Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти святого великомученика Феодора Тирона в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти святого великомученика Феодора Тирона в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону
6 марта 2020 640

«Дорогие отцы, братья и сестры!

Приветствую с праздником святого праведного и всехвального великомученика Феодора Тирона. Его память мы молитвенно отмечаем в конце первой недели Великого поста – может быть, самой непростой духовной седмицы, когда мы погружаемся в постное делание, и с особой силой враг борет нас скорбями, искушениями, соблазнами и напастями. 

Святой великомученик Феодор Тирон прославился своими подвигами и страданием в четвертом веке нашей эры после Рождества Христова. Мы вспоминаем его подвиг исповедничества, когда он отказался принести жертву идолам, и за это был замучен и казнен. Также мы вспоминаем, как через несколько десятилетий после смерти он явился христианам, которых император решил оскорбить тайным образом, нарушив их пост. Ибо христианам было дано повеление не вкушать идоложертвенной пищи, которая продавалась на рынках. Тогда император повелел окропить всю пищу на рынке идоложертвенной кровью, и святой великомученик Феодор, явившись во сне благочестивым людям, сказал, чтобы они не вкушали ничего от продаваемого на рынке, но пользовались той пищей, что есть у них дома – пшеницей, какими-то плодами… Потому что их пытаются опорочить безвестным образом, оскорбить их пост. Для христианина нет ничего скверного в пище, если он осеняет ее крестом Господним. Но может ли осквернить человека пища с идоложертвенной кровью, тем более окропленная тайно? Никоим образом, потому что для человека, верующего во Христа, никаких идолов и демонов, бессловесных истуканов не существует. Это не более чем изваяния, дела рук человеческих.

Для христианина очень важен сам факт соблюдения верности: своему слову, своему делу и, в конечном итоге, своему Богу. В прошедший воскресный день мы вспоминали Адамово изгнание, когда Адам вместе с праматерью Евой был изгнан из Эдемского сада за один только грех, который был велик и мерзок в глазах Божиих. Потому что любимейшее творение Господа, венец творения не мог сохранить одну только заповедь, союз верности Богу, который выражался очень символически: не вкушай от запретного древа, и это будет символом того, что ты хранишь Мне верность.

В нашей христианской жизни и в Церкви есть очень важные символы. Святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Пост есть изъявление нашей свободной воли. И, если человек ставит своей целью не обязанность, которую дает нам Бог или Церковь, священноначалие, но наше свободное благое волеизволение к воздержанию, если мы говорим, что эта цель будет символом нашей связи с Господом, то разрушая ее, мы разрушаем единство, поступаем точно так же, как в древности поступили наши праотцы. Мы разрушаем наш союз с Богом, нами же созданный, к которому мы сами и стремимся.

Потому для христиан первых веков было очень важно быть верными Богу в каждой мелочи, в каждом движении своего сердца, в каждом слове и исповедании. И в чем бы христиан первых веков не обвиняли, они были верны каждой заповеди Божией, потому что знали, что каждое данное ими Богу слово и нарушенное отторгает их от общения со Христом, разрушает это богочеловеческое единство.

По этой причине на протяжении стольких веков святая Православная Церковь бережно молитвенно хранит память о святом великомученике Феодоре Тироне. И в дни Поста, которые соединяют нас с Богом, или должны, во всяком случае, приблизить нас к Господу, дать нам почувствовать теплоту божественного дыхания, Церковь напоминает нам об очень важных для христианина вещах, которые внешне свидетельствуют о нашей верности и преданности Богу. Пусть сегодня освященное коливо будет еще одним таким напоминанием.

Всех вас приветствую уже с окончанием первой недели святого Поста. Время идет очень быстро, и не только потому, что приближает нас к Пасхе Господней, но и потому что приближает нас к нашей общей Пасхе, к нашему переходу к вечности, к нашей встрече с Богом. Поэтому проходя это время постное, будем помнить о временности и скоротечности нашего бытия, о самом важном и нужном и о скоропреходящем и ничтожном по сравнению с вечностью. Аминь».