Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе в Неделю о мытаре и фарисее, день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе в Неделю о мытаре и фарисее, день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских
9 февраля 2020 574

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Всечестные отцы, братья и сестры, приветствую всех вас с воскресным днем! Мы входим в череду воскресных дней, готовящих нас к святому Великому посту. Сегодняшний день называется неделей о мытаре и фарисее, и Церковь полагает нам чтение притчи Спасителя, рассказанной ученикам, о двух людях - богаче праведном и сборщике налогов, ненавидимом людьми. Оба они пришли в храм помолиться. И у каждого была своя молитва. Одна - благодарение Господу: «Благодарю за то, что помогаешь, за то, что я не такой, как тот мытарь, который стоит сзади». А этот мытарь, признавая свою греховность и зная ненависть людей, бил себя в грудь рукой и повторял: «Боже, будь милостив».

Подводя итог этой причти, Господь сказал, что мытарь из храма вышел более оправданным, нежели фарисей, ибо в Церкви превозносящие себя смиряться будут, а смиряющий себя вознесен будет.

Это удивительные слова, которые мы часто забываем в своей жизни. Так близко всегда идут с нами по жизни гордость, тщеславие, высокомерие и никем не замеченное смирение. Человеку более свойственно рассказывать о себе доброе и хорошее, чтобы вознести себя в глазах других людей. А Господь говорит совершенно наоборот: всякий, кто выставляет себя перед людьми, выпячивает напоказ свои достоинства, даже подлинные, столкнется рано или поздно с пониманием, что все эти достоинства не принадлежат ему, исходят от одного источника – Бога, и сам по себе человек ничего не имеет. Это будет высочайшей степенью смирения. А другого человека, который по скромности своей говорит, что ничего не имеет доброго в своей жизни, Господь прославит так, как Ему свойственно прославлять людей, которые единодушны с Ним, которые являются Его чадами. И слава этих людей будет не временной, но вечной.

Сегодня Церковь совершает память святых новомучеников и исповедников Российских. Давайте посмотрим, кого Церковь чествует вот уже более ста лет. Она почитает и молится о смиренных, о тех, кто не представлял своей жизни без Господа и без Его Святой Церкви и был верен им даже до лютых испытаний и смерти.

Мы знаем тысячи людей, которые кровью и страданиями своими, даже самой смертью запечатлели перед народом и перед Богом свою веру во Христа. В 2000 году Церковь прославила сонм новомучеников. Но миллионы имен людей, которые погибли за Христа и за Церковь, нам неизвестны, но прославлены Богом в вечности. Прославлены потому, что их подвиг не мог быть Богом незамеченным. Их кровь и их страдания, по слову пророка, вопияли к Небу.

Для нас, современных церковных людей, ходить в церковь, причащаться, участвовать в других церковных таинствах, молиться, поститься – естественно и привычно, как дышать воздухом и ходить на работу. Но ведь совсем недавно, всего несколько десятилетий тому назад, всё было по-другому. На человека, который дерзал открыто идти в храм Божий, поднималась целая буря негодования. В последние годы безбожной власти не мучили, не отправляли в концлагеря за веру, но шла другая, не менее страшная, духовная травля, когда человека доводили практически до сумасшествия, называя его безумцем, отщепенцем, чуждым обществу, независимо от того, какими талантами и дарованиями этот человек обладал. Мы знаем, какое огромное количество людей боялись открыто показать свою веру, открыто исповедовать Господа Иисуса Христа своим Учителем и Спасителем, потому что знали, что за этим последует.

Это были страшные годы. Но когда мы вспоминаем их, мы задаем себе вопрос, почему же одни люди открыто исповедовали Христа, шли на мучения и каторгу, даже на смерть, а другие, которые тоже называли себя верующими, ничего не делали, чтобы засвидетельствовать исповедание Господа и Спасителя? Исповедание идёт из глубин человеческого сердца, оттуда, где человек впервые встретился со Христом. И эта встреча была самой запоминающейся и впечатляющей. Точно также бывает и с людьми. Задайте себе вопрос, сколько людей вы встретили, когда шли в храм и сколько встретите, пока будете идти домой - десятки сотен людей. Может быть, среди этих людей мимо нас прошёл Христос. И эту благословенную радостную встречу мы пропустили, она состоялась мимоходом, мы лишь только чуть-чуть коснулись ризы Христовой.

Откуда же тогда человек может знать Христа? Если Он чужд ему, если он никогда Его не видел?

Если мы встретились с человеком, полным глубокой духовной мудрости, света, теплоты, радости, если его глаза отражают бездонный духовный мир, конечно, мы не забудем такого человека, он оставит в нашей жизни неизгладимый след. Точно также происходит с Богом. Если мы вдруг перед собой увидели Бога, если мы Его почувствовали хотя бы один раз в своей жизни, соприкоснулись с Ним, увидели в себе это чудесное духовное преображение, это горение, радость и свет, истину и любовь, мы никогда не забудем это глубокое духовное изменение.

Эта встреча всегда остаётся в человеческой памяти, забыть её невозможно. Она запечатлевается в сознании, в душе, в сердце. И какие бы испытания не происходили в жизни, человек всегда будет помнить эту встречу. Поэтому отказаться от Христа, отказаться от Церкви значило бы не что иное, как предательство самого себя, отказ от опыта своей духовной жизни, от правды, которую узнал человек. Потому тысячи и тысячи людей, помня эту правду и вспоминая эту встречу, шли и открыто исповедовали Христа, защищали Церковь и проповедовали Евангелие, не боясь ни гонений, ни позора, ни даже смерти. Потому что были верны своему Богу, Которого однажды встретили в своей жизни.

А что же мы? Те, которым дана свобода. Те, которые могут свободно исповедовать Христа. Как нам удержаться и не соблазниться? Не предать Бога? Бог даёт время для того чтобы встреча со Христом состоялось в нашей жизни. Она может состояться в молитве, в причащении святых Христовых тайн, в благотворительных делах, в милосердии: помогая убогим, мы помогаем самому Господу Иисусу Христу, и Бог открывает нам Сам Себя в этих людях. Она может состояться в чтении Священного Писания. У нас есть счастливое время, которое мы можем назвать временем Богоискания, временем поиска встречи со Христом. Ищите. Не пропускайте этого благословенного времени. Старайтесь более смирить себя, нежели возвысить. Старайтесь идти вместе с церковью путём благословенным, на котором открывается Дух Христов.