«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Приветствую вас, дорогие братья и сестры, с праздником Входа Господня в Иерусалим, с Вербным Воскресеньем. По традиции мы всегда возвращаемся в конце службы к прочитанному за Литургией Евангелию, дабы снова вернуться к тому Слову Божию, которое с его страниц сам Господь и Спаситель обращает к нам в Церкви Своей. Когда мы перечитываем о событии Входа Господня в Иерусалим, нам кажется, что мы видим всю палитру человеческих эмоций: от самых тихих – до самых буйных, от самых позитивных – до самых негативных. Господь входит в Иерусалим, приветствуемый жителями города, восклицающими: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Перед Ним расстилают люди свои одежды, срезают ветви и постилают их по пути следования Христа, а другие сопровождают Его до ворот города Иерусалима. А некоторые суетятся, толкаются, шумят, потому что им нет дела до Спасителя, им бы только Лазаря увидеть, которого Он воскресил накануне. А некоторые даже не выходят навстречу Господу, помышляют убить Его и вместе с ним Лазаря, чтобы Он не препятствовал их жизни, чтобы Его Слово не обличало их. В этом пестром многоголосии, в этом народном хоре подходит Господь к вратам Иерусалима, видит город и плачет. Где мы видели триумфатора, входящего в город под приветствия и ликования толпы, который бы плакал? Господь плачет, потому что знает судьбу Иерусалима, знает цену народной похвале, знает, на что Он входит в Иерусалим. Не честь и слава прельщали Спасителя, даже как победившего смерть, воскресившего Лазаря. Господь шествовал на свои страдания, дабы совершить то дело, на которое Он пришел, вочеловечившись, приняв плоть человека. Он восходит в полном самоотвержении, отвергая Свою волю и соподчиняя ее воле Отца Своего. И потому печаль на челе Спасителя.
Что же значит самоотвержение? Самоотвержение – это всегда готовность отдать то, что у тебя есть, даже самое ценное – свою собственную жизнь – ради жизни и благополучия других людей. К сожалению, такое качество, как самоотверженность, в людях иссякает. Иссякает, потому что нет примера, достойного для человека, каковым являлся для христиан, для Отечества нашего Образ Христа Спасителя. Кто же может проявлять эту самоотверженность – самоотверженность даже до смерти, до крестных страданий? Мы знаем, что человек себялюбивый, тщеславный, горделивый, который ищет своей выгоды в этой жизни, не способен жертвовать собой для других людей. Жертвовать собой для счастья других может только тот человек, который любит. Только любовь может подвигнуть человека на такой подвиг. Сегодня мы видим, как сама Божественная Любовь ради каждого из нас, отвергнув Свою собственную человеческую волю, соподчинив ее воли Божией, выходит на крестные страдания. А что же народ?.. Народ занят своими делами. Разве его интересует Христос – что Он переживает, чувствует?! Для него важно побыть в этой толпе, потолкаться, быть сопричастниками чуда, дабы потом кому-то о чем-то рассказать.
Все так же, как в нашей жизни. Я два дня смотрю на наш народ и думаю: а чем же мы отличаемся от жителей Иерусалима?.. Ведь зачастую для нас самое важное – это на рынке прикупить вербы и с этой вербой прийти в храм, – точно так же, как в Иерусалиме. А спроси нас: что эта верба в наших руках? Не знаем. Но горечь, обида, иногда гнев бывает у людей, если вдруг святая вода не коснулась вербы. И вот уже виноваты все: и пресвитеры, и епископы, и все, кто рядом. И гнев наполняет человеческое сердце. Идем мы со своей вербой в дома свои, не зная, что в руках несем, где мы были. Так же зачастую, как тогда в Иерусалиме. Между нами – толкающимися, суетящимися, гневающимися – Любовь проходит на Крест, и мы не замечаем Её. Бог проходит рядом с нами, а мы, увлеченные собственными мыслями, порабощенные ими, суетой этой жизни, не обращаем на Него никакого внимания. И потому, когда другие, вкусив силы Божественной, насладившись Причастия Святых Христовых Таин, наслаждаясь Любви Божией, получают силу Божественную, мы говорим: «Ну как же? Где они взяли? Почему мы не увидели?!». Потому что суета этого мира зачастую поглощает все наши мысли.
Сегодняшний день – очень важный день для жизни православных христиан. Он вводит нас в дни Страстной седмицы, каждый из которых называется Великим днем. Великим – для нашего спасения, Великим – для осмысления того, что предлагает нам Церковь. Великим, потому что в эти дни Сам Господь шествует среди нас на Свои Божественные страдания, дабы принести Великую Голгофскую Жертву за наши грехи, спасая каждого из нас. Сегодня, когда мы держим в руках ветви ваий, ветви вербы – символ новой жизни, - мы должны думать не о том, как донести эту вербу, а думать о жизни Вечной. Ведь эта Вечная Жизнь пришла в силе к нам, Она среди нас обитает, Она действует в нас. А если мы будем не внимательны – пройдем, пропустим, не заметим в своей рассеянности и не обретем той радости Воскресения, которую готовим нам Господь. Потому обращаясь сегодня ко всем вам, боголюбезная моя паства, прошу вас: будьте внимательны и сосредоточены не на внешнем, но на внутреннем – на голосе Церкви Божией, на голосе своего собственного сердца, которое всегда откликается на призыв Божий. Аминь».
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим
8 апреля 2012
435
Поделиться ссылкой: