Слово по окончании вечерни с чином прощения в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании вечерни с чином прощения в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
14 марта 2021 393

«Мы приблизились к тому моменту, к которому готовились долгое время, в течение нескольких недель, к началу святого Великого поста. Этому предшествовала духовная подготовка, когда мы от Недели к Неделе слушали евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде. А сегодня мы вспоминали прародительский грех – изгнание Адама из рая. Мы готовили себя к постному деланию. Кажется, уже все готово, чтобы завтра начать это поприще Поста, которое, прежде всего, связывается у нас с невкушением скоромной пищи, которая отягощает тело и отвращает ум от всякого духовного размышления…

Но, вот незадача! Накануне Поста мы не слышим ни одного слова в Евангелии об обязанности соблюдать пост. Господь и Спаситель наш ничего не говорит нам о посте, и святая Церковь не обязывает нас поститься, но предлагает это делание. Из уст Господа мы слышим иные вещи, которые являются непреложным Словом Божиим для всех нас, которое мы обязаны исполнить, потому что вне этого находится все то, что называется нашей погибелью, отступлением от спасительного пути. Исполнение этих слов неразрывно связывает нас с путем Христовых Заповедей, ведущим нас ко спасению. Мы слышим слова: «Кто не простит друг другу прегрешений, тому и Отец Небесный не простит прегрешений его». А что значит не быть прощенным от Господа? Это значит быть сопричисленным вечной погибели, не иметь разрешения своих греховных уз, взять в мир иной всю тяжесть и грязь своей греховной жизни.

Почему же Господь ставит непременным условием простить друг другу прегрешения? Ведь мы все уже прощены Им на Кресте. Спаситель говорить Своему Отцу Небесному: «Прости им, ибо не знают, что делают». Во многом это Слово Божие относится к нам. Его крестная жертва, искупительные страдания являются ответом на вопрос, простил ли нас Господь. Да, простил такими, какие мы есть. Горделивыми, неблагодарными, заносчивыми… Простил, потому что воскрес, дал нам надежду, открыл двери для нашего спасения. Но чтобы мы знали, какой ценой было даровано это прощение, Он говорит: «Если вы будете прощать прегрешающим, то и Отец Небесный простит прегрешения ваши».

Но как бывает сложно прощать! Как сложно родить слово «прости» в себе по отношению к тем людям, перед которыми мы действительно виновны, по отношению к которым вольно или невольно совершали прегрешения... Расторгая любовь между собой, мы отвергаем любовь Божию и Его прощение, удаляемся от Него. Только совершая внутреннее перерождение, способное утешить, умиротворить, очистить наше сердце, мы можем переступить порог физического поста. Тогда наше сердце будет спокойно, а наше воздержание в пище будет спасительным. А если в нас нет сердечного мира, братской любви, искреннего и сердечного желания простить другого человека и столь же искренне, сердечно и глубоко попросить у него прощения, то можно вообще ничего не есть и ни на йоту не приблизиться к спасению.

Апостол говорит о том, что пища не приближает нас к Богу. И это действительно так, потому что внешнее невкушение пищи есть средство, но не цель. Цель поста – наше внутреннее изменение и, если хотите, совоскресение со Христом… Это происходит от того, что совершается в нашем сердце, насколько наши мысли и дела будут духовно чистыми и благоприятными Богу. По этой причине Церковь и соединяет в один день два понятия – прощение и воскресение. От того и Неделя эта называется Прощеным воскресеньем. Потому что именно прощением мы полагаем начало пути к нашему общему со Христом Воскресению»