Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пасхе в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
13 мая 2012 538

«Христос Восресе! Сердечно приветствую вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, причастников - с принятием Святых Божественных Животворящих страшных и спасительных для нас Христовых Тайн. Сегодня за Литургией мы слышали Евангельское повествование, в котором апостол и евангелист Иоанн Богослов передает нам события встречи Господа с самарянкой. Эта встреча интересна тем, что Господь простой женщине, далекой от веры, но жаждущей этой веры, открывает не только тайну Своего присутствия, но говорит о благодатном действии Святого Духа, которого чает народ Божий и которого по вознесении Своем Господь ниспошлет от Отца. Христос, присев у колодца Иакова отдохнуть, обращается к женщине, пришедшей за водой, с просьбой. Он говорит: «Дай мне напиться воды». Женщина, видя в Христе иудея, человека отличных от нее религиозных убеждений, человека, с которым ее народ не стал бы общаться, все же вступает с Ним в разговор. Она говорит Ему, что для того, чтобы почерпнуть эту воду, необходимо ее достать оттуда, а Господь, как бы отрешившись уже от воды этого колодца, говорит ей об источнике другой воды, открывая перед ней самого Себя как Мессию, Спасителя, как Сына Божия. Женщина дает напиться Ему воды, отбросив всякие условности: перед ней не иудей, не иноплеменник, перед ней человек, который хочет пить. И она достает воду и дает напиться Ему. Через это действие, самое простое и бытовое, Господь открывает ей Себя как Мессию, как Спасителя. Узнав об этом, она бежит в Сихарь - город, в котором жила, приводит своих сограждан, объявляя им, что она встретила Спасителя.
Что же значит этот рассказ для нас? Он очень важен, особенно для тех, кто ищет Бога. Протоиерей Валентин Амфитеатров - известный проповедник, рассуждая об этом месте Священного Писания, сказал следующее: «Чтобы увидеть Бога, чтобы найти Его в своей жизни, нужно отбросить все наши предрассудки и оставить в своей жизни самое необходимое». В данном случае самым необходимым для самарянки было напоить жаждущего человека водой. И через это простое действие, через эту непримечательную на первый взгляд добродетель Бог открывает Себя.
Добро высвечивается Христом, через познание Христа человек определяет, что он совершает в своей жизни - добро или зло. Там, где нет Христа, нет и подлинного понимания добра и зла, истинного и ложного. Снискать это понимание можно двумя способами, неразрывно связанными друг с другом. Это доброделание, которое не связано религиозными, политическими, национальными и иными условностями, и чтение Священного Писания. Через это чтение прививается нам Слово Божие, оно начинает присутствовать в нашем сердце и просвещать внутреннее око для правильной оценки обстоятельств нашей жизни. Сколько же этих жаждущих, кому нужно подать воды, сколько алчущих, которым нужно отрезать кусок хлеба и накормить? Неужели мы в состоянии сделать все для всех? Конечно, нет. Но одному человеку мы сможем помочь. И чем больше человек делает добра, тем больше притекает к нему людей, просящих у него милостыни и помощи, нуждающихся в его слове и деле, в сочувствии и сострадании. Многие люди спросят: «Разве можно всех людей напоить и накормить?». Отец Иоанн Крестьянкин сказал об этом: «Не думайте о том, на сколько хватит источника, черпайте воду и давайте жаждущим. Бог милостив, никогда не оскудеет». Эти слова являются абсолютной истиной, потому что чем больше человек дает другим людям, чем больше он отдает от себя - не всегда воды, не всегда хлеба, не всегда денег, может быть, свое спокойствие, свое личное время, которое мог бы потратить на себя, - тем больше восполняет его душу Господь. Никогда не оскудевает этот источник, потому что это тот источник жизни, Духа Святого, о котором Господь говорил самарянке. Этот источник начинает бить в человеческом сердце. Чем больше людей приходит к этому источнику, тем больше животворящей влаги исходит оттуда и тем большее количество она насыщает. Это и есть действие Божественной Силы в нашей жизни, которая стяжается доброделанием. Пример самарянки, о которой мы сегодня вспоминали, пусть будет нам достойным и наглядным подтверждением необходимости жить для других людей и утверждением нашим в решимости творить добро не ради человеческих выгод или славы, но ради стяжания Святого Божественного и Животворящего Духа, укрепляющего и просвещающего нашу жизнь. Аминь»