Слово по окончании Божественной литургии в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Ростовском Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Ростовском Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
14 августа 2011 508

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня, празднуя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, мы начинаем поприще поста, по строгости своей приравниваемого к Великому посту. Пост недолгий, всего две недели. Посвящен он Пречистой Богоматери в преддверие праздника Ее Успения. За это непродолжительное время образом глубокой сердечной молитвы, образом воздержания от пищи скоромной и, безусловно, образом удержания своих похотей, страстей, греховных желаний мы должны хоть немного очистить себя перед тем, как духовно предстанем гробу Пречистой Богоматери и вместе со святыми апостолами удивимся странному Ее восшествию на небеса. А Крест – орудие христианской славы и победы над всем тем, что довлеет в нашей жизни и порабощает ее. Как бы это ни казалось парадоксальным, но Крест Христов, позорное орудие казни, на котором Господь и Спаситель наш Иисус Христос претерпел Свои крестные страдания, освобождает нас от рабства греху, делает нас подлинно свободными, потому что если грех не довлеет над человеческой душой, если он не властвует в человеческой жизни, значит, человек подлинно свободен, ибо ничто внешнее не в состоянии сломить и поработить человека.

Очень важно, когда мы возлагаем свое упование на победоносную силу Креста Господня, на молитвы Церкви, на предстательство Божией Матери и святых, не малодушествовать, иметь веру твердую и несумненную. Зачастую мы обращаем свой голос к священнику или к архипастырю с недоуменным вопросом: почему в нашей жизни не происходит таких чудес, знамений и явлений, которые были во времена Христа Спасителя? Почему молитва пресвитера не так действительна и не так сильна, как молитва первых иерархов Церкви и даже первых христиан? Почему мы не получаем должного ответа с Неба, обращая свои мысленные взоры к нему, совершая дела милосердия, творя милостыню, и даже исповедуясь и причащаясь, мы не получаем того ответа от Бога, который хотели бы получить. Ответ на эти вопросы мы находим с вами в Священном Писании, которое читалось сегодня за Божественной литургией.

Когда Господь шел по водам к апостолам, находившимся в лодке, они были не только удивлены, но объяты ужасом. Они думали, что видят призрак, который идет к ним. И вот апостол Петр, один из апостолов, наиболее яркий в своей вере, в проявлении своих эмоций в жизни, говорит Господу: «Повели, и я приду к Тебе». «Иди», – говорит Господь. И Петр вылез из лодки, и идет по водам к Спасителю, но видит некую волну, находящую на него, и вот смятение объяло сердце этого мужественного человека, и как только оно коснулось этого сердца, так тут же апостол стал утопать. Он проявил маловерие, он проявил сомнение. Оно лишь на одно мгновение посетило его сердце: а вдруг что-то не так? – и тут же началось крушение человеческой жизни. Сколько в нашей жизни бывает сомнений, искушений и соблазнов. Не одной волною, а как цунами они охватывают нашу жизнь, разбивая в щепки всю нашу веру, которую мы с таким трудом строили. И потому, когда мы приходим часто к Богу с молитвой, с просьбой о помощи и заступлении, мы не видим того должного результата, который должен был бы быть. Потому что вера наша не совершенна.

Вы спросите: а как же сделать так, чтобы эта вера стала совершенной? И опять находим ответ в Священном Писании. Апостол, утопая, в самый последний, отчаянный, миг своей жизни, обращает свой взор к Господу: «Спаси меня!» – и простирает к Нему руку. Там, где колеблется наша вера, там, где не тверды наши знания, там, где отступает похоть нашей жизни, там остается место для молитвы – молитвы всесильной, для которой не существует преград, которая разрушает и повергает в прах сомнения человеческой немощи, которую Бог слышит даже из ада преисподнего, эта молитва в состоянии изменить нашу жизнь. Господи, спаси нас, дай нам руку помощи! Не отврати лица Твоего от нас!» Вот эта простая молитва, из глубин человеческого сердца к Богу возносимая, в состоянии творить чудеса, изменяя и нашу жизнь, и жизнь нашего общества.

И потому, дорогие мои отцы, братья и сестры, всем нам без исключения надлежит учиться верить и молиться. И среди соблазнов этого мира, среди многих искушений, которые мы встречаем на своем жизненном пути, силой молитвы созидать свою веру, не отвращать взор свой от Господа, помня пример апостола Петра, который на мгновение глаза свои отвел от Спасителя, и увидел волну, и тут же стал утопать. Мы должны жить так, как учит нас псалмопевец Давид: «Очи мои всегда обращены к Господу». Вот образ нашей христианской жизни. Глаза наши всегда – навстречу Господу, сердце наше обращено к горнему. Не под ногами своими смотреть, что там находится, не вставать, подобно животным на четыре конечности, чтобы найти себе только кусок пропитания или денег, и этим озаботиться, и это положить в основу своей жизни. Но сердце и очи всегда иметь обращенными к Господу, помня о нашем призвании быть чадами Божьими по благодати и наследниками Царства Божия. И да укрепит нас в этом сила Святаго Честнаго и Животворящаго Креста Господня. И да укрепит и вразумит и умудрит нас в этом опыт нашей святой Церкви Православной – многовековой опыт, который мы призваны использовать в своей жизни, положить в основу своего существования.

Дай Бог нам всем иметь эту великую спасительную веру, способную разрушать всякие средостения между человеком и Богом. Дай Бог нам пройти поприще этого святого поста в мире с нашими ближними и в мире с самим собой. Если мы чувствуем нарушение этого мира, мы должны обрести его, через таинство покаяния примирившись с Богом и примирившись с Церковью. И да поможет нам в этом пречистая Богоматерь, под благодатным Покровом Которой мы пребываем ныне и, надеюсь, вовеки веков. Аминь.