Слово по окончании всенощного бдения в храме Святой Троицы г. Волгодонска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании всенощного бдения в храме Святой Троицы г. Волгодонска
9 января 2021 385

«Дорогой отец-настоятель, дорогие братья-отцы, прихожане! Всех вас сердечно приветствую с Рождеством Христовым!

Радость этого праздника, наверное, можно прировнять к радости Пасхи. Неслучайно сегодня за вечерним богослужением мы читали Евангелие, которое, можно сказать, к Рождеству Христову не относится совсем. Это евангельский отрывок о Воскресении Господа из мертвых и о том, как Он явился Своим ученикам, которые собирались для молитвы в одной из иерусалимских горниц. Господь совершенно чудесным, особенным, дивным образом являлся им, при затворенных дверях Он прошел сквозь стены и преподал им Свое благословение, Свой мир. Он беседовал с учениками и наставлял их. Среди апостолов были все кроме одного – Фомы. Мы знаем это Евангелие, потому что читаем его в Фомину Неделю, первую по Пасхе. Сегодня вспоминается как-то по особенному явление Христа ученикам, когда с ними был и Фома, который сказал, что до тех пор, пока не осязает Господа и Учителя, не поверит, что Он воскрес.

Многие говорят о том, что Фома был маловерным. Нет! Фома был очень верующим, но он так высоко ставил свою веру в Господа, что ему нужны были доказательства правильности его веры, что он не заблуждается, не уходит в сторону, но следует именно тем путем, на который поставил его Спаситель и Учитель. И когда Господь явился Фоме, то сказал: «Ну, подойди, осязай меня. Посмотри, это Я». Апостол Иоанн не говорит, что Фома осязал Христа, но повествует о том, что он произнес очень важные слова: «Господь и Бог мой». Никто из учеников так не исповедовал Господа, а Фома первый сказал. И в ответ на эти слова, на это исповедание воскресший Спаситель говорит ему: «Счастлив ты от того, что видел Меня и уверовал. Но многократно счастливее будут те, кто не видел Меня, но имеет веру».

Мы себя не можем отнести к современниками Спасителя, но совершенно спокойно и уверенно говорим о том, что мы люди верующие. И вот в рождественские дни, наверное, как и в пасхальные, а может быть, и в другие дни, мы должны чаще рассуждать о своей вере. В чем наша вера состоит? Ведь, пожалуй, как Фома, многократно ищем доказательств бытия Божия. Мы хотим чудес, каких-то ярких личностей, которые раскрывали бы перед нами какие-то неведомые горизонты. Мы хотим наполнить нашу жизнь небесными знамениями. Но не всего ли этого хотели иудеи, которые просили Господа: «Дай нам знамение с небес, тогда поверим»? А Спаситель сказал, что не будет им другого, как знамение Ионы, подразумевая под этим Свое тридневное Воскресение. Как пророк Иона находился во чреве кита три дня, так Господь был три дня во гробе. Он представил это иносказательно, не открыто, но ухо человеческое должно было чувствовать. И не случайно об этом повествует евангелист потому что, слышав эти слова, он запомнил их и передал в тексте Священного Писания.

Сегодня мы вспоминаем рождение Господа по плоти. Мы мысленно переносимся к Вифлеемской пещере, предстоим перед рожденным Богомладенцем вместе с волхвами, мы соблюдаем все традиции (поем колядные песни, ходим прославлять Господа к своим знакомым и близким), но что стоит за этой обрядовой частью? Чувствуем ли мы живую веру в живого Бога? Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что Господь в эти дни рождается в глубинах нашего сердца. Какие удивительные и проникновенные слова! А что происходит в нашем сердце? Заглядываем ли мы туда в эти дни? Приготовлено ли там все для Господа?..

Для того, чтобы Бог родился в нас, нам нужна живая вера. Она происходит от нашей искренности, молитвы, от того, насколько мы принадлежим Богу и воспринимаем все, что происходит в храме Божием – не как традицию, а как истинную непреложную жизнь Церкви, сотканную Словом Божиим, как плоть, о которой говорит апостол Павел.

Являемся ли мы частью плоти Христовой? Чувствуем ли мы биение Его сердца, благодать и божественную силу? Касается ли это нашего сердца? Делаем ли мы что-то, чтобы имя Божие в нас хоть чуть-чуть славилось? Эти вопросы необходимо задавать себе в эти рождественские дни, чтобы наша вера не была мертвой верой традиции и обычая, но была живой и жизнеутверждающей. Чтобы наше сердце горело в нас, когда Господь будет говорить с нами. Чтобы мы не были посторонними наблюдателями, проходящими мимо Вифлеемской пещеры, но были теми, кто стремится к этой пещере для встречи с Богом. Ведь только встреча с Господом дает возможность качественно поменять образ нашей жизни, и так, как волхвы, уже не возвращаться к Ироду, а идти другим путем. Потому что, единожды встретив Бога, человек меняет свою жизнь.

Эти вопросы, на которые каждый из христиан должен дать ответ, необходимо положить в основание празднования нами светлых дней Рождества Христова. Дай Бог, чтобы ответы на них были благоприятными. Или, если уж они неблагоприятны, чтобы мы хотя бы знали, в какую сторону двигаться, по какому пути идти, чтобы у нас была эта Вифлеемская звездочка Слова Божия, наставляющего нас в этой жизни.

Я всех вас сердечно приветствую и очень рад, что Господь сподобил меня в эти рождественские дни побывать в городе Волгодонске, который вверен мне в управление Святейшим Патриархом Кириллом. И рад тому, что сегодня вечером молился в этом храме. Когда-то в 2012 году вместе с владыкой Корнилием мы освящали здесь купола в пасхальные дни, тогда этот храм еще не был построен и расписан, не был таким благолепным, как сейчас. Тогда мы молились, чтобы Господь даровал силы и возможности завершить это строительство. И вот это чудо Божие завершено трудами и заботами очень многих людей…

Всем вам желаю радости рождественских дней! Пусть свет Христов светит в ваших душах и сердцах! Пусть благословение Божие и благодатный Покров Царицы Небесной пребывают со всеми вами»