«Христос Воскресе! С особой силой, дорогие отцы, братья и сестры, эти слова Пасхального гимна звучат здесь, на месте погребения сродников наших почивших. Казалось бы, какая связь может быть между тем явлением, которое мы видим в своей жизни, участниками которого становимся, совершая погребение сродников своих, от века почивших, и Воскресением Христовым. Пасхальный гимн воспевает жизнь, воспевает радость, а мы сталкиваемся с таким явлением, как успение, человеческая скорбь и болезнь. В Священном Писании святой апостол евангелист Иоанн Богослов, передавая нам слова Спасителя, говорит о том, что верующий в Бога имеет жизнь вечную. Смерть как абсолютное конечное явление властвует лишь там, где нет Бога. Своим Воскресением из мертвых Господь явил нам правду и торжество вечной жизни. Когда мы приходим на могилы своих сродников, нам сложно принять эту правду Божию в свою жизнь. Это происходит от того, что невелика вера наша, невелик опыт духовной жизни, в нас нет опыта соприкосновения с жизнью вечной. Как же приобрести этот опыт? Этот опыт приобретается путем молитвы. Я думаю, что каждый из тех людей, кто начинал искренне молиться за сродников своих почивших, вдруг получал в свое сердце это Божественное откровение, эту правду, возвещенную Господом Своим Воскресением, о том, что есть жизнь вечная. И, расставаясь с нашими сродниками здесь, на земле, по плоти, мы имеем великое счастье быть соединенными с ними перед величием Божией славы в мире духовном. Мы через это обретаем свидетельство жизни вечной, которое Бог открывает нашему сердцу, через это мы обретаем и надежду на свою жизнь вечную, которая приоткрывается для нас еще здесь, на земле. И потому сегодня мы идем к могилам наших сродников, от века почивших, не с горестью и безутешной скорбью, но с радостью и надеждой, возвещая и им, и самим себе, что Христос победил Своей смертью смерть, разрушил ее узы, открыл нам жизнь вечную. И эту вечную жизнь человек может обрести только со Христом. Вне Христа, вне веры, вне единения с Церковью жизни вечной человек себя лишает, начиная здесь, на земле, умирать духовно и обретая эту конечную смерть в своем отшествии в вечность. Часто задают мне вопросы о том, как молиться за людей, которые покончили жизнь самоубийством. Ответ один: никто не может запретить молиться сродникам частной домашней молитвой. Но Церковь не может воспевать песнопения, упокоить со святыми, даровать память вечную, простить согрешения тому, кто в этом прощении при жизни не нуждался. Количество трагических окончаний жизни через добровольный из нее уход растет прямо пропорционально ослаблению веры в народе Божием. Жизнь есть великий дар Божий, который только Богом может быть отозван. Мы не вправе распоряжаться этой жизнью, она в руках Божиих. И потому, когда человек совершает тяжкий грех – самоубийство – он бросает вызов Богу, говоря Ему: «Я тоже имею свободную волю и вправе распоряжаться своей жизнью так, как я хочу. Кто ты такой, что можешь указывать мне – жить или не жить?». В этом случае человек, безусловно, противопоставляет себя Богу, противопоставляет себя жизни вечной, отказываясь от нее своей свободной волей. Самоубийство есть крайний случай отлучения себя от Бога человеком. Но когда вера наша слабеет, когда слабеют наши молитвы, когда истончается наша связь с Церковью, которая может крепнуть только в Святых Таинствах Покаяния и Причащения, слабеет и то, что связывает нас с Богом, слабеет этот приток Божественной энергии, питающий нас в жизни, дающий нам силу жить и превозмогать все скорбные обстоятельства нашей жизни. Потому среди Пасхи, когда Бог укрепляет нашу веру свидетельствами многих и многих людей о Своем Воскресении, Церковь укрепляет в нас веру в жизнь вечную, через молитву возносимую над могилами сродников наших почивших. И потому каждый православный человек, который приходит вспомнить своих сродников почивших, не должен быть в этот день безутешен, но должен помнить о том, что Бог разрушил оковы смерти, что правильное поминовение сродников почивших состоит не в винопитии и пышных трапезах на могилах, но в милостыни, в сострадании нищим людям, лишенным человеческого попечения и заботы, в жертве и, конечно, прежде всего в глубокой усердной молитве о сродниках почивших. Если, придя на могилы, мы будем возносить молитву, то не будет времени для винопития и праздности, не будет времени для того, чтобы проявлять безнравственные поступки на кладбище. Но это будет время исполнения надежд и тихой радости о Воскресшем Господе для нас, живущих на земле».
Слово по окончании Божественной литургии во вторник второй седмицы по Пасхе, день Радоницы, в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
Поделиться ссылкой: