Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Преполовенском храме Донской духовной семинарии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Преполовенском храме Донской духовной семинарии
17 марта 2021 489

«Досточтимый отец ректор, всечестные братья, дорогие учащиеся и прихожане, всех вас приветствую с преполовением первой седмицы святого Великого поста!

Возношу слова молитвы с благодарностью Господу за то, что Он даровал мне радость и утешение молиться сегодня вместе с вами в храме нашей донской духовной школы, потому что считаю, что самое важное и необходимое в нынешнее время для Церкви – это воспитание добрых и хороших пастырей… Каков будет пастырь, такова будет и паства. Насколько пастырь будет умудрен и искушен жизнью, насколько сможет правильно выстраивать духовную традицию в приходе, быть сомолитвенником и отцом для своей паствы, настолько же и будет возделана нива Церкви Христовой. И если это будет благодатный плод, который взращен в духовных школах, привит и усвоен человеком, то будет приумножение Церкви. А если этого не произойдет, то будет оскудение этой божественной нивы. Потому мы с вами, начальствующие, учащие и в равной степени учащиеся, несем ответ перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Который вверил нам возделывать эту духовную ниву своей паствы…

Конечно, в эти дни Поста каждый из нас должен уделить много времени размышлению о своей жизни. Господь назидает нас Своим божественным Словом, Святая Церковь дает нам это Слово в нужное время, в нужном количестве, как необходимо человеку в то или иное время давать пищу для поддержания его духовных и физических сил.

Накануне Поста, думаю, вы обратили внимание, как Церковь готовит нас к нему – назиданием, правильной молитвой, искренним покаянием, напоминанием о Суде Божием, о неизреченной и богатой милости Господней. О многих ветхозаветных и новозаветных событиях напоминают нам слова канона преподобного Андрея Критского, приводя примеры из Божественного Писания для нашей жизни и осознания своего собственного положения. Но есть одно важное слово назидания, которое Господь обращает к нам накануне Великого поста: «Не будьте лицемерными».

Удивительно, но вместо того, чтобы говорить, как поститься, что есть, сколько поклонов класть, на какие службы ходить, Спаситель говорит: «Не будьте лицемерными». Быть лицемерным значит соизмерять свое собственное поведение, свои поступки с окружающими нас людьми и окружающей обстановкой, но пользоваться этим не ко благу, а к своей собственной корысти. В духовном смысле это значит казаться лучше, духовнее и благоуспешнее, чем все остальные. Мы видим множество примеров в нашей жизни и часто сталкиваемся с ними в дни Святой Четыредесятницы. Особенно это касается правил внешнего поведения, которые, возможно, человек должен соблюдать, исходя из своих внутренних побуждений – насколько он сам будет чувствовать необходимость соблюдать эти правила и предписания церковной традиции.

Но, посмотрите, как ревностно мы бросаемся в соблюдение именно этого внешнего! Сделаем помраченными свои лица, наденем темные одежды и будем соблюдать пост так, как прежде не соблюдали святые подвижники первых веков христианства! А Господь одним Своим Словом обличает нас и говорит: «Хватит лицемерить, перестаньте»…

Наше внутреннее содержание должно соответствовать внешним проявлениям. И если мы строго следуем предписаниям, которым следовали подвижники древней Церкви, то, безусловно, должны обратить внимание на свое внутреннее состояние: соответствует ли состояние нашего сердца и души тому, что проявляется внешне? Это нелицемерие является залогом правильного и искреннего свидетельства о Христе, потому что в противном случае мы будем лгать. Иными словами, лицемерие – это ложь, не та правда, которую мы должны свидетельствовать…

Бог видит нас такими, какие мы есть на самом деле. Он видит все наши помышления, и это есть та аксиома, на основании которой мы должны понимать сами себя. Мы себя должны воспринимать такими, какие мы есть на самом деле. И если мы надеваем темные одежды и делаем помраченные лица, значит, должны знать, что в нашей душе происходит либо духовный плач и внутреннее очищение, либо желание казаться таковыми перед другими людьми. Говорю это к тому, что в Церкви, когда человек стоит на амвоне или учит других, все это видно. Как под микроскопом видно, когда человек кажется, а не есть на самом деле. Потому, думаю, что наши духовные школы среди секулярного мира и всепоглощающей лжи и отступления от Бога должны очень четко понимать, какую правду мы несем, и как о ней свидетельствовать. Потому что всякая ложь и маска, которую мы надеваем, чтобы казаться более правильными и святыми, чистыми для мира, еще более подчеркивает всю нашу духовную несостоятельность. Время поста – это время духовной учебы…

На вас лежит духовная ответственность. Потому Господь говорит: «Не будьте лицемерны». Не будьте лицемерны по отношению к себе, по отношению к другим и к Богу. Будьте такими, какие вы есть, праведными или грешными. Бог любит вас такими, какие вы есть, не придуманными, не вылепленными из чего-то. Ради нас, грешных, Он проливал Свою божественную кровь, страдал и воскрес.

За дни своего обучения в духовных школах, особенно в дни поста, когда дается время для духовного размышления, причащения Святых Христовых Таин, чтения святоотеческих творений, для исповеди, покаяния и осознания своей жизни, постарайтесь разобраться в себе, посмотреть на себя со стороны и оценить, какие вы есть на самом деле. Будьте простыми, искренними, человечными, спокойными, может быть с недостатками. Но если эти недостатки прощает Господь, то и люди будут прощать…

Пусть пост не будет для вас обузой и бременем, но будет временем благоприятным для духовного, спокойного размышления, в основание которого положено Слово Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа»