Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе
13 сентября 2020 454

«Братья и сестры!

По обычаю воскресного дня мы вновь обращаемся к прочитанному за Литургией отрывку из Священного Писания. Сегодня это был отрывок из евангельского повествования святого апостола и евангелиста Матфея. Продолжая учить народ Иудеи, апостол предлагает им для размышления очень близкие и ясные примеры, которые эти люди неоднократно слышали в притчах, которые в синагогах раввины часто предлагали слушателям для того, чтобы смысл священных текстов был им понятен. Но Господь эти притчи раскрывает в более широком смысле слова, в понимании и толковании Своей проповеди, обновленного учения Бога, заключающего новый союз между Собой и человеком.

И в сегодняшнем Евангелии святой апостол и евангелист Матфей предлагает две притчи. Первая – о званных на брачный царский пир и вторая, очень короткая, – о человеке, пришедшем на брачный пир не в праздничной одежде.

Суть первой притчи такова: некий царь устраивает пир для своего сына. У иудеев это происходило следующим образом: тот, кто устраивал торжество, заблаговременно высылал приглашения, а если это был вельможа или государь, то высылал и подобающие для этого пира царские подарки, царские одежды, в которых приглашенный и должен был прибыть. И, соответственно, приглашенные заранее готовились к пиру. Они ждали лишь указание срока этого торжества. Как правило, это был не длительный срок, но приходили слуги и говорили: «Государь ждет вас». И люди облекались в праздничную одежду и отправлялись на пир. Так было и в этот раз, как Господь излагает в притче. 

Но особенность состояла в том, что когда слуги пришли звать на этот пир, приглашенные люди отказались в силу разных причин: кто-то пошел смотреть за своими полями, кто-то присматривать за скотом, кто-то подсчитывал свой доход от торговли или был занят еще чем-то. И очень некрасиво, непорядочно они поступили с людьми, которые приглашали их на пир, с посланниками царя. Господь говорит, что их побили, а иных даже и убили. Это произошло тот того, что люди не только были не готовы прийти, но даже само приглашение на торжество раздражало их, потому что отвлекало от свойственных им дел.

И что же делает царь? Ведь этот отказ был равносилен оскорблению царского величества. И, как говорит Господь, он посылает туда войско, чтобы наказать этих людей и даже город, в котором они жили, был сожжен. Так могло произойти в Иудее, но Господь говорит о своем учении и о том, что этот царь и есть Царь Небесный, Который заранее всех пригласил в радость, в Свое торжество. И люди, которые были приглашены на это торжество, ждали только указания даты, конкретного времени прибытия на этот пир, но получив это извещение, отказались, занявшись своими даже благовидными делами.

Эта причта была конкретно обращена к жителям Иерусалима, к народу избранному, иудеям, которые были приглашены Господом в Его радость, но пренебрегли этим и отказались. И Он говорит: «Тогда пошлет Царь войско, и город будет сожжен». И это было пророчество Христа об иерусалимской катастрофе, которая была в 70-м году по Рождестве Христовом, после того как Господь проповедовал, был распят на кресте и вознесся, город Иерусалим был полностью разорен. Исполнились слова Спасителя о городе, который опустел и был превращен врагами в место поругания.

Но для нас христиан эта притча имеет более широкое значение, хотя смысл ее во многом схож. Господь так же обращает Свое слово и приглашает нас на свой брачный пир. Что же это? Это богообщение, радость, в которую зовет нас Господь.

И потому, когда мы говорим о христианстве, о Православии как о религии, мы говорим, что это религия радости. Слово «религия» означает «связь», взаимоотношения, естественно, с Богом. И эта связь с Богом является радостной. Господь приглашает нас к радости. А чем мы, христиане, часто отвечаем Ему на этот призыв? Мы отвечаем Ему заботами и отказом. Совсем не потому, что, может быть, есть другая радость – человеческое торжество, веселье или празднество. Иногда мы отвечаем Богу на этот призыв отказом только потому, что более заняты другими делами, нежели теми, к которым Господь призывает нас. Мы часто испытываем это состояние, когда находим благовидную причину, чтобы не идти в храм, отказываемся найти возможность причаститься Святых Христовых Таин. Предлогов очень много. Это забота о семье, о доме, заработок… А, оказывается, что наши самые благовидные заботы отвращают нас от великой предуготованной Господом для нас радости богообщения.

Говоря о радости Царства Божия, Спаситель говорит, что и ухо человеческое не слышало об этом, и око не видело, и даже сердце помыслить не могло, что Господь уготовил любящим Его. То есть мы отказываемся от того, что приготовил для нас Бог, не доверяя Ему, отказываясь от этой превеличайшей радости ради своих обыденных человеческих дел. Этот пример нам очень близок и очень ясен. Мы сами себя обкрадываем, сами превращаем свою жизнь в простое добывание хлеба. Иной раз слышишь от людей в преклонном возрасте или, когда не за горами порог смертного часа: я просадил собственную жизнь, не замечал того, что было вокруг меня, какая была красота вокруг, сколько было добрых хороших людей, а я не сказал ни одного доброго слова или не проявил своего участия к людям… сколько бы можно было в жизни радоваться, а вместо этого делал одно и то же – работа, добывание денег, улучшение жилищных условий. Я сегодня напоминаю эти слова вовсе не к тому, чтобы люди не заботились о своих семьях, не зарабатывали средств на обеспечение детей и помощь родителям. Совсем нет. 

Я говорю о том, чтобы мы не пропустили очень важные моменты в своей жизни, чтобы мы ради этого помраченного состояния, когда наши глаза устремлены не к небу, а к земле, не ответили отказом Господу на Его призыв войти к Нему в радость. Чтобы мы не предпочли земных забот духовным радостям, чтобы мы не обокрали сами себя и свою собственную жизнь. Потому что за этим, безусловно, последует наказание: не Бог нас будет наказывать и не пошлет армию, чтобы разорить, мы сами рассыплем все, созданное своими руками, будем смотреть на это и терзаться сердцем от того, что не соблюли то, что создавали, и упустили то, что предлагал нам Господь. Как бы ни была горька эта правда, это Слово Божие, и Оно будет исполнено.

И потому, братья и сестры, слушая притчу, которую Господь почти две тысячи лет обратил к иудеям, будем думать и о себе сегодняшних, о своей собственной жизни, о том, как мы живем и готовы ли откликнуться на призыв войти в радость, в счастье нашего Господа и близких нам людей.

Но и, наконец, вторая очень краткая притча, которая сегодня также излагалась в Евангелии от Матфея. На брачный пир, на который Господь пригласил всех, кто даже не был приглашен ранее, люди пришли в посланных им одеждах. И когда господин пошел посмотреть на пирующих и наслаждающихся пиром, он увидел одного человека, который не был в праздничных одеяниях, совсем не потому, что у него не было этой одежды (она была ему послана), но он использовал эту одежду для других целей. Облачившись в праздничную одежду, он пошел работать, испачкал и измарал ее, и потому она уже не была праздничной. Вы можете сказать, какая разница, в чем мы придем в гости к друзьям или знакомым, ведь они знают нас такими, какие мы есть. И если это настоящая дружба, любовь или добрые семейные отношения, то люди будут готовы принять нас в любой одежде, в какой бы мы ни пришли. И это правда. И этого человека Господь принял. Но важно другое, как мы будем относиться к этому человеку. Будем ли мы проявлять к нему свою любовь, отношение и почтение не только тем, что мы пришли, но и тем, что мы приготовились к этой встрече. Надев праздничное облачение, мы высказываем почтение к человеку, с которым общаемся, к которому идем в гости. А если мы приходим неряшливыми, о каком почтении и уважении можно говорить? 

Так среди людей, а наши благочестивые предки так проявляли свое отношение к Богу. Они не позволяли себе прийти в храм в затрапезной рабочей одежде, всегда были в чистом и опрятном. Так даже внешне они выражали свое почтение к той встрече, которая должна была у них состояться. Через внешнее напоминание они старались и внутренне подготовить себя к встрече с Господом, приготовить внутренние одежды. Это значит, собраться с духом, собраться с мыслями, не быть рассеянным, подготовиться к богослужению, прочитать дома хотя бы одну-две молитвы, постараться не рассеиваться по дороге, не расплескать все, что в душе и с этим идти в храм Божий. Тогда служба для нас станет понятной и все, что совершается в храме будет чинно и правильно, и мы наполненными выйдем из обители…

Я вспоминаю нескольких очень известных Преосвященных архиереев, почтенных людей, которые всегда особо готовились к совершению Божественной литургии. Безусловно, они всегда надевали чистую одежду, всегда были сосредоточены на молитве, старались ни с кем не разговаривать на разные пустые темы. Так у них всегда был приготовлен сосуд, чтобы получить эту божественную силу, и они всегда, в полную меру ее получали.

А если мы не готовы к встрече с Богом, если «внутренние одежды» грязны и неопрятны, и мы не испытываем должного уважения к Тому, к Кому идем на встречу? В евангельской притче такого человека взяли и выбросили в холод и темноту, где не было никакой радости. Растолковывая притчу скажу, что он был выброшен своими же собственными помыслами, небрежением, нежеланием быть готовым к этой встрече.

Надеюсь, что эти причти, которые предложил нам сегодня святой апостол Матфей, передавая их из уст Самого Спасителя, послужат нам добрым напоминанием о должной и правильной подготовке нашей встречи с Господом. И что на Его призыв и приглашение никакие дела не станут нам преградой, чтобы насладиться радостью богообщения».