Слово по окончании Божественной литургии во вторник Светлой седмицы в Свято-Иверском женском монастыре г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии во вторник Светлой седмицы в Свято-Иверском женском монастыре г. Ростова-на-Дону
17 апреля 2012 421

«Всечестная матушка настоятельница, дорогие сестры, всечестные отцы, дорогие прихожане, паломники, Христос Воскресе! Сегодня действительно удивительный день для каждого из нас и особенно для жизни святой обители. Потому что во вновь строящемся храме была совершенна первая Божественная Евхаристия. Любая служба есть наша беседа с Богом, а Евхаристия, Божественная литургия – это не просто беседа, не просто наше прошение, не просто наши молитвы. В Божественной Евхаристии внешним образом Церковь свидетельствует о своем внутреннем духовном единстве со Христом. Бог входит в нашу жизнь не только нетварными энергиями, он входит в нас, в наши составы Телом и Кровью Своею. Святитель Григорий Нисский, рассуждая об этом, говорил: «Руки мои, гляжу на вас – это руки Христовы. Плоть моя – уже не моя плоть, но плоть Христова». Непостижимое, великое и Божественное Таинство!.. Оно имеет особую силу возрождать каждого отдельного человека и возрождать целое общество. Мы верим в то, что благодать Святого Духа, сошедшая сегодня на святые хлеб и вино и претворившая их в истинное Тело и истинную Кровь Христову, дарует особую силу всем нам в завершении строительства этого великолепного храма в честь Святой Живоночальной Троицы. Мы верим, что с сегодняшнего дня не только сила человеческого разума и финансовая мощь будут действовать в строительстве этого храма, но будет действовать особое присутствие благодати Божией.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали Священное Писание, Евангелие, повествующее о том, как ученики Господа Лука и Клеопа шествовали из Иерусалима в село Эммаус и рассуждали о тех событиях, которые несколько дней назад произошли в городе Иерусалиме, что случилось с их Учителем и Господом, как Он был распят, унижен, оскорблен, оплеван, погребен. И этим погребением, казалось бы, были разрушены все надежды и чаяния людей. Но вот как говорит один из них: «Но иные, пришедшие ко Гробу, не нашли Его там, и говорят, что видели Его Воскресшим». Луч надежды коснулся сердца Луки и Клеопы. Они чают, что то, что они слышали, и то, о чем многие говорят, как о неком мифическом явлении или, может быть, даже фальсификации, – это все-таки правда. И вот Господь является им, но они так поглощены своей беседой, что не могут понять, Кто же рядом с ними стоит. Господь как бы прикрывает Свой воскресший Образ и славу, прикрывает от них, чтобы возбудить в них память, привести в порядок их чувства. Чтобы не от внешних свидетельств была принята благая весть о Воскресении Спасителя, но от них самих, чтобы они родили в своем сердце эту весть, памятуя о том, о чем говорил Господь. И Господь, рассуждая, говорит им, что говорили пророки, предвозвещали о пришедшем Мессии. Склоняется к вечеру день, и они приглашают неведомого им Путника остаться на трапезу, чтобы разделить с ними вечерний ужин. На этом ужине неизвестный Спутник берет в Свои руки хлеб и, преломив, подает им для насыщения. И в этот самый момент, когда Господь преломил хлеб, они вдруг поняли, Кто перед ними, что Сам Учитель и Господь, Воскресший Спаситель беседует с ними. Они узнали Его по этому жесту преломления хлеба – так было на Тайной Вечери. И все сошлось воедино: и пророчества, и их память, и, самое главное, их сердце. И в этот момент Бог стал невидимым для них, и когда они вспоминали это, они говорили удивительные слова: «Не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути». Не сердце ли наше горело в нас, когда Он говорил нам? Не просыпалось ли в нас что-то такое, что не было для нас никогда свойственным, но что обновляло нашу жизнь, что воскрешало нас, что восполняло нас надеждой, что придавало особенный смысл всему тому, что происходит в нашей жизни?.. Сердце наше горит в нас, когда Бог говорит с нами, когда Дух Святой действует в нашей жизни и вне зависимости от того, что говорит мир и как он говорит, Дух Божий продолжает действовать в Церкви, ибо не внешними проявлениями, не признанием сильных мира сего жива Церковь. Церковь на протяжении веков, не находясь в благоденствии и будучи гонимой, жила только одним – силой Святого Духа, который в Церкви неотступен, но прибывает со времен Святой Пятидесятницы.
Сегодня, когда мы совершили в храме молитву, прославили Воскресшего Господа, я знаю, что сердца наши горели в нас, потому что Он Воскресший был среди нас, давал нам эту радость Пасхи вселял в нас надежду на жизнь вечную. Я сегодня особенно молился о том, чтобы Господь как можно быстрее помог нам завершить это строительство. Можно служить и в таком храме – незаконченном, неосвещенном, – ибо Дух Святой действует там, где хочет. Никакие внешние формы не могут содержать или не содержать благодати Святого Духа. Но для нас очень важно, чтобы Божественную жертву мы приносили в боголепном и Святом месте. Это внешнее выражение наших духовных сил, наших чаяний и надежд, это наше скромное приношение Воскресшему Господу. Пусть радость о Воскресшем Спасителе не покидает Вас, дорогие матушка настоятельница, сестры, братья, паломники. Пусть не смущает Вас все, что происходит вокруг. Господь говорит нам: «Радуйтесь, Я победил этот мир». И слово Божие – это слово истины. Христос Воскресе!»