Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Ростовском кафедральном соборе
12 Апреля 2020 191

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Только что в евангельском чтении, которое передал нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, мы с вами слышали повествование о сути праздника Входа Господня в Иерусалим, и о всем, что ему предшествовало. Праздник Входа Господня в Иерусалим и Лазарева Суббота – день, в который вспоминается воскрешение праведного Лазаря, друга Божия, который жил в Вифании, неотделимы друг от друга. Христос приходит на Свою последнюю Пасху в Иерусалим для того, чтобы принять страдание. И вот накануне того, как Он должен быть предан, оклеветан, избит, опорочен, перед тем как Он должен принять свою крестную смерть, Господь показывает Себя совершено иной стороной, которую люди не видели доселе в Евангелии. Мы видели, как Он исцелил прокаженного, дал зрение слепым, как исцелил дочь Иаира, усмирил бурю, показав свою власть над природой. А здесь Он являет чудо Своего всемогущества, воскрешая к жизни человека, который уже четыре дня находился во гробе, показывая, что в Его власти воззвать любого из небытия в бытие. И народ, который был свидетелем этого чудесного воскрешения, безусловно, из уст в уста начал передавать повествование об этом чуде. Молва в мгновение ока разнеслась и в Вифании, и по всем окрестностям Иерусалима. И все, кто пришел на праздник Пасхи, слышали это повествование и, безусловно, хотели видеть Того, Кто творит такие чудеса. А Этот человек, проповедник, Сын Божий и Сын человеческий, взирая на этот дивящийся чудесам народ, помышлял совершенно о другом: не о славе и могуществе, не даже о том, сколько людей придет приветствовать Его, но перед Ним стоял страшный Голгофский крест, и Его душа и сердце были заняты размышлением именно об этих страданиях.

Часто бывает и в нашей жизни, что происходят какие-то события, в которые нас окружает достаточное количество людей, они суетятся и говорят о многом… Может быть, это талантливый человек, которого они поздравляют его с какой-то наградой, но его мысли в этот момент – не об этой награде, а о деле, которое он совершает, о том, куда он дальше пойдет. Его поведение кажется несколько странным, отрешенным от того, чем занят окружающий его народ. И вот Спаситель, помышляя о крестных страданиях, точно так же идет в Иерусалим. Окружающие Его люди пытаются воздать Ему почести. Они видят в нем не только палестинского проповедника, но и человека, имеющего такую неограниченную власть, которая в мгновение ока может собрать войско и выступить против римского владычества, освободив народ от пленения, который может устроить на земле порядок вещей, который им хотелось бы видеть, устроить иное государство и другое правление. А Христос идет в Иерусалим не для этого, но для того, чтобы пострадать, и идет не как победоносец, не как великий царь, не въезжает в город на белом коне, как это тогда было принято у полководцев. Он входит в город сидящим на осле, это было символом мира и благословения. Обратите внимание на то, что по пути из Вифании в Иерусалим Господь не произносит ни одного слова и поучения – все в символах. Он восседает на осла и тихо, мирно шествует во святой град, как бы молча говоря народу о том, что они не того ждут, их мысли заняты не тем. А люди постилали Ему на пути свои одежды, пытались дотронуться до него, срезали ветви с деревьев и постилали по пути Его шествования, воздавая человеческие почести, кричали «Осанна в вышних!».

Слово «Осанна» взято из хвалебных псалмов Псалтири, его знал каждый правоверный иудей. В буквальном переводе на русский язык оно означает «спаси нас». Иными словами, народ кричал: «Боже, спаси нас!», даже не зная Того, к Кому были обращены эти слова. Но даже неосознанно они были обращены абсолютно правильно.

Сегодня, слушая слова из Священного Писания, мы с вами проделываем этот путь из Вифании в Иерусалим, идем за Христом, смотрим на то, что происходит, и нуждаемся в том, чтобы так же воскликнуть: «Осанна! Спаси нас, Господи!». И это спасение, которое мы ждем от Него, это спасение души и нашего тела в то страшное и непростое время, когда вокруг бушует эпидемия. В эти дни мы просим Бога спасти нас от неминуемой погибели, от напрасной смерти. Мы просим спасения, прославляя дивные дела Господа и свидетельствуя о них. Но о каком же спасении во Христе Иисусе может идти речь, если оно будет лишено страданий?... То есть мы хотим получить спасение от Бога, не идя Его путем, не проходя тот путь страданий, испытаний и искушений, который прошел Господь – получить Царство Воскресения, минуя Голгофу. Но нет такого пути в христианстве. И всякий христианин должен понимать, что в своей жизни, в меру своих сил он должен пройти эти искушения и страдания вместе со своим Господом и Спасителем.

Сегодня для многих из нас страданием является то, что мы не можем присутствовать на богослужениях в храмах в силу объективных причин… Необходимо задуматься о том, что если мы хотим быть со Христом, то мы не можем творить своеволия и только то, чего мы сами хотим. Мы должны следовать тем путем, которым следовал Господь – не Своим желаниям, но воле Отца Небесного. И сегодняшние дни, может быть как никогда раньше, учат христиан послушанию и кротости, умению смиряться, слышать голос Церкви и голос Божий.

Глядя на нашу жизнь, как на жизнь города Иерусалима, Господь совершает свое молчаливое свидетельство, идет на крестные страдания. Готовы ли мы последовать за ним?.. Сегодняшний день – это день осознания пути нашего спасения или нашей погибели, нашей любви к Богу или нашего безрассудства и равнодушия, нашего послушания, смирения, любви, заботы о других или день противления собственной самости. Вот такой смысл видится мне в услышанных словах сегодняшнего Евангелия святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Аминь»