Слово по окончании утрени с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в канун праздника Похвалы Божией Матери в Свято-Казанском храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании утрени с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в канун праздника Похвалы Божией Матери в Свято-Казанском храме г. Ростова-на-Дону
30 марта 2012 313

«Ваше Высокопреподобие, дорогие отцы, братья и сестры, приветствую вас сердечно с этим замечательным духовным светлым торжеством, когда мы в дни Святой Четыредесятницы обращаемся к Божией Матери со словом архангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Слово «Радуйся» мы сегодня повторяли в акафистном пении многократно. Почему же Церковь так часто повторяет это слово – «Радуйся»? Это слово, обращенное в молитве к Богоматери, мы не столько к Ней обращаем, сколько напоминаем себе о необходимости иметь духовную радость. Наш мир, к сожалению, большей частью состоит из печали. Печаль посещает человеческое сердце по разным поводам – житейским, бытовым, служебным, общественным, личные неудачи – все это дает человеку печаль. А радость - как солнце, которое лишь иногда блеснет в нашей жизни. И потому человеку свойственно искать состояние радости. Человек может по-разному искать радость в жизни. К сожалению, часто мы пытаемся восполнить недостаток радости посредством алкоголя, наркотиков и других увеселений жизни, но они не приносят человеку радости. Радость ускользает от него, ввергает человека в еще большую печаль, приводящую иногда даже к отчаянию, когда человек способен, по внушению духа злобы, совершить роковой шаг, хлопнув дверью в этой жизни, сказав, что этот бесценный дар Божий не нужен ему.
Почему же радость не посещает наше сердце? Вспомним, что говорит о печали Церковь. Пророк Божий Давид говорит: «Печаль от грешной земли». Печаль – это свойство человеческой жизни, которое приумножается от греха и от тех, кто этот грех совершает. Печаль в нашей жизни есть следствие греховности нашей жизни, и чем больше человек грешит, тем больше умножается печаль в его жизни. Если же человеку свойственно исправлять свою жизнь, приносить Богу покаяние, очищать себя молитвой, постом, воздержанием, доброделанием, уклоняться от зла, то человек обретает радость. Причем эта радость коренным образом отличается от той радости, о которой я сказал выше. Эта радость наполняет человеческое сердце, в этой радости нет буйства, нет похоти, нет плоти. Эта радость пребывает в глубинах человеческого сердца, она пребывает с человеком вне зависимости от тех жизненных обстоятельств, в которых человек находится. Эта радость может быть у человека обеспеченного и лишенного всякого достатка, у человека свободного и у человека осужденного, болящего и здорового. Все эти внешние факторы не могут повлиять на присутствие радости в человеческой жизни. И как бы внешние обстоятельства не пытались лишить человека духовной радости, ее лишить невозможно. Подвиг святых новомучеников и исповедников нам говорит об этом. В самых сложных обстоятельствах жизни они пребывали в радости. Если мы обратимся к Священному Писанию, то услышим Слово Божие: «Я дам вам радость, и она исполнит вашу жизнь, и радости этой никто не отнимет от вас». Значит, эта духовная радость есть дар Божий за наши молитвы, за те труды, которые человек совершает, превозмогая свою собственную самость. Это радость от Духа Святого. Это та радость, которую мы испытываем, когда причащаемся Святых Божественных Христовых Тайн, когда мы очищенными и оправданными уходим от Таинства Исповеди, когда мы можем простить брату нашему, согрешившему против нас, и сами попросить у него прощения. Эта та радость, которая появляется в нашем сердце, когда мы добром отвечаем на зло и коварство других людей. Эта радость есть прямое действие Святого Духа в нашей жизни. Потому мы так часто сегодня повторяли слово «Радуйся», обращенное к Богоматери. Она – сосуд избранный Духа Святого, она явила все то, что свидетельствует о пребывании в ней этого Божественного Духа. Потому она и исполнена радости. И мы обращаемся к Богоматери в дни поста, в дни духовного очищения, как к сосуду, исполненному этой Божественной радости, этой благодати, и просим Ее: «Этой радости не лиши нас, настави нас на те пути, в которых мы будем обретать эту радость в нашей жизни, которая будет неотступно пребывать в нашей жизни». Точно так же, как в нашей жизни должен пребывать Господь и Спаситель наш, не оставляя наше сердце, не покидая Своим Божественным присутствием создание Свое. Пусть же Господь по молитвам Пречистой Богоматери не отнимет от нас радости пребывания в Духе Божием, а молитва, пост и доброделание будут вспомоществовать всем нам в достижении этой радости. Аминь»