Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Христова г. Волгодонска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Кафедральном соборе Рождества Христова г. Волгодонска
10 января 2021 27

«Ваше Высокопреподобие и Преподобия, дорогие отцы, братья и сестры!

Благодарю Господа за то, что Он сподобил меня сегодня молиться в этом благолепном святом соборе, посвященном Его славному Рождеству, посетить Волгодонскую епархию, вместе с вами принести бескровную жертву, совершить Божественную литургию. В этот день адресую всем вам слова своих поздравлений и благопожеланий по случаю сего высокоторжественного праздника Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В первое воскресенье после праздника Рождества мы вспоминаем самых близких Господу по плоти людей - Давида царя, праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского. Почему именно в этот день Церковь вспоминает именно этих людей?

Из семени пророка Давида, от его потомков произошел по плоти Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Богодухновенный пророк, написавший Псалтирь, то и дело обращается к мессианской теме, поэтическими образами рисует пришествие в мир Господа. Этот человек наиболее близко из всех праотцев чувствовал пришествие в мир Христа Спасителя.

Иосиф Обручник, которому было вверено хранение приснодевства Божией Матери, будучи человеком преклонных лет, весь остаток своей жизни отдал для служения Господу. Сегодня в Евангелии мы слышали о великих трудах праведного Иосифа, который по голосу ангела спас Пречистую Богоматерь и Богомладенца от рук и ухищрений коварного Ирода, который, решив погубить Христа, совершил в своей злобе страшное злодеяние, избив всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже в Вифлееме и его окрестностях. И хотя он знал, что Младенец родился вот-вот, но его злоба была так велика, что и годовалых, и двухлетних младенцев избивали воины. Весь город был залит кровью. Пророк говорит: «Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет». Это пророчество исполнилось в Вифлееме.

А Иаков - брат Господень по плоти. Мы практически ничего не слышим на страницах Священного Писания об этом удивительном человеке. Конечно, никаких братьев по плоти у Господа и Спасителя не было, и быть не могло. Это был сын праведного Иосифа от первого брака. У Иосифа было несколько детей, но они никак не могли и не хотели принять ни Деву Марию, ни Ее Сына. Существует такое предание, что когда праведный Иосиф умер, у него остался надел земли, который его сыновья делили между собой. И Спасителю ничего не досталось, потому что Он не был его родным сыном. И тогда Иаков сказал: «Раз вы Ему ничего не даете, я разделю с Ним свой надел». Это церковное предание, но оно очень красноречиво подчеркивает любовь Иакова к Господу и Спасителю Христу. И эта любовь так проникла в сердца первых христиан, что они назвали его братом Божиим по плоти и избрали первым епископом Иерусалима. Он трагически закончил дни своей жизни: проповедуя в этом городе, принял на себя всю злобу иудейскую, и был сброшен с кровли иерусалимского храма.

Такие разные судьбы у этих людей! Но все они – царь Давид, праведный Иосиф и Иаков – были рядом с Господом. Встретившись с Ним однажды, кто-то духовно, а кто-то физически, они меняли образ своей жизни, старались служить Ему настолько, насколько хватило их жизненных сил.

И, безусловно, Церковь, почитая в первые дни после Рождества самых близких Господу по плоти людей, дает нам пример и правильное понятие близости к Богу.

Во время одной из проповедей ученики подошли ко Христу и сказали: «Учитель, мать Твоя ожидает Тебя и близкие Твои». На что Спаситель сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне и брат, и сестра, и матерь». Вот ответ, который сегодня дает Церковь на наше вопрошание близости ко Христу. Поэтому наша близость к Богу состоит не в плотском родстве, но в духовной близости и исполнении Заповедей Божиих. А сегодня как никогда для внешнего мира важно христианское свидетельство исполнения Заповедей и Закона Божия, поучений Спасителя. Это свидетельство важно, потому что оно преображает мир, потому что каждый христианин – он инок по большому счету, «инакий», другой, не такой как все. Если христиане станут такими, как остальной мир, тогда перестанет существовать Церковь Христова и мир закончит свое существование, потому что исполнится Слово Спасителя: «Соль станет несоленой», неоткуда будет посолиться.

В эти дни Рождества Христова, когда мы чествуем рожденного Пречистой Девой Богомладенца, должны напоминать себе о необходимости нашего духовного изменения, преображения, более внимательного отношения к себе в контексте взаимоотношений с Господом. Кто для нас Христос? Тот, Кого мы не знаем, нарисованный на иконах и положенный в ясли под елкой? Или это Живой Бог, Который действует в нашей жизни? Это духовное рассуждение должно быть положено в основу празднования нами Рождества Христова.

Пусть же Господь дарует нам радость Своей духовной близости и присутствия в нашей жизни. Аминь»