«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Всех вас, дорогие мои братья и сестры, приветствую сердечно в этот воскресный день, в который Церковь Святая продолжает нас готовить к вступлению в поприще Святого Великого поста. Этот воскресный день, эта неделя в Церкви именуется неделей о блудном сыне. Именуется так потому, что в этот день мы за Божественной литургией слушали евангельское повествование, притчу, которую Господь рассказал своим ученикам, притчу о блудном сыне. Я думаю, нет смысла повторять слова притчи, мы все ее хорошо знаем. Печально только одно. Что мы знаем эту притчу не только со страниц Священного Писания, а зачастую знаем ее в своей жизни, причем знаем первую часть притчи и, к сожалению, не видим и не знаем логического завершения, которое Господь сказал в Евангелии.
Младший сын, испросив у отца причитающуюся ему по праву часть имения, решает порвать с родительским домом, уходит прочь от родителя своего, полагая, что его собственных сил, умения, опыта жизненного, знаний и тех средств, которые полагались ему по закону от родителя, будет достаточно для того, чтобы вести нормальный образ жизни, чтобы чувствовать себя независимым и самостоятельным человеком. Взяв причитающуюся часть имения, уходит в другую страну, встречая там соблазн, все то, что сопутствует человеческой жизни, постоянно сбивая человека с правильного пути, – роскошь, богатство, веселье, вино, потворство своим страстям. Человек думает, что это счастье. Так думал и этот сын. И все свое имение, и все свои силы он отдал для того, чтобы как можно больше, полною чашей насладиться этого так называемого счастья. Но очень быстро закончились деньги, и человек уже не знал, куда деться. Голод, неустроенность, друзья, которые были рядом тогда, когда в кармане водились деньги, все отвернулись. Девицы легкого поведения к человеку безденежному не проявляли никакого интереса. В чужой стране люди отвернулись от него как от чужеземца. И вот он голодный, без крова, без средств к существованию ищет себе хотя бы возможности пропитания, но не находит. И лишь один человек предлагает ему пасти стада свиней. Особо важно отметить, что Господь это говорит иудеям, для которых свинья являлась нечистым животным, выращивать, пасти и употреблять мясо которого воспрещалось. И вот этот человек с высот своего положения опускается до самой крайней, низкой степени. Он идет пасти стада свиней и готов был уже есть то, что ели эти животные, но и этой пищи не давали ему. В этот самый момент рождается у него мысль: «Пойду к отцу, попрошу его принять меня, может быть не как сына, может быть как раба, хотя бы питаться буду хорошо».
Благая мысль родилась в сердце этого человека. И он возвращается, и отец принимает его, и радуется его возвращению, и даже на некоторую укоризну старшего сына отвечает: «И ты должен радоваться, потому что брат твой пропал и нашелся, был мертв и воскрес».
Какую огромную силу имеет покаяние в человеческой жизни. Отец в притче, еще издалека увидев, что приближается сын, вышел к нему навстречу. Тот не сказал ему никаких слов, не произнес всего того, что у него было в сердце. Но отец, предвидя движение его сердца, уже готовит ему пышную трапезу, уже принимает его как самое дорогое и ценное, что есть в его жизни.
Какой прекрасный пример Господь дает для всех нас. Если бы в нас была хоть некая толика покаяния, хоть некая надежда возвращения к Богу, какие бы милости богатые излил на нас Господь. Но мы продолжаем быть во Отечестве чуждом, тратим последние свои жизненные силы для того, чтобы насытиться полнотой этой жизни и даже хлебнув горя, не возвращаемся к отцу, но упорствуем в своей жизни, проявляя надежду на то, что в какой-то миг может все поменяться, что счастье, которого мы ждали, наполнит нашу жизнь, но чем больше ждем, тем более и более погружаемся во тьму греха.
В преддверии поста Святая Церковь не случайно приводит нам эту притчу для рассуждения и назидания духовного. Смысл ее следующий. В каком бы мы греховном состоянии не находились, какие бы безрассудные поступки в своей жизни не совершали, если в нашем сердце появляется хоть некая искра раскаяния, нужно обратиться к Отцу Небесному и Бог непременно услышит нас. Услышит так, как услышал отец в евангельской притче. Видя лишь только надежду нашу на прощение, изменение жизни, на возвращение к тому, что мы духовно потеряли в своей жизни, Бог даст нам силы и крепость, преклонит к нам Свою отеческую милость и любовь. Это второе, что так важно и необходимо знать, входя в поприще постное. Иметь деятельную молитву, сокрушенную молитву, подкрепленную делами, служением, подвигом, как это было у мытаря, о котором мы говорили и размышляли с вами в прошлую неделю, и иметь сердце сокрушенное, как имел блудный сын. Заблудившийся, но исправившийся и возвратившийся в утерянное Отечество, в дом отчий. Такие примеры руководствуют нас в грядущем посту, полагая нам доброе начало для нашей молитвы и покаянного плача о своих грехах. Аминь»
Слово по окончании Божественной литургии в неделю о блудном сыне в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
12 февраля 2012
465
Поделиться ссылкой: