Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе города Ростова-на-Дону в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе города Ростова-на-Дону в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы
21 сентября 2011 665


«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сердечно приветствую вас, дорогие отцы, братья и сестры, с престольным праздником нашего кафедрального храма – Рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Само название праздника говорит о том, что праздник этот – праздник радости, потому что Господь призвал к жизни, по молитвам благочестивых родителей, через неисповедимые пути Промысла Своего ту, Которая должны была послужить тайне вочеловечения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Иными словами, с момента рождества Пренепорочной Девы Марии полагается основа нашего спасения, приоткрывается завеса домостроительства Божия, Промысла Божия о мире, приоткрывается завеса пришествия в мир Господа и Спасителя. С самого Своего детства, с младенчества, Пресвятая Богородица родителями Своими была научаема любви к Богу и служению Богу, и потому не случайно в дни праздников Пресвятой Богородицы за Божественной литургией читается Евангелие, напрямую, конечно, не относящееся к событию сегодняшнего дня, но иносказательно подчеркивающее величину служения Богоматери, Ее молитвенного предстояния, полноты Ее упования и любви к Богу.

Господь, обращаясь к Марфе и Марии, двум сестрам, указывая на пример молитвенного созерцания Марии, говорит: «Мария благую часть избрала, и эта часть никогда не отнимется у нее». А некая женщина, услышав эти слова, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя». Она, по своей природе женской, поняла то неимоверное счастье, которое наполняет душу Богоматери, родившей миру Спасителя. «Блаженно чрево, носившее Тебя». Счастлива та, кто послужила Твоему рождению, кто носила Тебя в Своем чреве, кто питала Тебя Своей грудью. Счастлива Она.

Само слово «счастье» и стремление к счастью в современном мире отождествляется с самым важным в человеческой жизни. Но если мы спросим человека о том, что такое счастье, ответ на этот вопрос будет разными людьми дан по-разному. Для одних счастье – это власть, для других – богатство, для третьих – слава, общественное признание, для кого-то семья, для кого-то работа… Много люди могут назвать характеристик этого счастья. Но ни одна из них не будет в полноте отвечать этому слову. А Господь говорит не только о человеческом счастье, он говорит и о радости небесной, потому что евангелист называет Носившую Его блаженной. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, питавшие Тебя». Это полнота счастья земного, в которой открывается полнота радости и счастья небесного.

Но что же такого счастливого было в жизни Пренепорочной Девы? Если мы взглянем не Ее жизнь, то не увидим ни власти, ни богатства, ни избытка и достатка, ни спокойствия и мира, ни благополучной семьи. Наоборот – непонимание, отчуждение, изгнание и, в завершение всего, лицезрение страданий Своего возлюбленного Сына и Господа нашего Иисуса Христа.

В каноне, который мы читаем перед святой Плащаницей в день Великой Пятницы, гимнотворец пишет: «Матерски терзаяся утробой, взираше Пречистая на страдания Твоя». Как Она могла смотреть – и не умереть? Как Она могла вытерпеть это все? Как можно это пережить? Это ли человеческое счастье? Но Богоматерь видела полноту радости совершенно в другом. Об этом сказал Господь, давая понять служение Мариино: эта часть не отнимется от тебя, счастлива ты, что выбрала эту часть.

Счастлива Ты, что выбрала в своей жизни правильную основу. Счастлива Ты, что положила все упование Свое, всю надежду Свою в Боге. Счастлива от того, что во всех обстояниях Твоей жизни Бог будет Тебе прибежищем и силой, исполнением Твоих надежд и чаяний, Твоим заступником, помощником и покровителем. Счастлива Ты, что в жизни Своей не лишена присутствия Божьего. Вот это, дорогие мои, и есть настоящее человеческое счастье, которое никто у нас украсть не в состоянии – никакие общественно-политические изменения, ни разбойники, ни лихоимцы не в состоянии уничтожить то, что Бог дает человеку. И это счастье пребывает не во внешних обстоятельствах, но в глубинах человеческого сердца. Действительно блаженны те, кто стяжал это счастье. И мы видим сонмы подвижников нашей Церкви, в самых стесненных обстоятельствах жизни, в тюрьмах, лишениях, изгнаниях, будучи голодными, холодными и гонимыми, они были счастливы. От чего? Да от того, что в их жизни пребывал Господь неотступно. И мы знаем свидетельства исторические, когда новомучеников и исповедников спрашивали о том, когда было самое хорошее время в их жизни, они говорили: «В тюрьмах и лишениях». «Почему?» – недоумевали вопрошающие. «Да потому, что в это время Бог был, как никогда, близок к нам».

И вот мы – сытые и довольные, имеющие крышу над головой и не гонимые. Что для нас значит счастье? Ведь мы так часто гонимся за ним, прилагаем неимоверное количество усилий для того, чтобы достичь этого счастья, и когда, казалось бы, вот оно уже рядом, оно ускользает от нас, не оставляя ничего внутри, кроме пустоты и разочарования, кроме того, что потрачены силы впустую. Это является свидетельством того, что мы полагаем свое упование и надежду не там, где нужно, не на том фундаменте строим дом своей жизни, не те ценности собираем для своего благополучия. И потому сегодня, когда мы вспоминаем Пречистую Богоматерь, Ее рождение, притекаем к Ней в молитвах, восхваляем Ее как высшую среди жен, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, будем помнить о том, что высоту этой радости, этого блаженства, этого наслаждения может дать человеку только Господь. Только в Нем мы можем обрести тот образ, к которому Он нас призывает. Только через веру православную, через нашу молитву, через наше стремление сердцем и всей жизнью своей к Богу мы становимся людьми, которые в полноте могут быть названы личностью, потому что лицом своим предстоят пред Богом. И Господь, видя наше упование, наши надежды, наши труды, веру нашу, отвечает нам Своею Божественною любовью, полнотой этой любви, делая нас еще здесь, на земле, причастниками Своего Царства Небесного, Царства будущего века, делая нас счастливыми людьми.

Потому будем обращать свои молитвы к Пресвятой Богородице, помнить Ее жизненный пример и полагать в основание нашей жизни веру, надежду и любовь к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, к святой Церкви, к ближним нашим, к Отечеству нашему. Это и есть те фундаментальные ценности, на которых строится счастье человеческой жизни. Да не лишит нас Господь вкусить этой радости и здесь, на земле, под благодатным Покровом и заступлением Пречистой Богоматери, Которую мы сегодня с любовию в молитвах величаем. Аминь».

Преосвященный епископ Меркурий обратился с приветственным словом к собратьям-архипастырям, посетившим Кафедральный собор в Престольный праздник и разделившим торжество и радость с паствой Ростовской-на-Дону епархии:

«Я хотел бы сердечно поприветствовать сегодня моих собратьев-архипастырей – владыку Игнатия, епископа Шахтинского и Миллеровского и епископа Корнилия, Преосвященного владыку Волгодонского и Сальского, тех, которые по благословению Святейшего Патриарха решением Священного Синода поставлены возглавлять вновь образованные епархии в пределах Ростовской области. Много лукавых слов говорилось об образовании новых епархий, но все, что мы слышали, а многие говорят и поныне в средствах массовой информации, есть словеса лукавые, потому что они идут не от любви к Церкви, не от заботы о церковном делании. Мы сегодня в молитве в этом соборном храме просили у Господа, в совокупности своих сил духовных, укрепить наше служение в пределах Донского края, благословенной земли Ростовской, дабы славилось здесь имя Божие, и церковное служение совершалось в полноте и истине.

Не разделяет Господь, но объединяет, не отдаляет, но сближает, не ослабляет, но усиливает, и об этом свидетельствует нам многовековой церковный опыт. Потому, дорогие мои собратья-архипастыри, сердечно благодарю вас за то, что вы подъяли труд и прибыли в наш соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Я говорю «наш соборный», уповая, что он и для вас, и для паствы вашей будет таким же храмом, каким был на протяжении многих веков и лет для всей полноты Ростовской земли. Я благодарю вас за ваши труды архипастырские, которые, невзирая ни на какие сложности, вы со смирением, склонив шеи свои пред выбором Священноначалия, подъяли на свои плечи и начинаете ревностно осуществлять в жизни.

Когда меня спрашивают, что бы я хотел пожелать, я всегда говорю одно и то же. И это же сегодня, с этого церковного амвона, хочу сказать вам, дорогие мои собратья: желаю вам неоскудевающей помощи Божией в несении вашего служения. Не в богатстве, славе и чести оно состоит, но в созидании Церкви Божией. Дай Бог вам видеть радость становления Церкви епархиальной, вами возглавляемой, дай Бог вам верных соработников и сослужителей, которые в самые сложные времена будут поддерживать воздетыми руки ваши к престолу Божию. Дай Бог вам силы, доброй и верной паствы, плодоносящего виноградника Церкви Христовой. И то, что сегодня мы прибегаем в своих молитвах и упованиях к Пречистой Богоматери, является залогом того, что и Сама Матерь Божия не оставит нас в нашей жизни и в нашем служении. Примите, дорогие владыки, нашу любовь – не только мою, но и собратьев наших священнослужителей, Ростовской и Новочеркасской паствы, и хотел бы сказать вам – это наш общий дом, это наше общее служение, потому всегда в этом соборе, на этой земле вы у себя дома. Милости просим. Многая и благая лета!»