Слово по окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня в Преображенском (Ратненском) храме ст. Старочеркасской

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня в Преображенском (Ратненском) храме ст. Старочеркасской
19 Августа 2018 267

«Ваше Высокопреподобие и преподобия, всечестные отцы, братья-сослужители, дорогие братья и сестры, прихожане и паломники, сердечно приветствую всех вас с праздником Преображения Господня!

Это удивительно светлый и радостный праздник. Мы вспоминаем события, когда Господь, взяв для молитвы Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, зашел с ними на высокую гору, молился там, и во время молитвы произошло изменение Его образа. Евангелист описывет это очень скупыми, но емкими словами: Его лицо просветилось как солнце, и одежды блистали как снег. Свет был настолько сильным, что на него было невозможно открыто смотреть. Конечно, ученики были испуганы, а когда они увидели двух великих ветхозаветных пророков Моисея и Илию, стоящих рядом с Господом и разговаривающих с ним, они, конечно, пали ниц, были в трепете. И в это время облако осенило их, и был голос из облака: «Это Сын мой возлюбленный! Его послушайте». Все перемешалось в мыслях и сердцах апостолов: и радость, и трепет, и божественный свет, и человеческая неблагонадежность, которая не могла устоять перед величием Славы Божией.

Очень важно для нас помнить две вещи. Первое, что Преображение Господне произошло во время молитвы, во время беседы со Своим Отцом. Мы все в той или иной степени хотим быть преображенными, измениться, изменить свой образ, стать светлее, чище, благороднее. Мы хотим, чтобы нас уважали люди, и чтобы нас слышал Бог. Но сколько бы мы не прилагали внешних усилий, если у нас не будет беседы с Богом, не будет молитвы, ни о каком преображении и помышлять не стоит. А какая молитва способна изменить человеческую жизнь? Для нас это молитва благодарения или Евхаристия. Это молитва общего служения и общего благодарения, когда в этой молитве мы причащаемся, становимся сопричастными к Телу и Крови Христовым, и Сам Господь входит в нас Своим Телом и Кровью, через наши уста освящая наше плотское и духовное естество, меняя нашу жизнь. Это и есть преображающая человека молитва.

И второе, о чем мы должны непременно помнить: за нашим преображением не идут сразу Пасха и Воскресение, но идет нечто, через что мы должны пройти, и через что прошел Господь и Спаситель наш. Просветившись божественным Фаворским светом, человек принимает в свою жизнь страдание. А если этого не произойдет, то не будет и воскресения. Отец Иоанн Крестьянкин, великий русский старец говорил нам, что свет Пасхи Господней, свет Воскресения человек способен увидеть только с креста. И потому, прося себе внутренних изменений, мы также должны просить у Бога сил, чтобы превозмочь все то, что готовит нам мир. Это не обязательно физический крест, это могут быть внутренние глубокие переживания и страдания. И мы не знаем, что легче или проще: висеть на кресте или годами терпеть беззакония, которые совершаются вокруг, и трепетно молиться о согрешающих и о мире. Но мы знаем, что эти внутренние страдания и иногда внешние становятся для нас спасительными, открывающими нам дверь к общему Воскресению.

Поэтому сегодня, вспоминая события Преображения Господа перед учениками, будем усердно молиться о том, чтобы всемогущий Бог даровал нам честь быть с ним в Его Славе, Его страданиях и Его Воскресении. Потому что невозможно иметь одну часть и претендовать на целое. Мы всё должны принять в своей жизни, как и подобает принять христианам.

Для меня всегда большой радостью является послужить в этом святом храме. Я помню, как несколько лет назад мы впервые совершили здесь Божественную литургию. И многие могут сказать, что, может быть, не так много изменилось во внешнем облике этого храма. Но, как епископ, я могу свидетельствовать, что чувствую своим сердцем внутренние глубинные изменения, которые происходят здесь. В храм, в эти стены, которые видели и славу, и честь, и радость победы, и слезы человеческого горя в течение многих веков, мало-помалу возвращаются намоленность и присутствие Божественного Духа, храм начинает дышать после того, как был мертв.

Видимо, его возрождение должно быть связано с возрождением нашего национального, казачьего самосознания. Для меня, конечно, странно, что в Ратненский храм, в котором молились казаки, уходя в походы, и просили благословения Божие на победу, и где благодарили Господа за помощь и милость, сегодня в этот казачий храм едва ли пришло несколько казаков!

Я думаю, что дело не только в том, чтобы восстановить эти стены. Необходимо восстановить дух народа, нашу память, надо пробудить нас от этого длительного, длящегося десятилетиями сна, в котором находится весь наш народ, в который мы погружаемся, отключая все органы чувств и свое духовное зрение – мы можем войти в это состояние, но когда мы  выйдем из него, уже ничего не сможем изменить в нашей жизни. Поэтому наше внутреннее духовное пробуждение, обращение к Церкви, к подлинной духовности, к тем мерилам вечности, которые дал нам Господь, будет предвестником возрождения и этого святого храма. Мы будем молиться, верить и уповать, что Бог откликнется на наши молитвы, и там, где не будет хватать наших человеческих сил, начнет действовать Его божественная сила, и там, где не хватает нашего разума, Он будет вразумлять нас, и там, где нас некому будет наставить, Он будет нашим путеводителем, вождем и наставником в путях нашей жизни и в жизни всего нашего российского общества.

Да дарует Господь всем нам по молитвенному предстательству Божией Матери, святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, по молитвам всех святых, быть достойными принятия этого божественного нетварного Фаворского света, просвещающего и освящающего нашу жизнь. Аминь».