Слово по окончании Литургии в Неделю 24-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Неделю 24-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе
22 ноября 2020 11

"Всех вас приветствую с воскресным днем и празднованием иконы Божией Матери «Скоропослушница»!

Вспоминая этот дивный образ, мы обращаемся к чуду, произошедшему на Святой горе Афон, в Дохиарской обители. Трапезарь Нил, имея обыкновение рано утром ходить в трапезную с зажженной лучиной, проходил мимо образа Богородицы, изображенном на стене, и когда он открывал дверь, лучина коптила перед иконой. Это продолжалось, пока он не услышал голос Божией Матери: «Доколе ты будешь коптить мой образ? За твое неблагоговение, за твою нерассудительность ты будешь наказан». И трапезарь ослеп. В темноте утра он стоял помраченный своими очами и сердцем и не знал, что ему делать. Тогда Нил опустился на колени и сказал: «Матерь Божия, прости меня! Не встану с колен до тех пор, пока не простишь меня». И его молитва была настолько исполнена веры и сокрушения сердечного, что через мгновение к нему вернулось зрение, и с тех пор этот образ Божией Матери в Дохиарской обители именуется иконой «Скоропослушница», Которая скоро услышала моление человека.

Матерь Божия близка и скора к нам на помощь и заступление. Вспоминая это чудо, произошедшее в монастыре Дохиар, мы, конечно, не можем не соотнести веру этого трапезаря Нила с теми евангельскими примерами, которые мы слышали сегодня из уст апостола и евангелиста Луки, рассказывающего о чудесах, совершенных Господом в Капернауме. Во время своего пребывание в этом городе к Спасителю подошел начальник синагоги Иаир. Евангелист называет его имя как некий исторический факт, как данность, что это действительно произошло, потому что начальника синагоги все прекрасно знали, это был уважаемый человек особенно в таком многолюдном городе. Это происходит в то время, когда многие из фарисеев уже с опаской начали относиться к проповеди Спасителя, потому что она не соответствовала их мыслям и положению, разрушала устоявшиеся стереотипы. Двери синагог стали понемногу закрываться для Христа, если не сказать, что закрылись совсем. В это время человек, возглавлявший синагогальное собрание, приходит к Христу, падает к Нему в ноги и умоляет прийти в его дом и исцелить дочь, которой исполнилось 12 лет, и которая находится при смерти. Господь встает от трапезы и направляется в дом этого Иаира.

Мы многократно говорили о том, что Капернаум был весьма многолюдным торговым городом, и когда Христос проповедовал, вокруг толпилось огромное количество людей. Евангелист изображает это словами «люди теснили Его», то есть нельзя было пройти свободно, кругом была толпа, которая желала видеть и слышать Его, но не могла быть управляемой, поэтому толкала и притесняла, даже преграждала Господу путь. И вот по дороге к дому Иаира случилось нечто среди этой толпы, что заставило людей отойти в сторону. Христос остановился и спросил: «Кто сейчас прикоснулся ко Мне? Потому что Я почувствовал исшедшую из Меня силу». Вокруг Него образовалось пространство, на середину которого вышла женщина, которая, встав на колени, рассказала историю своей жизни, своего бедственного положения. В течение 12 лет она страдала тяжелым гинекологическим заболеванием, кровотечением и потратила все свое состояние на врачей, но никто не мог ей помочь. Кроме ее тяжелого недуга, который был связан с многими телесными страданиями и мучениями, добавлялось и то, что она почиталась нечистой среди иудейского народа, не имела возможности войти в синагогу или любое собрание. Прикоснувшийся к Ней, человек оказывался нечистым и до вечера должен был совершить определенные обряды, чтобы очиститься. Она была презираема обществом. 

И что же произошло? Эта женщина услышала, что Спаситель отправляется в дом начальника синагоги Иаира, чтобы исцелить его дочь, и побуждаемая внутренним сердечным порывом подойти в этой толпе и только коснуться Его одежд, она поверила в то, что получит исцеление. Действительно, так и произошло, и Господь почувствовал силу и энергию, исшедшую из Него. Безусловно, как Сын Божий, как Всеведующий Бог, Он знал, кто это сделал, но эта вере требовала живого свидетельства. И исцелившаяся от своего недуга женщина перед всем народом рассказала о своей болезни и о чуде своего исцеления. Вместо укоризны Господь сказал ей: «Дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя. Иди в мире».

Это происходило в то время, когда Господь шел к тяжко болящей девочке, которая вот-вот могла умереть. Мы не видим ни одного мгновения, чтобы Иаир начал нервничать или торопил Спасителя. Мы видим его великое терпение. В этом евангельском отрывке мы встречаем и два одинаковых числа – 12. Двенадцать лет было дочери Иаира, и столько же лет страдала кровотечением женщина. Мы не знаем, действительно ли эти цифры соответствовали возрасту девочки и годам страданий женщины. Возможно, евангелист приводит их как некое библейское число 12, указывающее на предел человеческих состояний, то есть то, что было возможно от человека. И вот евангелист, указывая на это число, как бы говорит, что все человеческие силы и возможности были исчерпаны, и для того чтобы что-то произошло, было необходимо вмешательство, вхождение в это состояние иной силы, божественной, которую являл Христос. И Он приходит в дом Иаира, входит в комнату, в которой отроковица уже лежит мертвой, и плакальщицы уже собрались… Но Господь говорит: «Кто сказал, что она умерла? Не умерла, но спит». Вместо возложения руки, о котором просил Иаир, Он подходит к девочке и говорит: «Встань, отроковица!», и к той возвращается жизнь. Она встает, Спаситель отдает ее родителям и просит, чтобы накормили в знак того, что она в полной мере обрела жизнь, и ее душа вернулась к ней.

Эти два удивительных по своей красоте и силе евангельских повествования говорят нам о том, что нет предела для человеческой веры. Мы, конечно, веруем в то, что Господь помогает нам. Но иногда, давайте признаемся, наша молитва с верой обращена к Богу с некоторым сомнением… Господу не нужна наша помощь, ему нужна наша вера. А мы не доверяем Ему и говорим: мы сами будем трудиться, Ты только помогай нам. И потому часто в жизни в ответ на такое наше движение ничего не происходит: ни с теми, о ком мы молимся, ни с нами самими.

А иногда мы – особенно это касается новоначальных, кто только пришел в Церковь – обращаемся к Господу с такой молитвой: я прошу, сделай это или исцели того-то, но если это не произойдет, то я не поверю, что Ты есть. Иногда мы ставим Богу ультиматум в своей жизни. Конечно, ничего не происходит, и не потому, что Господь не может это сделать, а потому что никакие ультиматумы мы не можем ставить Творцу. Мы можем предъявить Ему только собственную веру и свое сердце…

Философ Алексей Лосев говорил о том, что вера в Бога – это теория, а доверие Богу – это практика. Какие замечательные слова! Вера – это то, что касается мгновений нашей жизни, когда мы открываем страницы жизни и вдруг видим крупными буквами слово «Бог», которое написано там. И мы понимаем, что Господь есть, Он рядом, мы Его чувствуем. А вот дальше кроме этого чувства должно быть абсолютное доверие к Богу в самых сложных моментах жизни, когда, казалось бы, все средства истрачены, и ничего не остается. Остается только довериться Богу.

И здесь наша вера преломляется, показывает свое собственное несовершенство. А ведь все рядом, как у того инока, который опустился на колени перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» и сказал: «Не встану, пока не простишь меня». Вот такой сердечный глубокий порыв веры должен быть у каждого человека, и тогда Господь будет откликаться на нашу молитву, будет слышать нас. А мы будем удивляться непрестанным чудесам, которые Бог творит в нашей жизни, возрождая нас от уныния к радости, от болезни к здоровью – и во многом другом мы будем видеть десницу Божию, которая спасает, исцеляет, сохраняет и оберегает нас…

И сегодня, в это сложное время задача православных христиан, вспоминая евангельские события, - воспитывать в себе эту глубокую веру, которая и является доверием к Богу, преклонить свою голову перед Ним и сказать: «Да будет воля Твоя. Я знаю, что Ты любишь меня и никогда не сделаешь мне плохо. Я доверяю Тебе. Я вручаю себя в Твои руки. Храни меня, оберегай меня. В ответ на мою несовершенную любовь, яви Твою совершенную любовь ко мне». Вот чему учит нас сегодняшнее Евангелие, и к чему призывает Святая Церковь.

И, конечно, еще одно важное напоминание, о котором говорит святитель Феофан Затворник, сокрыто в сегодняшнем Евангелии. Для того, чтобы вкусить нечувственных или духовных благ и дарований от Господа, нам телесно нужно чувственное соприкосновение со святыней. Точно так же, как и у этой женщины, которая коснулась одежд Спасителя, нам нужно соприкосновение с вещественным, чтобы получить божественную силу. Потому что мы люди, носящие плоть, и через нее воспринимаем все духовные чудеса и дарования. И потому Церковь дает нам увидеть и почувствовать это, прикоснуться к святыне и в Таинстве Божественной Евхаристии, и прикладываясь к святым иконам, поклоняясь святым мощам, мы воспринимаем через многие священнодействия эту божественную силу, соприкасаясь через святыни с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

Пусть же вера наша крепнет, и сложные времена, в которые мы живем, не будут нам препятствием и искушением в нашем стремлении к совершенствованию веры и стремлению в Царство Божие. Аминь"