«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие братья и сестры, приветствую с преполовением первой недели святого Великого поста. Святая Церковь в эти дни, может быть самые сложные для тех, кто вступает в поприще святого поста, укрепляет нас Святыми Тайнами Тела и Крови Христовой, показывая, что наша крепость, крепость наших духовных и телесных сил в Господе и спасителе нашем Иисусе Христе. Действительно, будучи причастниками Тела и Крови Христовой, принимая в жизнь свою Святые Тайны Спасителя, мы уже неотделимы от Него. Он неотступно пребывает в нас, а там, где Бог пребывает, может ли быть какой недостаток или какая слабость?
Сегодня во время службы исполнялось удивительное песнопение, трогательное, душевное и очень важное для нашего осмысления. Мы часто его слышим за вечерними богослужениями, а поскольку Литургия Преждеосвященных Даров есть не что иное, как вечернее богослужение, во время которого Святые Таинства преподаются верующим, то и сегодня за службой мы слышали это песнопение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Удивительные слова, к которым мы привыкли: «Да исправится молитва моя». Если мы просим Бога о том, чтобы Он исправил нашу молитву, значит, есть такие молитвы, такие молитвословия, которые нуждаются в некоторой коррекции, в некоем исправлении, значит есть неправильные молитвы. И потому в самые важные минуты общецерковных служб Церковь обращается к Богу: «Исправи нашу молитву, сделай нашу молитву правильной, сделай ее такой, что бы Ты ее слышал и молитва была исполнена». Действительно, молитва обладает великой силой. Человек, который молится истово, искренне, с верой, получает просимое. Молитва творит чудеса, молитва воскрешает мертвых, молитва помогает человеку спасти свою жизнь и жизнь окружающих людей, молитва укрепляет человеческие силы, молитва направляет нас на пути спасения, молитва делает нас Богопричастными, приближает нас к Богу, ибо молитва – это беседа с Богом.
Святитель Григорий Богослов говорит о том, что не Бог нуждается в наших молитвах, а мы нуждаемся в молитвах Богу, потому что через молитву мы к Богу приближаемся. А если мы молимся неправильно, если молитва наша некорректна, невыдержанна, значит, эта молитва не приближает нас к Богу, а удаляет нас от Него. Как же понять, правильная молитва наша или неправильная? Прежде всего, это можно понять по плодам молитвы: если Бог отвечает на нашу молитву, значит, молитва наша обладает всеми теми качествами необходимыми, благодаря которым молитва эта становится Богом услышана. А если Бог не отвечает на нашу молитву, значит, молитва наша должна быть исправлена. Чаще всего мы, к сожалению, не получаем просимого, и чаще всего не получаем это просимое потому, что не знаем, что просить у Бога. Давайте задумаемся над своей собственной молитвой, вспомним, о чем мы Бога просим? О благополучии, о счастье, о устроении наших дел, о лишении нас скорбей, печалей, и о многом другом, что так свойственно нашей жизни. Полезно ли всегда бывает нам то, что мы просим? Ведь иной раз мы пытаемся избавиться от печалей не для того, чтобы тихое и безмолвное житие пожить, а для того, чтобы пожить праздно и беззаботно. Мы просим от Бога удалить скорби не потому, что эти скорби нам невмоготу нести, а потому, что нам просто неудобно так жить. Мы просим Бога удалить от нас людей, которые напоминают нам часто о нашем собственном спасении, о необходимости наших трудов, о необходимости милости и, может быть, своим присутствием приводят нас к осознанию греховности нашей жизни. Мы часто просим Бога удалить от нас то, что неудобно для нас, что мешает нам жить комфортно. А это молитва неправильная. Не надо просить у Бога комфортной жизни. Если бы этот комфорт был свойственен для христианина, то Господь не закончил бы дни Своей земной жизни на кресте, а закончил бы их во дворце с почестями и славой. Но это не путь Христов.
Отец Иоанн Крестьянкин говорит нам: «Хотим мы того или не хотим, но Свет Воскресения Христова мы можем увидеть только со своего собственного креста». И это правда. Потому и просить у Бога нужно помочь нам пронести этот крест жизненный, увидеть Свет Воскресения Христова, дать нам потребное для нашего спасения, и с благодарением принимать все, что Бог подает нам. Просить у Бога, как говорит тот же святитель Григорий Богослов, можно всего, но подает Бог только то, что полезно нам.
В дни Великого поста мы должны помнить о том, что наша молитва, обращенная к Богу, не должна касаться каких-то конкретных вещей, не должна касаться каких-то конкретных дел, не можем мы и не должны у Бога требовать того, что может быть неполезно нам. Но просить так, как просит Церковь: «Теми путями и судьбами, которые Ты Сам знаешь, наставь меня на пути спасения, создай, помоги мне в жизненных обстоятельствах, которые будут окружать меня, сделать правильные выводы, принять правильные решения в соответствии с Твоим Божественным промыслом, просвети мои очи, чтобы я видел, как жить, как правильно поступать в тех или иных случаях. Будь мне поддержкой и опорой, не лишай меня Твоего заступления». А уж о конкретных обстоятельствах нашего спасения, поверьте, Господь позаботится сам. И еще очень важно не то, какие слова произносить, а с каким сердцем молиться. И потому неслучайно Церковь говорит нам: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Что значит «яко кадило»? Образ фимиама и горящих углей – это образ молитвы. Ведь ладан, фимиам, и сам по себе имеет некий аромат, но если этот фимиам возложить на горящие угли кадильницы, то фимиамом наполняется дом и храм. Вот так должна быть наша молитва по сути своей, которую мы читаем по молитвослову, - это и есть фимиам. А вот если сердце наше, горящее пламенеющее Богу, будет возносить эту молитву, то эта молитва будет как фимиам кадильный, который возносится к Господу. И благоухание ее будет для других и для нас приятно, и Богу осязаемо. Как же молиться так, чтобы наша молитва была как фимиам на углях кадила? Ответ на этот вопрос очень простой. Каждый раз, когда ты приступаешь к молитве, молись так, как будто это последняя молитва в твоей жизни. И это действительно так. Кто знает, сколько времени продлится наш век? Кто знает, сколько даст Господь нам пожить? Наша молитва может быть последней, потому молись так, чтобы Бог слышал эту молитву, чтобы эта молитва могла быть молитвой в твое спасение. Если мы будем знать, чего просить у Бога, а просить Его нужно вразумить и наставить нас в жизни и не оставить нас в этой жизни без своей помощи, и будем просить это с пламенеющим сердцем, тогда молитву нашу будет слышать Бог и по молитвам нашим, и в нашей личной и общественной жизни творить чудеса, свидетелями которым мы непременно будем. Да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи. Аминь».
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
29 февраля 2012
408
Поделиться ссылкой: