Слово в день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (храм святителя Иннокентия Московского в Бескудникове)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (храм святителя Иннокентия Московского в Бескудникове)
9 января 2011 1547

Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас приветствую с праздником Рождества Христова!
Еще в сердце не меркнет, горит свет Вифлеемской звезды, и Мать-Церковь продолжает нас наставлять, назидать в том странствии, на которое мы все призваны пришедшим в мир Господом и Спасителем – войти в радость Господа своего, воспарить над земным, питаться и жить Небесным.

Сегодня Церковь вспоминает людей, которые были очень близки Господу по плоти: Давида царя, из рода которого Господь воплотился, праведного Иосифа Обручника, который, будучи обрученным Пренепорочной Деве, в течение всей своей жизни хранил и оберегал Пречистую Богоматерь и Рождшегося от Нее Богомладенца Христа. Вспоминает первого епископа Иерусалима апостола Иакова, брата Господня по плоти, который проявил особую любовь, как повествует нам Предание, к Господу Спасителю, после смерти родителя – праведного Иосифа – разделив с Господом свое имение, землю, которая ему досталась. Конечно, Господу она была не нужна, но любовь Иакова к Спасителю была столь сильна, что он сказал, что даже приемный сын отца его может быть наследником.

Подвиг жизненный каждого из этих людей для нас очень значим. Например, сегодня Церковь вспоминает праведного Иосифа Обручника. Священное Писание очень скупыми словами повествует нам об этом удивительном человеке. Мы практически ничего не знаем из Священного Писания о его семье, о его детях. Мы знаем о его глубокой вере и о том, как слово Божие, веление Божие было самым главным и основным в его жизни. Евангелие повествует нам о том, что когда Иосифу была обручена Дева Мария, и он узнал, что Она имеет во чреве, то не хотел Ее позора, по человеческому разумению, но хотел тайно отпустить Ее. И Господь через Ангела во сне открывает ему эту великую тайну спасения – тайну о том, Кого носит во чреве Своем Пречистая Дева Мария, Кто от Нее должен произойти. И эту весть небесную принимает Иосиф и изменяет коренным образом и ход мыслей своих, и свою жизнь.

Когда Богомладенцу Христу грозит опасность, Иосиф собирает Пречистую Деву вместе с Богомладенцем и бежит в Египет, спасая им жизнь. Когда мы об этом читаем, то многие люди говорят: «Что же здесь такого подвижнического, что Иосиф забрал Богоматерь и убежал? Может быть, правильнее было бы поступить по-другому?» Наш современник наверняка поступил бы по-другому, никуда бы он не убежал. Чаще всего, и мы с вами свидетелями этого являемся, была бы сплетена некая интрига, которая имела бы целью изменить планы царя, может быть, некоторые люди применили бы и силу, вероломство и коварство. Но Иосиф не делает этого. Ему не нужно вступать в битву со злом. Ему нужно другое – ему нужно сберечь свою собственную душу для жизни вечной и исполнить то великое предназначение, которое ему Господом определено, и исполнить заповедь Божию: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Мы так часто слышим этот псалом в церкви и, к сожалению, иногда – чаще всего – не вдумываемся в его слова. «Уклонися от зла и сотвори благо», – говорит Господь. Не вступай с этим злом в борьбу, не пытайся его обезоружить и уничтожить – уклонись от него, не участвуй в нем! В противовес ему сотвори добро, сотвори благо. Так поступил святой праведный Иосиф, сохранив Богоматерь и Богомладенца.

А в нашей жизни что происходит? Мы не только от зла не уклоняемся, а пытаемся с ним некие сепаратные соглашения заключить. Мы не бежим от него, а наоборот, сожительствуем с ним. И это зло, это духовное зло, которое мы пускаем в свою жизнь, надеясь на то, что от наших добродетелей оно исчезнет, овладевает нашей жизнью, и вот, глядишь уже, человек, именующий себя христианином, живет далеко и далеко не по-христиански. Это зло духовное чаще всего исходит для нас из средств массовой информации, когда мы в дом свой, как говорит Святейший Патриарх, впускаем врага. Зная, что он враг, что он будет убивать и умерщвлять нашу собственную жизнь, разрушать жизнь нашей семьи, сбивать с правильного пути наших детей, мы открываем ему двери наших домов и наших сердец и впускаем это зло. Мы можем ему противодействовать? Лишь в самой малой степени. Наше противодействие должно состоять в том, что мы не впустим его, оно должно остаться за дверью нашего дома. Двери нашего сердца будут закрыты для этого разрушающего нашу жизнь зла. «Уклонися от зла, – говорит нам Господь, – и сотвори благо». Не живи так, как тебя учит кто-то со стороны, живи так, как учит тебя Святая Церковь, как жили благочестивые наши предки в течение многих и многих веков, являя подлинный пример красоты жизни духовной, верности своему Отечеству, заботы о своем ближнем, добрый пример воспитания детей, благочестивой, целомудренной и святой супружеской жизни. Вот чему учит нас, казалось бы, самый маленький пример из жизни святого праведного Иосифа Обручника.

Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, помнить о необходимости быть верными слову Божьему, повелению Божьему, будем помнить о том, что не мы призваны победить зло в мире, но это зло победил Сам Господь и Спаситель, пришедший в этот мир. Он умертвил это зло. Наша задача не допустить зло в свое сердце, не позволить ему духовно разложить нас и уничтожить внутри нашего сердца те ценности духовные, которые дал нам Господь и наши святые предки. А главная ценность есть надмирная, самая важная и самая дорогая, за которую люди жизнь свою отдавали, – эта Ценность есть наш Господь Иисус Христос, Который пришел в этот мир, чтобы спасти каждого из нас. Это самое большое сокровище нашей жизни, которое почивает в нашем сердце и которое мы должны всю жизнь хранить и служить Ему.

С праздником вас поздравляю, с Рождеством Христовым! Пусть Богомладенец Христос ниспошлет всем нам Свое благословение – каждому из нас, в наши дома, семьи, всем нашим близким, Отечеству нашему, чтобы укрепляться нам Его Божественною силою и созидать себя для Царства Божия.

Аминь.