Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Пречистой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Пречистой Богородицы
8 января 2012 409
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно приветствую с праздником Рождества Христова и Собором Пречистой Богоматери, который мы отмечаем в этот день – на второй день после Рождества Христова. Церковь воспоминает всех тех, кто был близок к Господу, по плоти имел с ним родство и тех людей, которые первыми восприняли Господа и которые оберегали Его в течение земной жизни. Безусловно, первой из этих людей является Пречистая Богоматерь, послужившая Тайне воплощения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем сегодня святого Иосифа Обручника – того, кому было вверено хранить девство и чистоту Пречистой Богоматери и кто слышал ангельский голос, повелевший блюсти Ее и наречь имя рожденному из Нея младенцу. Мы вспоминаем сына праведного Иосифа – Якова. Брата Божия по плоти, как именует его Церковь. Безусловно, это именование очень условное, потому что у Иосифа была семья и у него были дети. И только один из них проявил любовь свою после смерти праведного Иосифа к приемному сыну в этой семье – Господу Иисусу Христу. Вот эти люди были близки Господу в течение Его земной жизни, всячески оберегая Его покой и помогая Ему в Его служении, – потому Церковь в первый день после чествования новорожденного Богомладенца молитвенно их воспоминает.
Сегодня за Литургией мы с вами слышали евангельское чтение, которое продолжает повествование о Рождестве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В самый праздник Рождества евангелист говорил нам о том, как ангельские силы явились в поле близ Вифлеема и благовествовали рождение Богомладенца Христа пастухам; о том, как звезда чудесным образом шла впереди мудрецов, волхвов, указывая им место рождения Богочеловека. И вот сегодня мы слышали продолжение этого Евангелия, но оно особенно отличается от всего того, что мы читали и слушали вчера. Сегодня мы слышали, как Ангел Господень явился во сне праведному Иосифу Обручнику и сказал ему, чтобы он взял Пречистую Богоматерь, взял новорожденного Богомладенца и поспешно бежал в Египет – страну далекую от Вифлеемских земель. Потому что царь Ирод, дышащий злобой, решил исполнить свой коварный замысел и погубить Богомладенца. И вот под покровом ночи, в холод, в безызвестность святое семейство бежит в Египет из Вифлеема. Это повествование по логике человеческой коренным образом отличается от всего того, что мы слышали вчера. По нашей человеческой логике, если уж Ангелы возвещают славу, если уж чудеса и мужи ученые являются свидетелями этих чудес, значит, слава должна воссиять над Тем, о Ком провозвещали Ангелы. И не только волхвы, не только мудрецы, но и другие люди должны были бы прийти и поклониться новорожденному Богочеловеку, и среди них первым, по логике нашей, должен был быть царь Ирод. Но это касается только нашей ограниченной человеческой логики, но иной суд Божий. С самых первых дней пребывания Богочеловека на Него обрушивается человеческая злоба. И вот уже скорбь и страдания, плач и вопли матерей наполняют Вифлеемскую землю, ибо царь Ирод, в безумстве ищущий погубить Богомладенца, предпринимает страшное преступление. Он повелевает избить всех младенцев до 2 лет мужского пола, чтобы среди них был уничтожен и Тот, о Ком сказали ему мудрецы. Но мы знаем, как Бог хранил Спасителя, Его Пречистую Матерь и Иосифа.
И вот мы видим, что слава и сила Божия расходятся с понятиями силы человеческой и славы человеческой, ибо не для этой славы пришел в мир Богомладенец Христос. Он пришел в самую гущу человеческой жизни, туда, где скорбь и страдания, где плач и болезни, где человеческая немощь, – там обретаем мы Бога, там мы с Ним встречаемся, Он среди этих страданий. Ни в славе, ни во власти, ни в богатстве мы не найдем Бога. Он в кротости, в смирении, в чистоте, в воздержании, в надежде, вере и любви. Вот этими качествами мы и должны руководствоваться в своей жизни, когда мы встаем на путь Богоискания. Каждый из нас желает этой встречи с Богом, но так ли наши поиски должны быть разрушительны, каковыми они были у царя Ирода?.. Ту ли цель мы ставим, которую ставил царь Ирод – погубить Богомладеца? Ведь многие и для этого ищут Христа, чтобы уничтожить Его, уничтожить Его память, Его дело. Они готовы уже уничтожить саму Церковь. И сколько, мы знаем, было попыток эту Церковь уничтожить! Под разными видами и предлогами приходили эти люди в храмы Божии, разоряя веру, пытаясь пошатнуть наши убеждения в истинности слов Спасителя, пытались уничтожить слова Священного Писания, оклеветать. Да сколько, сейчас мы видим, соблазнительных и клеветнических мыслей преподносится нам в средствах массовой информации, чтобы наша вера иссякла. То говорили, что Бога нет вообще и Христос – это миф, придуманный людьми, то потом стали говорить, что это был исторический персонаж, который был действительно, но ничего божественного в Нем не было, Он был простой человек. То отрицали существование апостолов, то стали говорить, что эти люди испугались, что подумают о них плохо, и украли тело Спасителя и даже саму Плащаницу, в которую было завернуто Божественное Тело воскресшего Господа, придумали, изготовили. Как будто апостолам больше делать было нечего, как фальсифицировать Воскресение Христово!..
Так происходит в окружающем нас мире, но мы забываем о том, что и враг рода человеческого тайно с лукавством действует на наше сердце, пытаясь убить в нем веру в Спасителя Господа Иисуса Христа. А что мы можем противопоставить, где наши доказательства, где мы можем явить исторические факты и свидетельства? Но разве в этом нуждается наше сердце? Разве не сердце горит в нас, как говорит святой апостол Лука, когда Бог беседует с нами в молитве? Когда мы говорим Ему: «Господи!» – и чувствуем реальное Его присутствие в своей жизни, когда мы приобщаемся Тайн Христовых, Тела и Крови Его, принимаем Бога внутрь себя и освящаемся, и изменяемся. Когда Божественная сила касается нашего сердца. Неужели нам нужны какие-то еще исторические доводы и убеждения?! Сердце наше, вера наша говорят нам об истинности нашей жизни во Христе. Задуматься только, если бы мы в жизни своей Христа не встретили, каковой была наша жизнь, во что бы она превратилась, кем бы мы сами были? Мы бы превратились в ничто. Потому что без Бога, без Его возрождающей, благодатной силы Святаго Духа не может быть и речи о подлинном становлении человека как личности. Только в Боге, только в религии – в этой взаимосвязи человека и Бога, земли и неба – может возродиться то, что мы называем падшим Адамом, может восстать, как сын, как чадо Божие по благодати. И потому ни доводы истории, ни доказательства ученых не являются основой нашей веры, но дыхание Божие в нашей жизни уверяет нас в истинности слов Евангелия, в истинности и правости нашей веры.
И вот сегодня, когда мы вспоминаем историю Рождества Христова, когда мы вспоминаем нашу Священную историю, и далёкую и близкую, мы должны укреплять себя верой, мы должны укреплять себя молитвой, мы должны искать Бога, дабы освятиться через эту встречу, дабы возродиться через это общение, дабы сделаться наследниками Царства Божия и достойными сынами своего Отечества. Пусть же Бог по молитвам Пречистой и Непорочной Своей Матери, святого праведного Иосифа Обручника, который был тоже человеком сомневающимся, но который услышал ангельский голос и доверился Богу, – пусть вера в нашем народе укрепляется, укрепляется в нашем сердце, дабы это была не только вера, но было Богу абсолютное доверие. И тогда наша жизнь, верим, подлинно изменится – во Христе Иисусе Господе нашем! Аминь!