Слово по окончании Божественной литургии в среду Светлой седмицы в Воскресенском войсковом соборе Свято-Донского мужского монастыря в ст. Старочеркасской

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в среду Светлой седмицы в Воскресенском войсковом соборе Свято-Донского мужского монастыря в ст. Старочеркасской
18 апреля 2012 549

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец наместник, братия, всечестные отцы сослужители, уважаемое руководство музея, казачество, депутатский корпус. Всех вас сердечно приветствую в этот день, который для сего святого храма является еще и днем святого престольного праздника, потому что вся Светлая седмица – как один день. Мы сегодня отмечаем этот престольный праздник Воскресения Христова. Христос Воскресе!
Сегодня за Литургией мы слышали Евангельское повествование о том, как Господь призывал к апостольскому служению Своих учеников. Через повествование об этом событии – о призвании Андрея и Петра, Иоанна и Иакова, Нафанаила – раскрывается суть того, как Бог призывает нас к Своему служению. Как в человеческой душе рождается то, что мы называем верой в Бога? Бог никогда вероломно никого не заставляет быть убежденным - и в факте Своего Воскресения, и в жизни вечной, и в духовной жизни. Почему же это происходит?.. Это происходит потому, что Бог сотворил человека со свободной волей. Это одно из Божественных качеств, которое Бог даровал человеку, – свободная воля. Эта воля настолько сильна в человеке, что Бог никогда не поступает против этой воли. И этим часто объясняется, почему Бог не пресекает зло, исходящее от людей. Ведь так было бы просто: какой-то кощунник кощунствует в храме – и тут же Бог наказывает его, и тут же он падает мертвым. Или человек, который не знает Бога, ничего не понимает, начинает рушить храмы, святыни, воздвигать на Церковь ложь и клевету… И мы говорим: «Где же правосудие Божие, почему Бог не наказывает этих людей?!». Потому что даже этой злой воли Божественная воля не противится. Бог не наказывает этих людей сразу, потому что ждет от них покаяния, исправления, спасения, вразумления. В нашем человеческом понимании время ограничено, но оно совершенно не таково в Божественном измерении. Бог вне времени и потому ждет, потому Он долготерпелив. И потому многие годы нашего астрономического времени Он может ждать, пока человек из гонителя может превратиться в последователя и апостола. Так было с Павлом, так было со многими учениками Спасителя, со святыми мужьями, которые были гонителями, противниками Церкви Христовой, а потом стали провозвестниками Благой Вести о Воскресении Господа.
Как же эта вера зарождается в человеческой душе? Она зарождается там, где человек внимательно относится к своей жизни, где он не безразличен ко всему тому, что происходит вокруг него. Потому что Бог через естественные обстоятельства в нашей жизни дает нам некие намеки, побуждения к осмыслению происходящего. Мы часто с этим сталкиваемся, когда говорим: «Это подлинное чудо, но как оно могло произойти?». Когда все обстоятельства складывались так, что человек должен был погибнуть в автомобильной катастрофе, он не погибает. Когда, казалось бы, болезнь свалила его настолько, что уже подготовили все к погребению, а он встает с одра болезни. Когда Бог посылает нам людей, казалось бы, случайно, но с которыми мы вдруг что-то слышим о Воскресении Господа и о вере. Но ведь это не случайности, это закономерности нашей жизни, Бог дает нам некую тень, наводящую нас на мысль о том, от кого она падает. Очень важно прислушиваться ко всему тому, что есть в нашей жизни, ибо нет в жизни случайностей, но есть в жизни закономерности. Так был призван Нафанаил. Ему сказали, что ученики, его знакомые, друзья нашли Мессию, Спасителя. Он сказал: «Откуда Он?». «Из Назарета» - был ответ. Нафанаил, зная Назарет как город не очень благополучный, вероятно, и в нравственном смысле, сказал: «Может ли что доброе быти?». Но пошел и посмотрел, и когда он подошел к Господу и Спасителю, Господь назвал его по имени и сказал: «Вот идет муж, в котором нет лукавства, он настоящий израильтянин, он живет так, как заповедовали святые угодники Божии, как заповедовали пророки». И Нафанаил, удивленный, что его назвал по имени Тот, кого он еще не знал, обратился к Господу со словами: «Откуда Ты знаешь меня?». Господь ему ответил: «Прежде этой встречи Я еще под смоковницей видел тебя». Это некий тайный момент, который знал в своей жизни только Нафанаил, никто не был этому свидетелем, может быть это была некая тайна. Святые отцы предполагают, что во время избиения младенцев Нафанаил был спрятан матерью под смоковницей, об этом никому не рассказывали, эта тайна хранилась в семье, потому что если бы эту тайну узнали, Нафанаил был бы убит. И вот там, под смоковницей, Бог видел его спрятанным, и Он сказал ему об этом, и это поразило Нафанаила, поразило так, что он признал Господа Спасителем. Сколько таких вещей Бог открывает нам в жизни через других людей, вещей сокровенных, может быть, не пророческих о нашей жизни, но очень важных, когда в самые ответственные моменты жизни рядом с нами стоит человек, иногда не далекий по плоти и может быть даже незнаемый, и вдруг что-то происходит в нас, потому что мы слышим голос Божий. Как важно не пропустить этот момент в жизни, как важно откликнуться на этот голос Божий, потому что через это дается вера, дается осознание реального присутствия Бога в нашей жизни. Невозможно понять, принять о объяснить факт Воскресения Господа из мертвых. Даже можем понять и принять, как Бог воскрешал сына вдовицы наинской, дочь Аирову, как Лазаря четверодневного воскресил, но как Он мог воскреснуть сам? Человеческий рассудок не в состоянии вместить в себя эту тайну. Она может быть постигнута только человеческим сердцем, только душой. А там, где стена, там, где грех, там, где излишняя чувственность, где нет места для духовной жизни – нет места и для Воскресения из мертвых. Лишь небольшая группа людей пошла ко Гробу и там встретила ангельское благовествование. В то время как очень и очень многие спали, сытно поужинав, и не помышляли, что в этой ночи совершается тайна нашего общего спасения. В дни Воскресения Христова Святая Церковь словами Евангелия призывает нас быть внимательнее к своей жизни и ко всему тому, что происходит, дабы за нашей суетой каждодневной не потерять нам самое дорогое, что будет для нас и в этой жизни и в жизни вечной – Воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь. Христос Воксресе!»