Слово по окончании Божественной литургии на историческом месте разрушенной в советский период Успенской соборной церкви Азова

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии на историческом месте разрушенной в советский период Успенской соборной церкви Азова
26 августа 2018 902

«Ваше Высокопреподобие, отец-благочинный, настоятель Успенской общины, всечестные отцы, братья-сослужители! Уважаемый глава города Азова, представители власти! Дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с праздником богоспасаемого града Азова! С Успением Пречистой Богоматери, которое будет через несколько дней. Накануне, по доброй традиции, рядом с тем местом, где некогда стояла Успенская соборная церковь – главный храм Азова – мы совершаем Божественную литургию, возносим свои молитвы, поминая тех, кто возводил этот святой храм, и тех почетных горожан, которые похоронены рядом с ним.

В этот день мы вспоминаем и человеческое безумие, которое охватило людей и помрачило их разум, когда созидаемые потом и кровью нашего народа святыни в мгновение ока разрушались в угоду человеческим страстям и безумию, уничтожались, продавались. Сложно представить, сколько всего было утеряно в нашей стране! Но самое печальное последствие – это не утрата внешних, зримых и осязаемых святынь. Самое страшное, что произошло в годы богоборчества – это повреждение народной души. Может быть, пройдет еще ни один десяток лет, пока наш народ полностью не осознает всего, что произошло. Потому что сегодня, глядя на все, что совершается в нашей стране, сердце сомневается, что сознание людей, сопричастных своему Отечеству и своим святыням, и чувство национального гражданского достоинства и самосознание восстановлены в людях в полной мере.

Сегодня я думал о том, почему так много лет мы собираемся на этом месте и никак не можем начать дело восстановления храма. Конечно, есть факторы, о которых можно было бы сказать. Это обычное человеческое непонимание не только нужд своего народа, но и государственных проблем. Но мне не хотелось бы говорить об этом. Я хочу сказать о проблемах духовных. О них я начал говорить, когда вспомнил о временах безбожия.

Возрождение храма – это свидетельство возрождения народного духа, это воскрешение человеческой памяти, момент, когда человеческое ухо начинает слышать звучащий в веках голос Божий и настраиваться на эту тональность. И уже все внутреннее духовное состояние резонирует со Словом Божиим, входит в единое звучание. Но зачастую бывает, что это не происходит. И в Священной Истории мы видим также немало примеров этому. Вспомним, когда еврейский народ был выведен Моисеем из Египта, он находился в униженном, поруганном состоянии. Как только египтяне не измывались над израильским народом! И вот они вышли и, задумайтесь, сорок лет шли по пустыне. А пустыня была не таким уж огромным пространством в нашем человеческом измерении. Но сорок лет они бродили там. Почему это происходило? Потому что Бог понимал, что люди, которые жили в рабстве, были рабами, даже войдя в Землю Обетованную, никогда не будут чувствовать себя свободными. Это рабство, любовь к пресмыканию, к потворству тех, кто выше тебя у власти, было в крови израильского народа. Потому за эти сорок лет, пока народ ходил по пустыне, ища Землю Обетованную, поменялось поколение людей, которое выросло в рабстве. И в эту Землю вошли люди, которые не знали этого рабского состояния – именно с этого момента начинается история обновленного Израиля, не рабского.

И все, что пережила наша страна и многие люди, в той или иной степени очень близко к состоянию израильского народа. Мы до конца не изжили в себе раболепства. Странно и сложно сегодня смотреть на людей, которые обнимаются с руководителями, поднимают за них бокал и желают здравия – но стоит чему-то случиться, и завтра они будут плевать в их сторону. Что это? Это проявление рабства, потому что человек, который так поступает, несвободен. Он не чувствует себя свободным, ведь отношение вышестоящего к нему в сегодняшний момент определяет все его духовное состояние. Он не думает ни о благе своего Отечества, ни о духовных проблемах, которые стоят перед ним. Он думает только об одном, чтобы угодить другому человеку, и чтобы в данной конкретной ситуации за счет раболепного снискания милости от вышестоящего обрести себе какие-то выгоды или пользу. В нашем народе есть это. Поэтому не любят и Церковь Христову, потому что Церковь не учит раболепствовать: она говорит, что есть разные люди, и нет однозначно хороших и однозначно плохих. Но есть люди, которые готовы служить Отечеству даже до пределов своей жизни. А есть другие, которые не хотят этого делать и ищут только выгоду сегодняшнего дня. До тех пор, пока мы будем внутри себя примиряться и примерять на себя эти рабские одежды, мы будем жить как рабы, хотя будем везде говорить и писать о том, что мы свободны.

Свобода состоит не только в том, чтобы во времена мирные и благополучные свободно передвигаться по стране, покупать то, что ты хочешь, и спокойно проводить время у себя в квартире на диване. Подлинная свобода состоит в том, когда вне зависимости от условий человек проявляет высокие качества несгибаемой воли, правды и сердечной чистоты. Наши предки, которые страдали за веру, были действительно свободными, хотя были в оковах, гоними и истязаемы, были убиваемы, но это был свободный народ. Они никогда не были рабами, они были детьми Божиими. Возрождение нашего Отечества и нашего народа как народа-богоносца, хранителя спасительной православной веры, созидателя национальных духовных святынь, защитника и покровителя всякого обидимого – эти качества были испокон веков свойственны нашему народу. В каждом из нас есть эта генетическая память. И сегодня, находясь здесь, в сердце города Азова, мы молились о том, чтобы эта генетическая память проснулась в каждом из нас, в нашем сознании и сердце, в наших близких и в самих нас. Если бы мы никогда не верили в это, то не собирались бы здесь каждый год и не просили бы Божию милость прийти в нашу жизнь, не просили бы у Господа помощи и вразумления – мы были бы совершенно безразличными к тому, что происходит с нами и вокруг нас. Но, Слава Богу, это не так.

И мы верим в то, что настанет тот благословенный день, когда Успенская соборная церковь будет возрождена на своем прежнем месте. И это будет не только и не столько проявление административной воли, властности или решимости, или требовательности народа, но будет свидетельством подлинного духовного осознания необходимости и желанного стремления к тому, чтобы правда Божия восторжествовала в каждом из нас и в нашей жизни, и здесь в Азове, и на Дону, и во всем нашем Отечестве Российском.

Об этом, возлюбленные мои, мы неотступно будем просить Господа, и верить в то, что Бог приклонит Свою милость к нашим молитвам. Всех вас поздравляю с праздником! Пусть Божие благословение и благодатный Покров Царицы Небесной пребывают со всеми вами и с этим святым городом Азовом. Аминь».