Слово по окончании Божественной литургии в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Войсковом кафедральном соборе Вознесения Господня г. Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Войсковом кафедральном соборе Вознесения Господня г. Новочеркасска
22 апреля 2012 447

«Ваши Преосвященства, дорогие владыки, уважаемый Игорь Александрович, уважаемое Правительство Ростовской области, уважаемый мэр, братья казаки, братья сослужители, братья и сестры. Христос Воскресе! В этом величественном соборном храме мы полагаем сегодня начало торжествам на Донской земле в память великой и знаменательной победы русского оружия в первой Отечественной войне 1812 года. В этой военной кампании принимали самое активное, деятельное и победоносное участие сыны Донской земли. Потому сегодня в этот день наша молитва благодарности обращена к Богу – за наших предков, за наших соотечественников. Мы вспоминаем сегодня святого апостола Фому. Его имя стало нарицательным в русском фольклоре, когда говорят «Фома неверующий». Но эта поговорка не совсем правильная, точнее сказать совсем неправильная. Фома не был неверующим, он был человеком мудрым и человеком испытующим. На его примере мы видим, как сложно бывает человеку поверить в то, что возвещает ему Бог. Когда мы пытаемся постигнуть тайну Воскресения Христова, обращаем свой взор к Евангелию, к святым апостолам, первое, о чем думаем: «Вот если бы мы были рядом – мы бы поверили, мы бы все знали, мы бы вот или так поступали». Но если внимательно задуматься, то очень сложно было бы нам определиться в той ситуации. Потому что в нашей жизни мы не всегда можем верить Слову Божию, хотя двухтысячелетний опыт Церкви Христовой свидетельствует нам о том, что Бог действует в нашей жизни, о победоносной силе Воскресения Христова. Когда апостолу Фоме, отсутствующему при первом явлении Господа посреди своих учеников, передали, что Господь явился им, явился чудесным образом при закрытых дверях, потому что ученики боялись иудейской расправы над ними. Господь чудесным образом стал среди них, приветствовал их, беседовал с ними. Естественно, когда Фоме сказали об этом, он ответил: «До тех пор, пока я не коснусь Его ран, пока я не осязаю Его плоти, распятой и погребенной, я не поверю, что Он жив». И вот в присутствии Фомы Господь является и, глядя в глаза человеку, говорит: «Ну иди сюда, Фома, осязай Меня. Вот руки Мои и ноги, пробитые гвоздями. Вот раны между ребер Моих. Подойди, посмотри, это Я». Евангелист не говорит нам о том, что пошел Фома к Христу, не говорит о том, что осязал Его. Но это Слово Божие так коснулось его сердца, что он произнес слова, которые доселе не произносил никто из святых апостолов: «Ты Господь Бог мой!» – сказал Фома. Мы видим в этом евангельском примере, что человеческая вера является не от осязания, не от эмпирики, является от слышания, от обращенного к Богу сердца, от искания этого подвига. И естественно, эта вера процвела в святом апостоле Фоме. Я думаю, что для святых апостолов, которые ходили с Господом рядом, которые видели чудеса, сотворяемые Спасителем, которые были свидетелями Его крестных страданий, славной кончины и Его Воскресения, не было в их жизни праздника большего, чем эта встреча с Богом. И она ознаменовалась совершенно особенными событиями. Апостолы, которые, казалось бы, были разрознены при земном странствовании Спасителя, помышляли о своем, вдруг стали едиными. Они собирались все чаще и чаще для молитвы, ожидая обещанного Утешителя. А по получении Святого Духа их торжество, их праздник вылился во всемирное служение проповеди о Христе Воскресшем.
Мы с вами также совершаем светлый праздник Воскресения Христова, мы так же, как апостолы, собрались вместе в этом величественном войсковом соборе, дабы вознести общую молитву к Богу. Зададим себе вопрос: «Будем ли подобны апостолам в единстве нашей проповеди о Воскресшем Христе, в единстве нашего служения Отечеству? Или, может быть, мы предпочтем свой маленький мирок, уютный и обеспеченный, нашему общему русскому миру, нашему Отечеству, нашей Матери Церкви? Да не будет так, ибо этот поступок будет не достоин памяти наших великих предков, которые жизни свои за Церковь, царя и Отечество полагали. Наша вера и торжество нашей веры – в наших делах, в единстве, в нашей любви друг к другу, в единстве целеполагания служения нашему Отечеству. Потому так важно осознать и переосмыслить иногда свою жизнь, свои поступки, соизмерить их с величием Воскресшего Господа, с великим торжеством веры, провозглашенным святыми апостолами, с великим подвигом наших предков. Я всех вас сердечно приветствую. Я верю в то, что дух разума, Дух Божий, дух любви и братолюбия не иссяк в пределах нашего Отечества и нашего Донского края. Церковь никогда не находилась в состоянии абсолютного спокойствия и мирствования. Её давили либо внешние враги, либо раздирали внутренние противоречия. Всегда нужно было выбирать между правдой и ложью, между истиной и неправдой. Этот выбор сегодня представляется каждому из нас, особенно тогда, когда псевдолиберальные ценности становятся основой жизни многих наших соотечественников. Когда порок рядится в одежды благочестия, когда собственное благополучие бывает удобнее трудов на благо Отечества. Сегодня Святая Церковь как никогда призывает народ наш: «Любите Бога, любите наше Отечество, берегите свои национальные святыни, храните их, ибо у народа, который надругается над своими святынями, над могилами своих великих предков, нет будущего». Это обман, что сытая, благополучная жизнь будет нас ждать, если мы примем все, что предлагают нам извне. Обратимся к нашей истории. Примеров предостаточно. Обратимся к Священному Писанию. Бог говорит нам, возвещая правду. Обратимся к глубинам своего сердца, оно подскажет нам, как правильно жить, как правильно веровать и что нужно делать, для того чтобы Отечество наше процветало. Приветствую всех Вас, Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Воскресения Христова. Я уверен в том, что Бог слышал сегодня нашу общую молитву и ради нашей веры, ради наших трудов, ради нашей не лености, приклонит милость Свою к народу нашему, к Донскому краю нашему, ибо в наших сердцах Христос Воскрес!»