Слово после совершения чина Пассии (храм Всех Святых во Всехсвятском)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово после совершения чина Пассии (храм Всех Святых во Всехсвятском)
20 марта 2011 1256

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благодарю Господа за то, что во вторую Неделю Великого Поста он сподобил нас вместе собраться под сводами этого древнего храма, чтобы совершить чин, церковное богослужение, называемое Пассией.

Слово «пассия» буквально переводится как «страдание». Страдание как ни что другое свойственно человеческой жизни. Любого человека спросите, что его большего всего в жизни беспокоит, и он скажет вам, что так или иначе страдает. Это могут быть болезни, душевные терзания, неустроенность нашей жизни – всё, что причиняет нам телесную или душевную боль. И часто, когда человек переживает страдания, и силы его иссякают, быть может, по малодушеству, он задает себе вопрос, и я думаю, что все этот вопрос задавали: «За что мне это?»

Некоторые люди находят правильный ответ на этот вопрос, обращаясь внутрь своего сердца, к глубинам своей души, переосмысливая свою жизнь. Чаще всего, страдание в нашей жизни есть результат нашей собственной греховной беспечности. Страдание – результат нашей греховной жизни, всего того, что мы совершаем против Бога и против нашего ближнего. Есть определенные законы, Богом установленные, законы внешнего мира и законы мира духовного. И когда мы нарушаем эти законы, то сами себя осуждаем на боль и страдание. Так было с нашим праотцем Адамом, когда, единожды согрешив перед Богом, нарушив заповедь верности, Адам самопроизвольно стал подвластным греху и последствиям этого греха. Мы знаем, что это были за последствия, потому что все их несем на своем собственном «горбу», всю свою жизнь.

В нашей жизни, каждодневно нарушая заповеди Божии в малом и великом, мы сами себя осуждаем своими делами на эти страдания, на эти терзания, на эти мучения. Но мы не называем это «пассией». Даже близко мы не можем допустить себе мысли о том, что страдаем как-то особенно. Но сегодня мы собрались у Креста Христова, читали священные слова Евангелия о страданиях Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Если мы посмотрим на Крест Христов, а потом на свою жизнь, вспомним о том, что мы слышали о Его страданиях, а потом взглянем на свои страдания, мы найдем очень важное, принципиальное отличие. Если мы страдаем по нашим собственным грехам, безрассудным поступкам, то Господь не имел этих безрассудных и греховных поступков в своей жизни. Он страдал безвинно. Он страдал с одной лишь целью – разделить вместе с нами наши страдания.
Давайте задумаемся на минуту. Бог пришел в этот мир, стал человеком и взошел на Крест свободной Своей волею, принял на Себя все эти мучения для того, чтобы сказать, что отныне Бог со-страдает нам, отныне Он разделяет нашу тяжелую земную юдоль, отныне Он входит в нашу жизнь Своею Божественной любовью, Своею Божественной силой, страдает для того, чтобы мы перестали страдать, чтобы Его страдания дали нам надежду на то, что мы будем лишены вечных страданий.

Как же это возможно? Некоторые люди, не право исповедающие церковное учение, говорят, что Господь один пострадал, и этого достаточно, а нам нужно только веровать в Него и будем спасены, будем лишены этих страданий. Но не так учит Святая Церковь. Если мы хотим быть сопричастными Славе Божией, если хотим быть сопричастными Воскресению Христову, быть исполненными этой Божественной силой, этого Фаворского Света, мы должны со-страдать Христу.

Еще далеко до того момента, когда наступят дни Страстной седмицы, и когда каждый день Церковь будет вспоминать события Священного Писания, приближающие страшную Голгофу и бесславное погребение. Пассиями, воспоминаниями страданий Спасителя, о которых повествуют четыре евангелиста, Церковь начинает готовить нас к этим дням.

Кто-то из святых угодников Божиих сказал, что каждая неделя – это целый церковный год, когда мы вспоминаем и предательство Иуды, и Тайную Вечерю, и Крестные страдания, и погребение, и самую Пасху. Церковь готовит нас быть сопричастными Богу, но быть сопричастным Ему в Воскресении можно только тогда, когда ты сопричастен всей той жизни, тому Божественному закону, который Господь установил для нас. Один единственный закон, поглощающий все другие законы, самый великий и самый важный закон – это закон любви. Так страдать, как страдал Господь, могла только Совершенная Любовь.

Мы говорим своим близким о том, что мы их любим, но если мы даже им не сострадаем, безучастны к их жизни, если их тревоги и волнения, болезни, горести и лишения не волнуют нас, не входят в нашу жизнь, то как мы можем быть сопричастными страданиям Спасителя, Его Божественной любви, Его славе? Вот об этом, дорогие мои, мы должны думать и сегодня, у Креста Христова, который стоит посреди храма, и каждый день нашей жизни. Каждый день мы должны напоминать себе о том, что Бог любит нас и к этой Божественной любви призывает всех нас.

Аминь.