Слово по окончании великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании великого повечерия с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста в Ростовском кафедральном соборе
1 марта 2012 501

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение всей недели, точнее четырех дней, мы с вами по уставу церковному совершали чтение великого покаянного канона Андрея Критского. И по окончании богослужения размышляли на тему покаяния, поста, напоминая себе о том, что Господь и Спаситель наш является смыслом и содержанием всей нашей жизни, к Нему наше стремление, Он является мерилом нашей жизни и нашим оправданием и нашим спасением. Мы говорили о том, что милость и суд неразрывно связаны, соединены в Боге, и о том, что милость Божия, первейшая и изобильнейшая, изливается на нас, но аще преступая милость Божию, подпадаем под праведный суд Божественной любви. Мы говорили о том, что пост рождает в нашем сердце печаль, и как эта печаль отличается от печалей мира сего. Если это действительно печаль духовная, печаль по Богу, то Господь претворяет ее в радость в нашей жизни. Но каждый из нас, совершая поприще постное, обязательно сталкивался с таким духовным явлением, как буря помышлений сумнительных, как об этом говорит писатель акафиста: «буря помышлений сумнительных». Сомнение, озлобленность, различные помыслы досаждают нам в жизни. Особенно это видно в дни святого Великого поста, в самом начале, в дни, когда мы только начинаем делание постное. Что только не приходит нам в голову, какие только мысли не посещают наше сердце, какие только грехи мы не вспоминаем, не приводим себе на память, и от этого впадаем в абсолютную духовную растерянность. Душа человеческая мечется из стороны в сторону, не находя себе нигде покоя. Часто это связывают с тем, что человек меняет образ своего питания, и со сменой пищи организм, таким образом, отвечает на то, что происходит. Но это не так. Время поста – это, прежде всего, как мы говорили уже с вами, время духовного делания. И когда человек берется за эту духовную работу над собой, он сталкивается с тем, на что, казалось бы, раньше не обращал никакого внимания. Перед ним открывается мир, к восприятию которого человек не всегда бывает готов – мир духовный, очень и очень сложно устроенный, мир, в котором мы не можем правильно ориентироваться, потому что система координат утеряна через грех. Грех ломает в нас эту систему духовных координат, мы не можем свободно и спокойно определить, что происходит в нашей жизни, и вот когда помышления суетные посещают нас, мы это приписываем внешним воздействиям на нас, а никак не внутренним. На самом деле это есть не что иное, как начало борьбы духовной или той духовной брани, о которой говорят нам святые подвижники. И когда мы только-только выходим на это поле брани, и не знаем, как ответить врагу, досаждающему нас, то зачастую терпим поражение.
Как средство борьбы с этим духовным состоянием, с этим духовным недугом, Церковь предлагает нам молитву – молитву Иисусову, молитву покаянную, молитву соборную, церковную, когда не каждый из нас где-то в своей тесной келье беседует с Богом, но когда общий церковный голос несется к Небу, взывая к милости Божией, Его Божественной любви, прося нам снисхождения. И вот если человек не знает, как отразить эти помыслы, то он впадает, как я сказал уже, в состояние поражения, которое проявляется в состоянии духовного немирствия, отсутствия мира в сердце. Очень печальный духовный признак, признак духовной болезни.
Cвятой псалмопевец пророк Давид говорит нам об отсутствии мира в сердце следующими словами: «Несть мира в костех моих от лица грех моих». Что буквально будет звучать в русском переводе так: «У меня нет мира в душе, потому что я грешен». Иными словами, грех производит такое действие в человеческом сердце, что человек лишается веры. Это очень важный индикатор того, что происходит в нашей жизни. Если в нашем сердце – мир, спокойствие, благость – это есть не что иное, как действие силы Божией, благодати Святого Духа. А если в нашем сердце помрачение, тяжесть, треволнения, отсутствие мира – это не только следствие нашей греховности, не только следствие того, что мы вдалеке от Бога находимся, но и от того, что дух лукавый овладевает нашей жизнью. Для христианина, который внимательно смотрит за тем, что происходит в его жизни, очень важно наблюдать за этим состоянием. Этот индикатор мира в сердце показывает правильность или неправильность нашей духовной жизни. Зачастую человек провозглашает высокие идеалы, говорит красивые слова, выдвигает прекрасные лозунги, приглашая людей последовать его примеру. А если всмотреться в глубины этого человека, то мира нет в его сердце. И это следствие того, что то, к чему этот человек призывает и как живет, не имеет благословения Божия. Какие бы красивые слова не говорили, в какие бы красивые обертки не рядили – нет мира в сердце. Есть содрогание, есть страх, есть боязнь – значит, действует дух лукавый. И наоборот, простые слова, может быть даже обличительные слова, которые произносит священник, направляя нас по пути спасения, способны вернуть человеку мир. Даже осознавая свой грех, неправду своей жизни, раскаиваясь в ней, человек обретает этот мир. Этот мир особый, это не тот мир, который предлагает нам окружающее, а мир Божий. «Мир Свой даю вам не так, как мир дает вам», - говорит Господь. Этот мир есть знак, символ союза, восстановленного союза Бога и человека. Этот мир есть действие Духа Святого в человеческой жизни, этот мир есть залог нашего дальнейшего спасения и возможности дальнейших плодотворных духовных трудов. Потому в дни поста, когда обострены все наши духовные чувства, когда мы как никогда внимательно относимся к тому, что происходит в нашем сердце, мы обязательно должны следить за тем, присутствует ли мир в нашем сердце. А если отсутствует, значит, нужно срочно что-то делать, исправлять это духовное поражение своего сердца. Как же стяжать этот мир? Стяжать мир Христов мы можем, отвратившись от греха, если отсутствие мира есть следствие греховной жизни. И каждый человек, который на себе испытал благодатное действие таинства святого покаяния, который испытал радость прощения других людей и радость получения прощения от других, кто испытал эту духовную внутреннюю брань, о которой я говорил выше, и силой Божией смог препобедить ее в себе, знает, коль радостен и вожделен этот мир в нашем сердце. И потому в дни поста Церковь, как никогда, призывает нас искать этого мира внутреннего, который является согласием со своей собственной совестью и согласием с волей Божией, который приводит в равновесие чувств все наши переживания – духовные, душевные и телесные. Через стяжание этого мира человек становится гармоничным, обретая целостность своей личности, становясь человеком, целым внутренне. И вот слова покаяния, наши общие размышления, слова молитвы приводят нас, дорогие мои братья и сестры, к непрестанной заботе о стяжании этого мира. Напомним себе о необходимости стяжать этот мир Христов в своем сердце через те подвиги, посты и молитвы, которые в дни Святой Четыредесятницы предлагает нам заботливая и любящая наша мать – Святая Православная Церковь. Да не лишит Господь всех нас благодатного, мирственного присутствия в нашей жизни. Аминь».