Слово по окончании Божественной литургии в неделю 6-ю по Пасхе, "О слепом", в Покровском кафедральном соборе г. Шахты

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в неделю 6-ю по Пасхе, "О слепом", в Покровском кафедральном соборе г. Шахты
20 мая 2012 584

«Ваше Преосвященство, Преосвященный владыка Игнатий, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! Благодарю Бога за то, что в эти дни Господь сподобил меня побывать в пределах Шахтинской епархии – в части Донской митрополии. Как справедливо заметил владыка Игнатий, прошел почти год с того момента, как в пределах митрополии была образована епархия. И настал тот момент, когда Глава митрополии должен поближе познакомиться с епархиальной жизнью – не только Шахтинской, но и Волгодонской епархии. Дабы наше общее свидетельство, к которому мы призваны Самим Господом Иисусом Христом, было единым и было на потребу. Каждый из нас, безусловно, имеет свои личные таланты, качества, особенности, и все эти таланты, качества мы должны принести в полном объеме – вне зависимости от того, какими бы разными людьми мы не были – на алтарь нашего Отечества и Святой Матери нашей – Русской Православной Церкви. Сегодня, как никогда, Господь призывает нас к свидетельству о вере, потому что наша земля, наш народ в эти судьбоносные дни, годы нуждается в крепости своих духовных сил, дабы выстоять, не соблазниться, не уклониться от путей Спасителя. Это возможно только благодаря вере. Об этой вере в Воскресшего Господа, Победившего Своею смертью нашу смерть, свидетельствует Церковь Святая Евангельскими чтениями в течении всех Пасхальных дней.
Сегодняшнее воскресное Евангелие завершает цикл воскресных Евангелий Пасхи. Если мы обратим внимание на содержание этих Евангельских чтений, то увидим, что в каждом из них Святая Церковь предлагает нам опыт человеческой веры, начиная с уверения Фомы. Тихая, не сломленная вера от любви сердечной, которую предлагают нам примеры святых Жен-мироносиц, праведного Иосифа и Никодима, самярянки, напоминает нам о том, как можно уверовать в Господа – через добрые дела, в простоте сердца. Или о том, как нужно верить и ждать – на примере расслабленного, который в течении 38 лет ждал исцеления у Овчей купели. И вот сегодня Церковь говорит нам о том, как Господь исцелил слепорожденного человека, который никогда и ничего в своей жизни не видел. Ни этот человек не просил Спасителя, никто другой, – но Бог явил Славу Свою на этом человеке. Явил таким образом, который для нас может быть не понят, - через плюновение, с пылью смешанное, которым Он помазал глаза больного. А слепец не знал, чем помазывают его глаза. И Господь посылает его идти к купели Силоамской и там омыться, чтобы прозреть. Не самое близкое место в городе Иерусалиме. С этими помазанными Господом глазами, человек, который только и делал, что сидел и просил милостыню, отправляется в это долгое путешествие, полное препятствий, неожиданностей. Он не видит, куда идет, но сердце его влечет к Силоамской купели, потому что он знает: там, омывшись водой, Бог дарует ему нечто, что было не свойственно его жизни – дарует ему прозрение. Он даже не знает, что такое зрение, но сердце подсказывает ему идти туда, чтобы получить этот свет, который уже светит у него изнутри. И по мере движения к Силоамской купели не ослабевает, а наоборот крепнет вера этого человека. И в тот момент, когда он умыл лицо водой, глаза, никогда не видевшие, открылись и увидели свет Божий. Увидели красоту этого мира. Но, видимо, не самое главное то, что они увидели. Самое главное – то, что открылись внутренние глаза этого человека. И даже не видя Христа, но чувствуя Его присутствие в своей жизни, он исповедует свою веру перед лицом фарисеев и законоучителей. Исповедует ее дерзостно, откровенной, не боясь, свидетельствуя о правде Божией. Этот пример является как бы противопоставлением тому исповеданию веры, которое мы совершали в Неделю Антипасхи, вспоминая святого апостола Фому. Он нуждался в подтверждении своей веры, и его слова были: «Пока не увижу язв на Его руках и от копья между ребер, не имею веры». И Господь уверяет его, не дерзает Фома прикоснуться к Господу. А слепец не видел ничего. Все от него было сокрыто, но сердце его было открыто Богу.
Эти два примера обретения человеком веры – это примеры для нашей жизни, которые свидетельствуют нам о том, как нам нужно обрести эту веру. Не от свидетельства, не от доказательств, не от чудес, но от открытого Богу сердца, которое просвещает Господь. И через это просвещение человек укрепляется в своей вере, свидетельствуя о своей верности. Через эту веру и эту верность готовит нас Церковь к восприятию благодати Святаго Духа в дни Святой Пятидесятницы. Точно так же Господь укреплял в вере своих учеников, давая им примеры, уверения, наставления. Через это явление – через свидетельство Воскресшего Господа – укреплялась вера в сердцах Его последователей. Укреплялась вера, происходило становление, излившаяся на них Сила Святого Духа соделала это общество людей – Церковью Христовой, Телом Христовым, местом нашего спасения. Без веры и верности не может быть в человеческой жизни присутствия Святаго Духа. Оно невозможно, потому что сердце наше закрыто. Невозможно этой благодатной Силе наполнить нас, потому что мы закрыты для Ее действия. И только тогда, когда вера открывает наше сердце, мы становимся в состоянии принять эту Силу Святого Духа, наполнить ею нашу жизнь и этой силой совершать свое свидетельство. Дай Бог нашему народу, всем нам иметь эту верность Христу и веру в Него, дабы благодатная Сила Святого Духа действовала и в нашей личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. Дабы открывала Она нам глаза и давала возможность отличить правду от неправды, истинное от ложного, черное от белого. Дабы не погрешая, проводили мы свое житие, земное поприще, совершая свое странствие к чертогам Царства Небесного. Аминь».