Слово в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Богоявленский кафедральный собор в Елохове)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Богоявленский кафедральный собор в Елохове)
27 сентября 2010 725

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сердечно приветствую вас всех с праздником всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня!

Каждый человек, который приходит в храм Божий, который только встает на путь спасения, движется навстречу Богу, обязательно рано или поздно задает себе вопрос: спасаюсь ли я? Является ли путь, который я избрал в жизни, для меня путем спасительным и правильным? Или, может быть, совершая те или иные деяния в своей жизни, я, наоборот, удаляюсь от Бога и погружаюсь во тьму, а не обращаюсь к свету? Сегодня апостол Павел дает нам критерий, которым мы можем оценивать наши жизненные пути, являются ли они спасительными или погибельными для нас. Апостол сегодня говорит: «Слово о Кресте погибающим убо юродство есть, спасаемым же нам – сила Божия есть». Этот критерий спасительности нашего пути или, наоборот, удаления во тьму кромешную, есть Крест Христов!

Что значит принять Крест Христов в свою жизнь? Это не просто надеть нательный крестик в Крещении. Это не просто осенять себя крестным знамением, иногда машинально и неблагоговейно. Это значит принять в центр своей жизни спасительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа, Его Божественные страдания. Не просто сохранять их и благоговейно почитать в своей жизни, но ради этого Креста Христова соделать свою жизнь богоподобной. Что это значит? Это значит жизнь свою сделать жертвенной ради Господа Иисуса Христа. Это значит не жалеть себя для других людей. Это значит жить для них, а не для себя. Это значит пренебречь своим собственным «Я», своей гордостью, своей леностью, своим свободным временем, своими силами, финансами, и я бы сказал даже больше – всею своей жизнью ради других людей. Вот что значит принять в свою жизнь Крест Христов. Если мы принимаем этот Крест Христов, на котором был распят наш Спаситель, и если мы пытаемся ради Него служить своей жизнью другим людям даже до смерти, это, безусловно, есть путь спасительный.

Но «погибающим – юродство есть». Безусловно, человек, который не верит в силу Креста Христова, для которого Бог есть пустой звук, он, безусловно, не может принять всего того, о чем я только что сказал. Для него будет совершенно очевидным жить не для других, а для себя, сохранить себя, свое благополучие и свое время во что бы то ни стало. Часто такое благополучие строится за счет счастья и жизни других людей. Но апостол Павел совершено определенно говорит нам, что этот путь жизни, путь, в котором живем только для себя, угождая своей плоти и своей гордости, есть путь погибельный, и не только в жизни вечной, но и в этой жизни. И примеров тому предостаточно.

Порой мы видим, как человек, благополучие свое созда¬ющий на благополучии, счастье и жизни других людей, казалось бы, приобретает все, и вот полнота жизни достигнута – «Ешь, пей, веселись!» Но в одно мгновение Бог разрушает это мнимое ложное человеческое счастье. Человек оказывается повер¬женным либо болезнями, либо скорбями, либо все в своей жизни теряет, и ничего у него не остается. Потому что он жил бесцельно, и не было в нем этой твердой и несомненной опоры, этого стержня нашей жизни, которым является Крест Христов.

Мы же, православные, можем изнемогать под тяжестью жизни, под скорбями и болезнями, можем быть оклеветаны и поношаемы от других людей, даже распяты можем быть, но и в этом униженном, и оскорбленном, и поруганном состоянии неповержен¬ными держит нас Крест Христов, Его Животворящая и Божественная сила, противная всякому супостату, видимому и невидимому. И потому Святая Церковь в центр своей жизни ставит Крест Христов, выно¬сит его, воздвизает, целует его с любовию и поклоняется его Божественной силе, в полноте действующей в каждом из нас, кто к ней прибегает. Потому, истово и благоговейно осеняя себя крестным знамением, будем уповать на эту всемогущую Божественную силу, которой побеждается враг не только духовный, невидимый, но и враг внешний и видимый. Осеняя себя крестным знамением, будем в жизнь свою призывать эту силу Божию, изменяющую нашу жизнь, попирающую в нас всякий грех и всякое беззаконие и восставляющую нас к жизни вечной и спасительной.

Приветствую всех вас с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста и всем молитвенно желаю, чтобы эта Божественная сила пребывала с нами неотступно во все дни нашей жизни.

Аминь.