Слово по окончании Всенощного бдения в Свято-Троицком храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Всенощного бдения в Свято-Троицком храме г. Ростова-на-Дону
22 октября 2011 550

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня за всенощным бдением, на утрене, мы слышали с вами Евангелие от Иоанна, которое можно воспринять буквально как некое поэтическое произведение. Замечательное Евангелие – трогательное, трепетное повествование. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов рассказывает о том, как ко гробу воскресшего Спасителя пришла святая Мария Магдалина. Как многие жены-мироносицы, как многие апостолы, она шла к этому гробу, не ведая того, что встретит там.

Скорбь, трепет и страх обнимали человеческую душу, наполняли собою, от того, что произошло в городе Иерусалиме. Смертью Спасителя на кресте были разрушены человеческие надежды. Все то, о чем говорил их Учитель, Господь, Друг, все то, что Он проповедовал, рухнуло в одно мгновение. Были повержены все надежды, и, казалось бы, зло торжествует. Настолько страшно было ученикам и мироносицам, что они тайно шли ночью, чтобы никто не увидел, как они шествуют к этому гробу, чтобы воздать своему почившему Учителю последние погребальные почести и воздыхания. Но вот они приходят ко гробу, и Мария входит в этот гроб и видит юношу, который сидит у гроба, – ангела Божия. Но она не понимает этого. Она вся поглощена собой, тем, что происходит в ее душе, поглощена страданиями, болью, расстроена, убита. Она видит этого юношу, разговаривает с ним, спрашивает, где тело Спасителя. Тот ей отвечает, что Его нет здесь. Она смотрит на погребальное ложе и видит сударь и погребальные пелены, которые отдельно лежат друг от друга, видит, что они лежат, а тела нет. Ей даже в голову не приходит, что для того, чтобы просто взять тело Учителя из гроба, не нужно было снимать пелен, да и просто невозможно это было сделать, потому что все они были пропитаны определенным раствором, который накрепко склеивал пелены и связывался неразрывно с телом почившего, но эти пелены отдельно лежат и свиты, сложены.

В полном расстройстве, как бы в помрачении своих жизненных чувств, она оборачивается назад – и видит Господа, но видит его не как Учителя своего, не так, как привыкла Его видеть, а как обыкновенного человека. Она думает, что это хозяин виноградника, который ухаживая за виноградом, забрел сюда случайно, и, обращаясь к нему, сквозь слезы скорби и страданий взывает: «Не знаешь ли ты, кто взял Господа моего? И если знаешь, и может быть, ты это сделал, скажи, где Он находится!» Некая пелена на глазах, пелена внутренней самопоглощенности своей скорбью, за которой ничего не видно. Господь говорит ей одно слово, слово, которое ее возвращает к реальной жизни, которое открывает ей таинственное, непостижимое событие, событие Воскресения Христова, открывает перед Марией не только новую жизнь ее личную, но новую эру человеческого рода. Он обращается к ней не с какими-то особенными словами, Он просто называет ее по имени, так, как называл ее всегда: «Мария!» И она, услышав это имя, вдруг прозревает, в ее душе происходит нечто такое, что изменяет всю ее жизнь, и она бросается к Господу и кричит: «Учитель!» Она узнала Его! Не может поверить, но чувствует, знает, что это Он, потому что никто так никогда не называл ее, как называл ее Господь.

Одним словом Бог меняет человеческую жизнь. Одно слово, обращенное к глубинам нашего сердца, способно изменить образ наших мыслей, образ наших действий, образ нашей жизни. Слово Бога, обращенное к нам, так, как только Он может к нам обратиться, может изменить все в нашей жизни. Что же нужно для этого? Как услышать это слово Божие, которое Бог обращает к нам? Нужно жить так, как жила Мария Магдалина и многие святые жены-мироносицы, нужно жить богоисканием.

Искать Бога можно везде – в своей семье, в своих трудах, в церкви Божией, в Священном Писании, в природе, в науке, в искусстве – все пронизано Богом, через все – Его дыхание. И если мы внимательны, если мы обращаемся к тому, что говорит нам наше сердце, мы непременно услышим голос, который так же, как Марию Магдалину, назовет нас по имени, который обращается к нам так, как может обратиться только отец или мать, а Бог нам ближе отца и матери. Это голос заботы, любви, милосердия, снисхождения. Он такой тихий, но такой значимый для нас. И потому сегодня, когда мы слышим, как Мария Магдалина увидела воскресшего Господа, когда мы знаем, что нам нужно самим искать этой встречи с Богом, напомним себе, дорогие братья и сёстры, насколько нужно быть внимательными, насколько нужно быть нерассеянными, отринуть от себя всё то, что отвлекает нас от этой сосредоточенности, от того, чтобы заглянуть в глубины нашего сердца, чтобы понять и переосмыслить, чтобы ничто внешнее не мешало нам слышать этот голос Божий, обращенный к нам.

Бог стоит в дверях нашей жизни и тихо называет нас по имени. Он ждет, когда мы откроем Ему свое сердце, когда мы доверимся Ему, когда мы откроем дверь нашей жизни для того, чтобы Бог вошел в нашу жизнь, наполнил ее, сделал ее счастливой, красивой, исполненной смысла и содержания, а не бесполезной и праздной. Для этого нужно внимание, для этого нужна сосредоточенность, для этого нужно действие, для этого нужно перестать быть безразличными к своей собственной жизни и к тому, что происходит рядом с нами. И тогда весь мир Божий, вся его красота, вся его полнота, вся святость, присутствующие здесь, на земле, и открывающие нам тайны Царствия Божия, будет открыто одним словом, которое Бог скажет, обращаясь к нам, называя нас как Своих детей и как Своих друзей по имени, приглашая войти в Его вечную жизнь и в подлинное счастье, которое Бог уготовал каждому из нас.

Я всех вас приветствую, дорогие мои братья и сестры, с воскресным днем, зарю которого мы сегодня с вами встретили. Пусть благодать Божия, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство угодников Божиих всегда пребывает в нашей жизни. Аминь».