому что у человека молодого отсутствуют критерии оценки жизни, он не получил их от своих родителей. И такой человек ввергается во тьму кромешную грешной и, естественно, безрассудной жизни, теряя всяческие нравственные ориентиры, теряя способность правильно оценивать все, что с ним происходит. И вместо того, чтобы выбраться из этого логова греховного, он все более и более погружается в него. Потому такое важное значение Церковь придает семейному укладу, потому Церковь молодым говорит: «Слушайте стариков. Посмотрите на их опыт, поучитесь от них жизни, потерпите может быть их ворчливость или недовольство вами. Возьмите от них самое ценное, сохраните связь поколений и преемство опыта жизненного». А старики всегда учат молодежь в основе своей правде, правде Божией. Почему? Да потому что взойдя на гору жизни, даже ту вершину, которая закрывала от них вид Царства Божия и жизни Вечной, они преодолели и глаза их уже смотрят за эту вершину. И видят люди тайны Царства Божия и возвещают об этом молодым. Именно этот опыт духовной жизни и нужно перенять молодому поколению. Опыт не только в делах, но в мыслях, в сердечном расположении, в отношении к Отечеству своему, к Церкви, к близким. Этого опыта так не хватает нашему поколению. Если бы был этот опыт, то не пошли бы молодые люди тысячами для того, чтобы разрушить устои и уклады своего Отечества, не туда бы они пошли, не на митинги и собрания, но пошли бы на предприятия, пошли бы на село для того, чтобы работать и восстанавливать свое Отечество, а не для того, чтобы разрушать его. Отсутствие Бога в преемстве, в семье свидетельствует о том, что это место опыта поколений и место присутствия благодати восполняется другим духом. Не Духом Божиим, не духом созидания, но духом антихриста, духом дьявольским, духом, который разрушает и вокруг человека все и в конечном итоге будет разрушительным и для души самого человека, носителя этого духа. Потому Церковь свидетельствует: «Нет конфликтов поколения, не может быть, этот конфликт исключен там, где есть вера, где есть присутствие живого Бога в нашей жизни».
Сегодняшний праздник как никакой, может быть, другой напоминает нам о самом важном и сокровенном в нашей жизни, о наших семьях, о наших близких, о детях, о том, какую мы ответственность несем перед Богом и перед Отечеством за то, чтобы передать правильный положительный разумный опыт своей жизни возрастающему поколению. Какая ответственность лежит на родителях по воспитанию своих детей, чтобы они научили их спокойно принимать этот опыт, руководствоваться им в своей жизни. А если сил своих не хватает, Церковь Божия поможет. Она является исторической носительницей всей этой правды, всего этого опыта. Она способна передать его и научить или, если его не хватает, восполнить людям старшего и среднего возраста и дать его молодежи. Потому такое важное значение придает Церковь воспитанию молодых людей. Это не просто слова, это сознание нашей ответственности за исторические судьбы нашего государства, Руси Святой. Мы ответственны за это воспитание перед памятью своих великих предков. Потому Церковь так и заботится о молодежи. Потому такое важное значение Святейший Патриарх и Священный Синод, Архиерейские Соборы, пастыри Церкви проявляют заботе о молодых людях. Мы понимаем, что от того, как воспримут правду жизни, возвещенную Господом и носимую в сердцах предков, молодые люди, будет зависеть будущее нашего Отечества. Будет это Отечество вообще или развалят его по губерниям. Потому слово мое сегодня и к старшему поколению – с любовью, с воздержанием, но и с упорством говорите правду молодым людям. Не бойтесь быть неуслышанными, говорите от опыта своей жизни – как нужно ценить Родину, как нужно заботиться о стариках, как нужно трудиться, что не путем подачек извне, не от того, что кто-то у кого-то что-то отнял, не от распутства счастье человеческой жизни, но от труда для блага других людей может наполнить человек свою жизнь счастьем.
Сегодня обращаю слово свое и к молодежи. Мы ответственны перед Отечеством и перед Богом за то, каким будет будущее. В конечном итоге, молодые люди сегодня – это завтра отцы и матери, дедушки и бабушки. И если вы хотите, чтобы жизнь ваша была счастлива, чтобы ваши потомки были рядом с вами, чтобы их участие согревало вашу жизнь, примите то, что говорит вам Церковь и ваши предки. Примите это с любовью и если многого не понимаете, хотя бы сохраните это в своем сердце для того, чтобы в самый ответственный момент жизни привить это в той или иной ответственной ситуации и она была заменена на спасительную.
Вот о чем говорит нам, дорогие братья и сестры, сегодняшний праздник Сретения Господня. И пусть в нашей жизни, жизни людей православных, знающих Церковь и Господа, пусть будет все не так, как хотел бы кто-то извне. И пусть наши встречи с людьми близкими будут исполнены благодатной силы победившего свою смерть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь».