Слово по окончании Божественной литургии в Неделю пятую Великого поста в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю пятую Великого поста в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
1 апреля 2012 336

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С сегодняшнего дня мы вступаем в последнюю неделю Святого Великого поста. Я не случайно так говорю, это действительно последняя неделя Четыредесятницы, предшествующая Страстной Седмице, которая не входит в дни Святого поста, но является днями особенного воздержания и в пище, и в мыслях, и в деяниях, когда мы следуем мысленно за нашим Спасителем в дни Его страданий. Евангелие, которое мы слышали с вами за Литургией, приоткрывает нам дверь к дням Страстной Седмицы. Господь, удаляясь от Капернаума, шествует в Иерусалим. Отозвав Своих учеников, Он говорит им о Своих грядущих страданиях. Говорит им так откровенно, как никогда не говорил прежде. Говорит о том, что Ему надлежит идти в Иерусалим и там пострадать, и быть преданным, и быть поруганным, принять мученическую позорную смерть. Говорит о там, что Он победит смерть и воскреснет в третий день. Сложно представить, как ученики могли бы отреагировать на эти слова, ведь их чаяния, их надежды были на то, что Христос есть Мессия, Тот, который послан от Бога, учитель, пророк и чудотворец, который придет в земли Палестины, освободит израильский народ от порабощения, воцарится, даст людям счастливую, свободную и сытую жизнь. Именно таким желали видеть Христа многие люди. Вероятнее всего, что таким представляли Его и ученики. Не понимая смысл слов Спасителя, которые Он говорит о своих крестных страданиях, Яков и Иоанн подходят и просят Господа, когда Он войдет в Иерусалим, когда Он будет во славе, вспомнить о том, что они оставили все, как и многие другие, и последовали за Ним. Просят Его о том, чтобы Господь дал им часть Своей славы - сесть одесную и ошуюю. В ответ на эту просьбу, граничащую с дерзостью, Господь им отвечает: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?». «Да, можем!» - отвечают ученики. И Господь, наставляя их, говорит: «Все, что Я буду пить в этой жизни, и вы будете пить, а вот сесть одесную или ошуюю от Меня - не от Меня зависит, но от Отца Моего».
Когда мы читаем эти строки Священного Писания, мы понимаем, что ученики не того просят от Господа, что им следовало бы просить. А что они могли просить у Него? Не понимая, куда влечет их Господь, что ожидает Его в Иерусалиме? Что могли понимать они, не знающие тайны Воскресения Христова? Для нас ответы на вопросы, которые возникают, являются очевидными, потому что мы с вами христиане, мы живем в присутствии Бога в нашей жизни. Мы соединяемся с Ним в Святых Таинствах. Многотысячелетний опыт Церкви укрепляет нас в нашей вере. Всегда ли?
Мы с вами вступаем в Великие дни перед Пасхой, а что происходит в нашем сердце? Кто есть для нас Господь? Наш Спаситель? Наш Бог? Или тот, кто должен нам дать счастливую и сытую жизнь? Читая эти строки, я подумал о нашем Отечестве, о России, которая долгие годы была в пленении атеизма, когда разум людей помрачался безбожием и безумием, когда они в неистовстве громили храмы, отвергая и попирая все святое. Затем, казалось бы, наступил благоприятный период. Он был связан с празднованием тысячелетия Крещения Руси, когда впервые в атеистическом государстве, не признающем Бога, заговорили о национальных и религиозных традициях, о наших корнях, о нашей истории. Когда мы вернулись к тому источнику, который, казалось бы, уже никогда не будет источать живую воду. Двери храмов были открыты, сотни тысяч, миллионы людей в порыве ринулись в эти храмы, крестясь, венчаясь, исповедуясь, богато жертвуя, пытаясь искупить все, что было порушено и попрано предками. А что же произошло дальше? Дальше произошло то же самое, что происходило с израильским народом, который пришел в Иерусалим посмотреть на Христа. Мы думали, что сейчас, войдя под своды Церкви, освятив свою жизнь Таинствами, произойдет нечто такое, что коренным образом изменит нашу жизнь. Поднимется экономика, люди будут жить счастливо и сыто, будут хорошие, счастливые, добрые дети, не будет болезней. Все это будет в прошлом только за то, что мы пришли в храм Божий. Но ничего не произошло. Кризисы потрясают Отечество и весь мир, политические распри содрагают наш народ, разделяя его. Ни бедных не уменьшилось, ни болезни не ушли, скорби не проходят мимо. И вот тот народ, который устремился в девяностых годах в Церковь, задает себе вопрос: «А что Церковь дает мне? Ничего не происходит». А не происходит от того, что мы ставим неправильные приоритеты в своей жизни, так же ошибочно поступаем, как поступали святые апостолы, подходя к Господу и прося у Него чести сесть справа и слева. Происходит то же самое, потому что мы ждем от Церкви и от христианства сытой и спокойной жизни. Но разве эту жизнь - сытую, спокойную и благополучную - обещал нам Господь и Спаситель? «Не того просите, - говорит Господь, - не того ищете». А что же просить у Бога, чего искать нам? Всего того, о чем говорила нам Святая Церковь в течение всех предшествующих дней поста. Не внешнего благополучия и сытости, а внутреннего мира, любви, смиренномудрия, терпения, послушания, кротости, смирения. Искать нужно того, что мы не здесь оставим, но того, что возьмем с собой в жизнь вечную. Потому Христос, показывая нам пример, напоминает, что здесь, в земной юдоли, мы будем иметь и скорби, и болезни, и печали, и многие воздыхания, и предательства, и оплевания - все то, что и Он испил полной чашей. Он говорит нам: «И вы будете пить эту чашу». Что же Он оставляет нам взамен? Оставляет нам взамен самое большее, что Он мог оставить – самого Себя, Свое присутствие в нашей жизни. Не больше ли это всего того, о чем мы иногда так тщетно и дерзновенно просим Бога? «Не оставь нас, Господи, присутствием Своим, не лиши нас Своей Божественной силы, милость Свою не отними от нас» - вот о чем должна просить Церковь Бога, вот чего мы должны искать в этой жизни. И об этом должны думать в эту седмицу, готовящую нас к Страстям Христовым. Евангелие, которое мы читали сегодня, помогает нам сделать переоценку своих жизненных ценностей, вспомнить о том, что вечно, а что преходяще, что жизненно важно, а что второстепенно, особенно для нас, христиан, и понять, наконец, что Церковь не дает благ земных, но дарует, по благодати Божией, блага небесные еще здесь, на земле, самим Спасителем, грядущим на вольные страдания, Аминь».