«Дорогие братья и сестры, сердечно приветствую вас с этим воскресным днем и праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Священное Писание не доносит до нас на своих страницах этого события. Вообще о Пресвятой Богородице мало говорит Священное Писание, но Священное Предание Церкви из уст в уста, из поколения в поколение, из века в век передает нам замечательные исторические повествования жизни Пресвятой Богородицы. Из этого Священного Предания мы черпаем сведения и знания о том, как родилась Пречистая Богоматерь, кто были Ее родители. Мы знаем из Священного Предания, что Духом Божиим Она была предочищена к совершению той Великой миссии, которую исполнила в полноте своего служения, явившись Матерью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Мы знаем из Священного Предания, что святые родители Иоаким и Анна решили посвятить свое чадо служению Господу. По истечении трех лет юную девочку они привели к ступеням Иерусалимского храма, где находилось святилище, где особым образом почивал Господь и проявлял Свое Божественное Всемогущество. Сюда, к Лицу Божию, была приведена эта юная Отроковица. Это шествие было торжественным, Ее сопровождали такие же, как Она, отроковицы со свечами, за Ней шли в след родственники, родители… И вот Она остановилась перед ступенями этого храма, высокими ступенями, казалось бы, для юной отроковицы такого малого возраста – непреодолимые. Но что-то коснулось в этот момент Ее сердца, и Она буквально взлетела, воспарила по ступеням этого храма, была встречена первосвященником. И особым образом открыто ему было, что необходимо эту девочку ввести в святилище, во святая святых, – туда, куда он сам один лишь раз в году мог войти.
Это событие доносит до нас Священное Предание. Событие, которое не очень насыщено какими-то элементами, раскрывающими то, что происходит, но событие, которое всегда отмечала на протяжении всей своей истории святая Православная Церковь. Это очень важное событие, которое открывает нам смысл Священной истории, которое соединяет Священную историю Ветхого Завета и Нового Завета, которое приоткрывает нам наше место в истории Церкви, в Бытии Божием. Что же такого особенного произошло?.. Казалось бы, не было ничего такого впечатляющего, – просто юная отроковица пришла в храм. Но обратим внимание на то, что Она пришла ни в какое другое место, ни к кому из законников и пророков, не в дом первосвященника, – Она пришла в храм. И, поставленная на пороге этого храма, Она преодолела эти внешние препятствия, которые, казалось бы, могли не допустить Ее войти в храм Божий. Но прилагая свои юные отроческие силы, Она преодолела эти ступени. Она так стремилась войти в храм Божий, что приложила всё свое детское умение. И вот там, в храме Божием, была встречена первосвященником Образом Господа, была введена во святая святых и там, в этом храме, Она осталась до своего совершеннолетия. Научаясь закону Божьему, научаясь трудолюбию, научаясь молитве, научаясь беседовать с Богом.
Священное писание говорит нам, что ни единожды в храме Божием являлся Архангел Божией Матери, и наставлял Её в законе, беседовал с Ней. Мы видим, что, будучи предочищенной Духом Святым к Великому избранию, сама Отроковица юная прилагает великие усилия к своему дальнейшему служению. Она прилагает все свои жизненные силы, все свое трудолюбие, умение к тому, чтобы достойно предуготовить себя к служению Господу. И Она входит в храм, Она соединяет этим Ветхий и Новый Завет. Человечество, поверженное грехом долу, она соединяет с Тем, Кто будет вторым Адамом, новым Адамом безгрешным, Кто воплотится от Нее, – Она в себе соединяет через свое присутствие в храме с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Если мы задумаемся над этой Священной историей, которую мы слышали, то увидим, что являет собой храм Божий, что представляет он из себя для нашего спасения. Если только мы будем входить в этот храм, если мы приложим к этому хоть немного своих усилий жизненных, своего умения, – какие богатые дарования перед нами сможет открыть храм Божий! И уж если это было открыто в ветхозаветном храме, то тем паче многократно сие открывается в храме новозаветном, где Сам Господь и Спаситель наш почивает Телом и Кровью Своею, где являет Себя в Святых Тайнах Евхаристии, преподавая в каждой частице из Чаши, предлагаемой нам, всего Себя для нашего спасения. Здесь человек освящает свою жизнь Духом Святым, разрешается от грехов, научается праведной жизни, изучает слово Божие, здесь он постигает критерии оценки жизни.
Мы слышали сегодня в Священном Писании, которое читалось за Божественной литургией, как некий богатый человек, у которого всё было, все свое упование положил на это богатство. И что же оказалось? Душа его отошла ко Господу, и все богатство, все нажитое им, все, чего чаяла его душа, о чем веселилась, – все это осталось здесь, на земле. Ничего не взял он с собой, пошел с пустой душой на суд Божий. И вспоминая этот пример, сказанный в Евангелии Господом, мы должны помнить, что всё упование своё в жизни христианской мы в Боге должны иметь, мы должны его здесь, в храме Божием, воспитывать, дабы не было в нашей жизни каких-то ложных ценностей, могущих повлиять на нашу жизнь, на нашу бессмертную душу и в конечном итоге погубить её.
Через Бога, через храм Божий, через становление своей жизни здесь, в преддверии алтаря, в присутствии Божественных Тайн, мы воспитываем себя достойными гражданами Отечества Небесного, здесь мы становимся и достойными гражданами Отечества земного. Сколь ложного, суетного и пустого предлагает мир, предлагает так, как и должен, наверное, предлагать, чтобы соблазнить. Предлагает в красивой упаковке, в блестящей обертке. Предлагает яства и наслаждение, но мы знаем, чем чреваты эти яства и наслаждения и что таится за красивой блестящей оберткой. Часто за всем этим скрывается грех, скрывается неправда, способная убить человеческую душу. Привлекая красотой внешней, убивает нашу красоту внутреннюю. Где найти это противоядие, где обрести подлинный критерий, где правильно оценить, что происходит и что предлагается?.. Нашей жизни мало для того, чтобы всё это понять и объяснить. Но для этого Церковь предлагает нам двухтысячелетний опыт своей жизни. Вместе со святыми угодниками Божиими, вместе с опытом Церкви, по молитвам Богородицы просвещается человеческое сердце. И, может быть, мы не можем объяснить словами, но знаем, что за этим кроется, и можем Духом Божиим, который живет в нашем сердце, отличить добро от зла, правду от неправды, яд от лекарства. Всё это, дорогие мои братья и сестры, мы обретаем в храме Божием, здесь, в этих стенах, мы всё это получаем. И потому, хотя нужно нам прилагать к сему свой личный труд, но многократно больше дает Господь нам здесь, под сводами этого святого храма, совокупленными вместе в единой церковной молитве о своих грехах и обо всем мире.
Потому сегодня, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, конечно, мое первое слово о храме, о любви к Дому Божьему, о необходимости быть как можно чаще в храме, где как ни в каком другом месте мы получаем и силу Божию, и разум, и премудрость. И пусть Пресвятая Дева будет всем нам Помощницей и добрым примером в этом восхождении нашем к храму Божьему, а через него – к Отчеству Небесному. Аминь. С праздником всех!»