Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о мытаре и фарисее в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о мытаре и фарисее в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
17 февраля 2019 796

«Сегодня первый воскресный день, который начинает нас готовить к святому Великому посту. И первой ступенью этой подготовки Церковь полагает нам притчу, которую Господь сказал Своим ученикам, о двух людях, которые вошли в храм помолиться: мытаре и фарисее.

Мы знаем, что мытарь – это человек, который собирал подати для римского государства, и совершая свое служение, часто преступал установленный законом порядок сбора этих податей, налогов, беря себе мзду неправильную, и потому был ненавидим народом. Фарисей же наоборот – человек, воспитанный в среде израильского народа, блюститель закона, порядка, уставов церковных. Это человек, который, можно сказать, вырос из народного благочестия.

Об этом благочестии говорит в своей молитве сам фарисей: «Я и в храм жертвую, и нищим подаю, закон соблюдаю, вообще живу так, как не живет вот тот мытарь, который стоит за мной». И, безусловно, внешнее соблюдение закона с многочисленными предписаниями делало этих людей уважаемыми в народной среде. И вот от этого народного почитания фарисейская среда, все более внешне проявляющая знания об исполнения закона, возвеличивалась в глазах народа, да и в своих собственных глазах.

И вот два человека: ревностный исполнитель закона и ревностный нарушитель закона пришли в храм. И тот, кто исполняет закон, прошел вперед и возблагодарил Бога за то, что он имеет эту счастливую возможность исполнять закон, что он знает этот закон, что он жизнью своею свидетельствует свою верность Богу. А мытарь знал, что он этот закон не исполняет, и потому опустив лицо свое, стоял в сердечном сокрушении и лишь ударял себя в грудь, произнося: «Боже, будь милостив мне грешному!».

Приведя в пример эту притчу, Господь сказал Своим ученикам, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. И сделал вывод: «Ибо возносяй себя (превозносящий себя) смирится, смирен будет внешними обстоятельствами, а смиряющий себя вознесется».

Это евангельское повествование перед началом подготовки к Великому посту учит нас правильной молитве. Молитва – это фундамент всего духовного делания, которое мы будем совершать в течение святого поста. Она – основа и невкушения скоромной пищи, и воздержания в языке, и неосуждения, и всех других добродетелей.

Молитва – это наша беседа с Богом. Если человек беседует с Богом, он не отвлекается, не уходит от основного содержания своей жизни, и тогда наша молитва будет такой же, как молитва мытаря, тогда нашу молитву будет слышать Господь, и тогда Он скажет, что мы выходим из храма оправданными».