Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону
2 октября 2011 586

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, приветствую с воскресным днем. Это особый день в церковной жизни, как и каждый день, который Господь нам дает прожить – неповторимый, особенный, наполненный глубоким смыслом и содержанием, день, в который мы должны, как и в каждый другой, благодарить Господа за все его благодеяния и делать все для того, чтобы путь наш по жизни был путем следования за Господом Иисусом Христом.

Мы называемся христианами. Это слово означает: идущие вослед Христу, идущие путем Христовым. Что же значит идти путем Христовым? Как научиться этому следованию? Следовать за Собою христиан, Церковь Свою, учит Сам Господь Иисус Христос, учит словами Священного Писания, которое мы читаем, которое должны изучать, чтение которого слышим за Божественной литургией.

Сегодня, преподавая Святые Таинства, обращаясь к вам, я сказал: «Давайте вместе прочтем молитву перед святым Причащением. Старайтесь вместе со мною и громко повторять слова этой святой молитвы». Я надеялся на то, что вся церковь начнет читать эти молитвы вместе со мной, но практически ни одного голоса не услышал. О чем это говорит? Это может говорить о том, что мы не знаем слов этой молитвы – замечательной, трогательной, проникновенной, глубокой. А это, в свою очередь, говорит о том, что мы не готовимся должным образом к принятию Святых Тайн, не настраиваем свое сердце и свою жизнь на ту тональность, которую задает нам Слово Божие. А еще это может говорить о том, что мы не слышим того, что говорит обращающий к нам свой голос.

Достаточно долгое время проповедуя как архипастырь и как пастырь, я зачастую вижу: вот народ Божий слушает слово, но спроси – о чем ты говорил? – не повторят. Разве можно в этом случае думать о том, что это слово привьется к сердцу? Невнимание и отсутствие сосредоточенности не только в делании, но даже в слушании слова Божия является характерной чертой нашей жизни. Мы разучились слушать и других людей, у нас отсутствует внимание, мы не следим за тем, что происходит и что говорят.

Безусловно, это свидетельствует и о том, что часто слово, которое обращено к нам, – и в нашей повседневной жизни, и из средств массовой информации, и даже от людей, власть имущих, обращающихся к народу, – оно пустое, оно теряет всякий смысл. Достаточно включить телевизор, чтобы увидеть, как в течение иногда многих часов люди что-то говорят, пытаются убедить нас в чем-то, но если попытаться сформулировать кратко все, что сказали эти люди, то мы не сможем этого сделать по причине того, что смысл отсутствует в их словах. Они говорят красивые слова, за которыми ничего не стоит, это пустые слова. Потому и дела их пустые, что слово их не несет в себе никакого содержания.

Отлично от этого слово Божие. Когда мы открываем Священное Писание, то находим в Евангелия от Иоанна, что Слово стало плотью (Ин. 1, 14). Какова же была содержательная часть этого Слова, что Оно стало плотью, воплотилось, материализовалось?! Таково Слово Божие. И когда мы говорим о том, что нам следовало бы учиться христианской жизни, учиться следовать за Христом, то мы должны ушами своими и сердцем свои слушать именно такое Слово, несущее в себе Содержание, а это слово Евангельское, это слово Божие.

Сегодня за Литургией мы слышали это слово. Господь говорит нам: «Если кто хочет идти за Мной, пусть отвержется себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною» (ср.: Мк. 8, 34). Одна строчка Священного Писания, которая вмещает в себя всю нашу жизнь, все наше последование за Господом Иисусом Христом. Прежде всего, мы обращаем внимание на то, что Господь никого не принуждает, Он никого не насилует Своей Любовью, не заставляет принудительно. Бог предлагает нам. Священное Писание словами пророков передает нам эту волю Божию. «Жизнь и смерть предложил Я тебе. Избери жизнь» (Втор. 30, 19). Бог предлагает нам жизнь. Он не заставляет нас принять эту жизнь – Он нам предлагает ее, не только как жизнь временную, но как жизнь вечную, как начало этой вечной жизни в Царствии Божием еще здесь на земле.

Мы читаем в Евангелии совершенно потрясающие человеческое сознание и рациональный разум слова: «Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя». Что же значит отвергнуться, отречься от себя? Это значит стать такими, какими нас не привык видеть мир. Это значит стать такими, какими мы будем удобны для Царства Божия. Это значит стать такими, от которых мир шарахается как юродивых, потому что образ жизни человека, следующего за Господом, не может быть и никогда не будет принят этим миром. Потому что образ этой жизни – это образ правды, истины, нелицемерных взаимоотношений, чистоты и воздержания, любви и снисходительности. Вдумайтесь, много ли мы находим в мире любви, снисходительности, милосердия, заботы, кротости, жертвенности, терпения, воздержания, целомудрия? Присутствует это в мире или нет? Печальный ответ может прийти к нам на сердце: если присутствует, то лишь в малой толике или вовсе исчезает. Мы этих качеств не находим ни в себе, ни в своих близких, и уж тем более в практически абсолютно секулярном обмирщвленном обществе. А если человек начинает жить целомудренно, если он начинает жить чисто, если он стремится исправить свою жизнь, если вместо лжи – правда в его жизни, если он не боится отстаивать правду Божию не смотря ни на что, не смотря на то, что может лишиться и власти, и денег, и чести, и благополучия, то мир, конечно, не принимает его. Он становится юродивым, изгоем в глазах мира. Но этот человек становится сыном Божиим по благодати. Мир его отвергает, но Бог его принимает в Свою любовь. Он становится тем краеугольным камнем для сотен и тысяч людей, которые, взирая на образ его жизни, стараются подражать этому человеку в исполнении тех нравственных высоких качеств, которые Бог заповедал нам, которые Он вложил в природу человеческую, и которые должны реализоваться в этой жизни. И этот человек, который все ценное для мира отвергает, а все, что Божие, принимает в свою жизнь, должен прийти к совершенству, о котором говорит Господь: он берет крест свой и идет за Ним.

Для нас, современных людей, взять крест на плечи – это некий образ из далекого прошлого. Мы не представляем себе того позора и уничижения, которому подвергались люди, несущие орудие своей собственной казни на место этой казни. Неимоверно тяжелое древо, плевки и усмешки. И куда идем? Идем на Голгофу, для того, чтобы там постигнуть полноту оставленности от людей, а может быть даже от Бога. Идем не для того, чтобы нас тащили на этот крест и силой удерживали на нем, но для того, чтобы взойти на него добровольно, чтобы там, на этой Голгофе, которая у каждого своя, принять так же, как принял Господь, всю полноту скорби и человеческого отчаяния. Отец Иоанн (Крестянкин) говорит нам замечательные слова, которые будут утешением и поддержкой нам в этом крестоношении. Старец говорил: «Но свет Воскресения Христова нам возможно увидеть только с голгофского креста». И вот там, будучи пригвожденным скорбями к кресту своей жизни, мы оставляем все, что не принадлежит вечности, мы открываем для себя жизнь вечную.

Этот путь у каждого христианина особый, он у каждого свой, но суть его остается в следующем: если мы хотим быть христианами, если мы хотим следовать за Христом, если мы хотим войти вместе с Ним в вечную жизнь, значит, мы должны вменить себе ни во что все, что предлагает нам мир. Это не значит отказаться от всего – от благ этой жизни, от тех достижений, которые обрела на сегодняшний день цивилизация, но это значит не прилепляться к этому сердцем. Это значит, что все наши помышления, все наши сердечные движения должны быть обращены к Богу. Глаза наши – всегда к Нему. «Очи мои выну ко Господу», – говорит псалмопевец Давид (Пс. 24, 15). «Глаза мои всегда обращены к Богу». Вот образ нашего служения. И тогда никакие скорби и никакое крестоношение не сможет превозмочь той жизни, которую будет обретать человек, безусловно, не силой человеческой, но силой Божией, силой того Креста, который мы берем как позорное орудие, а взяв на свои плечи, обретаем как оружие, которым побеждаем мир, потому что с той поры, как Господь принял крестные страдания, Крест стал не позорным орудием казни, а орудием нашей победы, поражением демонов, символом общего воскресения.

Вот такое слово, дорогие братья и сестры, обращает к нам Господь. Будем внимательны, благоразумны, благопослушливы к этому слову Божиему. Будем стараться принять это слово не только слухом своим внешним, но своим сердцем, дабы там, на сердце, запечатленное слово Божие принесло плод добрый в нашей жизни – радость Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Причастников поздравляю с принятием Святых Животворящих Христовых Тайн. Дай Бог, чтобы сии спасительные Таинства послужили нам ко спасению в жизнь вечную. Аминь».