Слово в Великую среду, сказанное после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе Слово в Великую среду, сказанное после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Всех

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово в Великую среду, сказанное после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе Слово в Великую среду, сказанное после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Всех
13 апреля 2011 785

Во имя Отца, и сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, приветствую вас с преполовением дней Страстной седмицы. Дни особенные, дни, связанные с воспоминанием Священной Истории нашей Церкви, воспоминанием шествования Господа Своим крестным страданием, страшным и ужасным, но спасительным для нас. Мы вместе со святыми евангелистами через страницы Священного Писания идем за нашим Господом и Спасителем.

Вот и сегодня в евангельском повествовании мы слышали о том, как Господь вошел в дом Симона Прокаженного, и как жена-блудница, которая, безусловно, среди множества народа, находившегося в городе, видела Господа, слышала Его слова, была свидетельницей чудес, была наслышана о том, что Господь творил доселе, имея возможность войти в дом этого больного человека, на свои последние деньги приобрела драгоценное миро, пришла и возлила его на главу Спасителя. И Господь сказал о том, что это событие – приуготовление его к крестным страданиям и смерти – будет воспоминаться всегда в Церкви.

И оно действительно вспоминается. Мы вспоминаем это событие в контексте с другим человеком, который также ходил рядом с Господом и Спасителем, слышал Его Божественные слова, был свидетелем многих чудесных знамений, которые творил Господь, исцеляя болящих и воскрешая мертвых, но который в жизни своей приоритетом сделал другое – не служение Богу, а служение мамоне, служение богатству. Мы, конечно, понимаем, о ком идет речь. Речь идет об одном из учеников Спасителя, одном из двенадцати, одном из самых близких ¬– об Иуде Искариоте. Тот, кто тайно имел ковчег, куда складывал деньги, которые брал у других людей, этот человек нечистой совести, казнокрад, сребролюбец обличает женщину, которая для Господа отдала свое последнее: «Лучше было бы продать это миро и отдать деньги нищим». Кто бы говорил, но не Иуда! Потому что из-за такой безумной, безрассудной любви к деньгам, к богатству, он пошел на самое гадкое и противное, что может быть в истории человечества –

на предательство.

Кого предал? Учителя своего, от Которого питался, от Которого поучался, с Которым был рядом, с Которым разделял трапезу. Предал его! За что? За копейки, за гроши. Страшно становится от того, за какую ничтожную цену это было сделано, совершено это преступление. Конечно, не деньгами можно измерить Спасителя и Его земную жизнь. Она измеряется совершенно другим, не тридцатью сребрениками. Но не измерением мы сейчас занимаемся, а говорим о том, что человек столь любил деньги, что жизнь его Учителя была вменена им ни во что. Ужасаемся от этого события. Ужасаемся настолько, что Церковь установила среду – день предательства Спасителя Иудой – днем постным, днем скорбным, днем этого воспоминания в течение всего года, так же, как и день Его крестных страданий, и в этот день напоминает нам о том, как важно не прельщаться умом и сердцем, не прилепляться к чему-то несущественному, ненужному, тленному.

Если мы взглянем пристально и честно на свою жизнь, я думаю, что всем нам станет страшно от того, что грех сребролюбия повсеместно распространен в ней. Деньгами измеряется все: и человеческий достаток, и его положение, и власть, и выборность и даже сама жизнь. Мы становимся свидетелями того, как за какие-то бумаги, денежные знаки могут убить человека ни за что. Мы становимся свидетелями ужасов того, как за три рубля в кошельке могут убить в подъезде человека, лишить его жизни. Что это? Это грех сребролюбия. Естественным для нашей жизни явлением, но не естественным в очах Божиих, стало корыстолюбие, которое у нас сейчас называют взяточничеством. Подкупить можно, кажется, любого человека и люди пользуются этим. Ведь это тоже часть греха Иудова. Но подкупая сегодня для того, чтобы получить место или положение в жизни, завтра будет другой шаг. Этот человек будет давать деньги для того, чтобы убить другого человека.

Сегодня Господь открывает нам великую тайну, тайну милосердия, тайну милости. Он говорит сегодня со страниц Священного Писания, обращаясь к каждому из нас, к нашему Отечеству – не ставьте деньги во главу угла своей жизни, будет печальный результат. Это не значит, что человек должен совсем отказаться от них. Господь даст нам столько, сколько нужно для нашего пропитания и поддержания нашей жизни. Но не надо связывать свою жизнь с этим презренным металлом, не надо им измерять человеческие чувства, не надо им измерять человеческую жизнь, наше достоинство человеческое.

Церковь напоминает нам в дни Страстной седмицы: бойтесь сребролюбия, бойтесь грехов, связанных с ним, бойтесь того, что вы прилепляетесь к деньгам. Не бойтесь отдавать, рука дающего не оскудеет. Не случайно Господь и Святая Церковь говорят нам об этом в дни Страстной недели. Слишком тонкий, слишком пагубный и слишком разлагающий нашу душу этот грех – грех, который тонкой полупроницаемой мембраной отделяет от греха предательства.

И сегодня, вспоминая страшный Иудин грех, будем уклоняться, други мои, от того, чтобы смыслом своей жизни иметь деньги. Будем смотреть на них так, как на нечто совершенно естественное: дал Бог – слава Богу, нет – завтра даст. Это совсем не значит, что не нужно трудиться. Это совсем не значит, что не нужно заботиться о пропитании и достатке своей семьи. Нет. Но не нужно жить так, чтобы эти бумажки закрывали нам глаза на окружающий нас мир. Об этом сегодня напоминает нам святая Церковь. И дай Бог нам найти силы не прельститься ни сердцем, ни умом, и не встать на тот путь, которым шел лукавый ученик Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.