Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (храм святителя Николая у Соломенной Сторожки)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (храм святителя Николая у Соломенной Сторожки)
19 декабря 2010 626

Всех вас приветствую сердечно с вашим и нашим общим праздником в честь святителя и чудотворца Николая.

Нет, наверное, такого православного человека, а уж в России тем паче, кто бы не знал и не чувствовал в жизни своей молитвенного заступления святителя Христова Николая. Отец настоятель сегодня сказал о том, что святитель Николай для всех нас значит. Для меня, конечно, это тоже очень важный день. Потому что при молитвенном предстательстве святителя Христова я возрастал на своей родине, у нас был храм в честь святителя Николая, мой постриг и хиротония совершались в храме и в соборе в честь святителя Николая, архиерейское свое служение я проходил в Свято-Николаевском соборе. Святитель Христов Николай очень ярко и значимо присутствует в моей жизни. Поэтому для меня особой радостью было сегодня прибыть к вам сюда в храм, посвященный святителю Христову, и вместе с вами молиться ему, и совершить Божественную Евхаристию.

Святитель Николай в тропаре назван «правилом веры». Что же это за правило веры? Что вознесло служителя алтаря Божьего, одного из многих и многих достойных иереев и архиереев Божиих на столь высокую церковную свещницу, когда народ Божий тысячами в дни памяти святителя Христова приходит в храмы и обращает к нему свою молитву? Ведь мы знаем, что к пустому роднику за водой не ходят. А коль народ Божий, Церковь Божия так прославляет святителя Христова, значит, его молитвенное предстательство ясно, реально присутствует в нашей жизни. И таковой дар от Бога святитель Христов получил за правую веру.

Читая житие святителя Николая, мы знаем, как он – один против многих – вступил в догматический спор с очень известным и почитаемым в то время в Церкви епископом Арием, как доказывал правоту Церкви Христовой, исповедание Божие. И таковую ревность имел, что даже ударил на Соборе Архиерейском Ария, обличая его безумие и бесчинство, рассматривая его как богохульство, за что даже претерпел прещение от братии, но был Господом оправдан, восстановлен в святительском достоинстве своем, и прославляем ныне Церковью.

Правое, православное исповедание нашей веры лежит в основе нашей жизни, в основе нашего спасения. Что же исповедует Православная Церковь? Что она проповедует? На чем незыблемо стоит? На двух основных заповедях – заповедях любви к Богу и любви к ближнему. Как говорит Сам Спаситель, «в этом весь закон и все пророки». Действительно, как может человек, который Бога не любит и не служит ему, забывает даже утром, встав ото сна и осенив себя знамением спасительного креста Господня, поблагодарить Господа за то, что Бог дает ему еще один день в жизни для трудов, для молитв, для подвигов, для близких своих, для тех, кто рядом с нами, для нашего Отечества, как может такой человек считать себя православным, если он о Боге вспоминает только тогда, когда скорби и несчастья приходят в его жизнь?

Но ведь самая высшая молитва – не молитва прошения, а молитва благодарения, молитва славословия, когда благодарность Господу присутствует в нашем сердце не только каждый день, но каждое мгновение нашей жизни. Самое ангельское существование есть непрестанное прославление Божие. Некоторые люди, особенно пытливые, в наше время задают себе вопрос: «А не надоест ли Бога прославлять?» Один священник очень мудрый сказал так: «А дышать вам не надоедает?» А Бога славить еще легче, еще радостнее, потому что, славословя Бога, благодаря Бога, мы преумножаем радость в своей жизни. Мы привыкли скорбеть, мы привыкли думать о земном, о тех несчастьях и скорбях, которые посещают нас, а точнее сказать, о неудобствах нашей жизни, и ходим, и ропщем. А Бога благодарить нам есть за что. За то, что мы имеем возможность дышать и двигаться, за то, что мы имеем счастье и возможность помочь другим людям, за то, что храмы Божии открыты для нас, за то, что Бог призывает нас в церковь, ожидая нашего покаяния и обращения, за то, что Он дает нам прожить еще и еще один день, невзирая на многие и многие, может быть, беззакония нашей жизни. За это нам Бога разве не надо благодарить? Поэтому каждый христианин, прежде всего, должен иметь непрестанное благодарение Господу за все Его великие и неизреченные милости к нам. За то, что мы живем в православной стране, за то, что мы живем в мире пока – слава Богу, никто не гонит нас. За это ли нам Бога не благодарить?

И высшим благодарением, безусловно, является Божественная Евхаристия, служба Благодарения, Божественная Литургия, которую мы совершаем. И если мы являемся участниками этой службы, мы входим в эту сферу небесного славословия и благодарения, от земных воспаряя к небесным. Принимая в себя Бога, освящаем жизнь свою присутствием в ней Бога нашего, становимся сильными, мудрыми и духовно просвещенными. Даже если человек будет неграмотным, не будет разбираться ни в политике, ни в экономике – во всем том, что происходит вокруг нас, не нужен ему будет учитель тогда, когда он причащается Таин Христовых, потому что и сердце, и ум его просвещаются Божественной благодатью. Он по благодати Божией может сделать правильные выводы и принять правильные решения в своей жизни.

И второе. Называя себя православными, и друзьями по плоти и близкими святителя Христова Николая, мы должны помнить о том, что наше православие заключается и в любви к окружающим людям. Если мы не будем любить близких своих, если мы не будем заботиться о них, если мы будем жить не для них, а для себя, то слово «православный» – не наше слово. Оно не нас характеризует, а других людей, а нас обличает. И любить людей нужно научиться со своих ближних, прежде всего, со своей собственной семьи, со своих родителей, со своих детей. Если родители не оказывают почтения своим родителям, то какого почтения от своих детей они могут ожидать? Мы живем в страшенное и смутное время, в котором есть некоторые сигнальные вехи. Мы принимаем в свою жизнь такие праздники как День Матери и День Отца. Вдумаемся в эти слова: государству нужно прилагать усилия, чтобы народ его вспомнил о своих родителях! А не каждый ли день нашей жизни должен быть Днем Матери и Днем Отца? Не каждый ли день, если мы не имеем возможности жить вместе с родителями или прийти к ним, мы должны позвонить им или написать и справиться об их здоровье? Не за это ли, не за нашу ли нелюбовь и непочтение к нашим близким, Бог сокращает дни нашей жизни?

Мы читаем в Священном Писании: «Почитай отца твоего и матерь твою и долголетен будеши на земли». Мы забываем об этом почтении. А если родители наши почили, мы забываем вспоминать в молитвах о них каждый день. И это тоже есть непочтение наших родителей. Поэтому, когда мы принимаем скорби от детей своих, вспомним, как мы почитаем родителей, правильно ли мы почитаем их в жизни и по успении.

Нужно любить детей своих. Это не значит потакать им во всем. Это не значит претворять в жизнь все их желания. Любить детей – это значит воспитывать их правильно, в строгости, в аскетизме, не в роскоши и в удовольствиях, потакая их прихотям, но воспитывать так, чтобы они понимали, что они будут далее жить и не являться центром этой жизни. Потому что центр жизни нашей есть Господь наш Иисус Христос. И рядом с Богом множество других людей, таких же, как они. И они должны жить не для себя, но для этих людей, которые будут рядом с ними, может быть, в их будущей семье. Вот тогда наши дети будут воспитанными, тогда мы будем иметь здоровое общество и государственную и общественную перспективу жизни. А если этого не будет происходить, то, безусловно, мы будем видеть и увядание, и духовный упадок. Вот в чем заключается наше православие и правая вера, за которую святитель Христов Николай, память которого мы с вами сегодня совершаем, прославляем Церковью Божией, прославляем Господом с Небесе на земли. Этой правой веры – не только исповедания словесного, но жизни по вере мы должны жаждать всею душою своею и стремиться к ней.

И пусть в этом примером добрым будет нам святитель Христов Николай, к молитвенному заступлению которого мы все сегодня прибегаем, призывая его милость в нашу личную жизнь, в жизнь наших семей, в жизнь нашего Отечества. Его заступление, как никогда, важно для России, почитающей святителя. В дни треволнений, когда многие пытаются расшатать устои государства, и без того еще не прочно стоящего на ногах, мы должны просить святителя Христова предстательствовать за нашу страну перед Господом, дабы Господь приклонил милость Свою к нам, дабы не вверг нас всех в междоусобную брань. Вот о чем сегодня наша молитва и в чем сегодня наше упование. И дай Господь, чтобы святитель Христов, правило веры нашей, правило нашей общей веры, был нам мудрым и верным помощником, молитвенником и заступником в нашей жизни.

Я всех вас поздравляю с престольным праздником. Для вас это особый день, потому что святитель Христов Николай вам всем, приходящим в этот храм, оказывает особую милость и особое молитвенное покровительство. Я благодарю всех тех, кто в этом доме Божием – небоподобном, как сказано в молитвах, – совершает свое служение, всех тех, кто заботится о нем жертвою своею, трудом своим. Я сердечно благодарю хор за молитвенное пение, всех тех, кто сегодня пришел в этот храм, чтобы вместе помолиться. И пусть благодать Божия, благодатный Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Христова Николая будут со всеми нами.

Аминь.