Слово по окончании праздничного богослужения в день памяти святителя Московского Петра в Высоко-Петровском монастыре

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании праздничного богослужения в день памяти святителя Московского Петра в Высоко-Петровском монастыре
6 сентября 2011 414

Дорогие отцы, братья, сестры, с праздником основателя нашей святой обители – святителя Московского и всея России чудотворца Петра!

В этот день хотелось бы передать всем вам благословение и любовь Священноархимандрита сия святыя обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в Успенском Соборе, заложенном святителем Петром, где почивают нетленные его святые мощи, совершал сегодня Божественную литургию.

Мы слышали сегодня с вами за Литургией евангельское чтение, где Господь говорит о пастырстве, о том, каким должен быть пастырь. И это касается не только тех, кто стоит у Престола Божия, но это касается всей полноты Церкви. Ибо от того, чей голос будет слушать паства, за каким голосом пойдет, на какой призыв она откликнется, будет зависеть, куда будет двигаться Церковь Божия: будет ли она идти ко спасению или погружаться в пучины погибели. Господь говорит, что есть истинные и ложные пастыри, которые не радят об овцах, которые не заботятся о словесном стаде, но лишь видят волка грядущего и убегают, бросают свою паству, оставляют ее без попечения и забот. И тогда враг приходит и расхищает стадо.

Эту страшную картину Господь рисует притчей, указывая близкий пример народу израильскому, который был земледельцем, занимался скотоводством. Для него было понятно и естественно знать о том, как гибнут стада. И вот этим близким к народу образом Господь раскрывает суть церковного служения. Куда же деваться словесным овцам стада Христова, которые бывают одержимы соблазнами, на бессмертную душу которых кто только ни посягает, кто только ни хочет расхитить это словесное стадо Христово? На этот вопрос Господь отвечает следующим образом: «Я есть дверь: Мною кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет».

Мы слышим со страниц Священного Писания, как Господь называет Себя лозой виноградной, называет Себя хлебом жизни, а здесь называет Себя дверью. И это неслучайно, потому что в данной ситуации, когда на стадо посягает враг человека, стадо ищет выход. И эта дверь, через которую можно уйти, является единственным путем к спасению жизни. Господь указывает, что Он – эта дверь, через которую можно выйти в небесные пажити, найти для себя спасение, обрести продолжение своей жизни. Но Он не просто говорит о том, что через Него это возможно. Он говори так, как говорили пророки и так, как привык слышать народ израильский. Он говорит: «Аз есмь дверь». «Это Я». И это свидетельство не простого человека. Это сакральное свидетельство о том, Кто есть Сущий, близкое и понятное израильскому народу, всем тем, кто знал и почитал истинного Бога.

Христос указывает на Себя как на некие образы, но произносит эти сакральные слова: «Это Я». Неслучайно, когда в Гефсиманском саду воины искали Господа, спрашивали кто Христос, Он им ответил также: «Это Я есмь». И мы слышим, как воины ужаснулись, на них напал страх и ужас, они пали ниц, потому что в этих словах услышали свидетельство об истинном Боге. Так и здесь Господь открывает нам Себя как Бога истинного, как Ипостась Святой Живоначальной Троицы, как возлюбленного Сына Отца Небесного, открывает Себя нам как единственный Путь ко спасению.

И потому, когда соблазны и нестроения посещают стадо словесное, когда столько искушений вокруг, когда человек не может разобраться в путях жизни, когда он не знает в какую сторону ему пойти, потому что зачастую в одеждах пастырских ходят далеко не пастыри, но те, кто расхищает стадо, человек должен помнить, что единственной дверью, которая ведет его ко спасению, является Господь Иисус Христос, Спаситель наш, через Которого мы обретаем спасение, избавляемся от мысленного волка, через Которого мы обретаем полноту жизни вечной.

Совершенно не случайно это Евангелие читается за Литургией в сегодняшний день, когда мы совершаем память великого святителя Христова Петра, который в жизни своей претерпел множество скорбей и искушений от ближних и дальних, но остался верным пастырем стада Церкви Христовой. Он был тем, кто указывал на дверь спасения, и потому все те, кто прибегает к его цельбоносным мощам, кто обращается к нему в молитвах за помощью и заступничеством получают непреложное указание на этот путь в жизни, который есть Господь Иисус Христос.

Я приветствую всех вас сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, с этим замечательным праздником, нашей святой обители. Святитель Петр является ее покровителем и основателем. В течение почти 700 лет он хранит эту обитель святую своими молитвами, незримо, но реально подавая нам помощь, заступничество, не лишая нас своего небесного покровительства и предстательства. А иначе и быть не могло, иначе бы эта обитель никогда бы не стояла после всех бурь и потрясений на этом месте, а была бы сметена с лица земли. Но молитвы святителя хранят ее. И особенно важно сегодня, в дни, когда обитель только-только становится на ноги как монастырь, обретает свою духовную силу и притягательность, обращаться к святителю Христову Петру: да будет твердым помощником и заступником, да будет нам указателем этого пути спасения, путеводителем, вождем слепых к этой единственной двери, ведущей нас в чертоги Царствия Божия. Да подаст Господь всем нам, и братиям этой святой обители, по молитвам угодника Христова Петра мир, здравие, долгоденствие, друг ко другу терпение, подлинные монашеские добродетели – не напускные и ложные, но подлинные и сердечные добродетели – смирение и послушание, дабы путь наш ко Господу был открытым и прямым, без повреждения и искривления, минуя соблазны, под благодатным заступничеством святителя к Небесному Царствию Христову. Аминь.

Всех вас приветствую с праздником!»

Обращаясь к братии, сослужащим пастырям и гостям обители, Преосвященнейший владыка добавил:

«Здесь, на этом святом месте, семь столетий тому назад стояли ноги святителя Петра, здесь он ходил, молился, благословлял, указывал строить храмы, возносил свои молитвы о Церкви и Отечестве. Эта святая земля хранит теплоту и дыхание любви святителя Христова ко всем нам. В глубину веков мы обращаем свой взор и оттуда, из этой глубины, из далеких времен, мы видим и свидетельствуем, что неугасаемо сияет свет Божественной благодати через святителя и чудотворца Христова Петра.

Святейший Патриарх, когда благословил открытие этой святой обители, сказал, что она должна быть мужской, как это и было прежде, и откликнулся на смиренную просьбу братии, немногочисленной тогда еще, принести в святую обитель, как это было и ранее, часть мощей святителя Христова Петра. Те, кто связан с административной деятельностью, знает, как непросто бывает получить разрешение на какое-либо делание. Из Кремлевских соборов нужно было, открыв гробницу святителя Петра, изъять эту частицу, вскрыть все печати, преодолеть препоны – государственные, общественные, бюрократические – и решить этот вопрос, чтобы с первым посещением Святейшего Патриарха часть святых мощей была принесена в обитель, и можно себе представить, какой это огромный труд. И все это было решено буквально в течение трех-четырех дней. Невероятно! И в этом видим особую силу Божию, особое благословение святителя Петра. И потому сегодня мы с радостью читали молитву, что не только перед его иконой, но и перед его святыми мощами мы предстоим, имея это великое утешение в нашей жизни.

Возрождение обители, принесение мощей и многие перспективы и направления, которые мы сейчас совершаем, пытаемся сделать что-то, хоть это и непросто, совершаются по молитвам святителя Петра и по трудам и благословению Священноархимандрита нашей святой обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Подвиг Первосвятительства непостижим для человеческого рассудка. Это Ангел Церкви, который хранит ее, который ведет, указуя единственно правильный путь, дверь ко спасению, который побуждает нас идти этим путем, указывает, открывает для нас двери, зовет. Все это совершает Святейший Патриарх, полагая упование свое во Христе Иисусе, и потому служение его совершается и велико, и достойно, и правильно!