Слово во вторник Страстной седмицы (храм Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово во вторник Страстной седмицы (храм Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле)
19 апреля 2011 528

Мы с вами вступили в особые дни, пребывать в которых невозможно вне связи с Богом. Если мы в эти дни окажемся безразличными, безрассудными к тому, что читаем и слышим в Священном Писании, то это очень печальный симптом того, что мы потеряли зрелое и целостное восприятие жизни, которое возможно только тогда, когда в человеческой жизни пребывает Господь. Но пребывание Бога в нашей жизни возможно тогда, когда две воли соединяются воедино в этом делании: воля Божественная, благая и совершенная, хотящая всем человекам спастися и в познание истины прийти, неизменная воля к спасению человека, и воля человеческая, которая открывает свободно доступ Божественной энергии в свою жизнь, в свое сердце.

В эти дни, когда мы стараемся следовать за Господом, мы вспоминаем о том, как Господь накануне Своих крестных страданий проводил дни в Иерусалиме, а по вечерам удалялся на гору Елеонскую, где молился с учениками. За два дня до Пасхи вновь Господь шествует во Святый Град и по дороге беседует с учениками, рассказывая им притчи, назидательные истории, близкие их слуху и пониманию, через которые Он открывает им истины Божественной премудрости.

К сожалению, мы иногда бываем подобны ученикам, которые слушали эти слова, удивлялись их красоте, премудрости, но не понимали того, что говорил им Господь. Они даже обращались к Нему, прося истолковать притчу, эту историю, которую Господь им предлагал. Часто и мы слушаем и не понимаем, что говорится в Священном Писании, что говорится с церковного амвона, что предлагает нам наша жизнь.

Ключ к пониманию слов Спасителя и к пониманию того, что Господь посылает нам зримыми, осязаемыми знаками нашей жизни, мы находим сегодня в словах Священного Писания, которое читалось за Литургией. Спаситель, воспоминая Священную Историю, говорит Своим ученикам о том страшном времени, в которое жил народ во времена Ноя. Люди тогда потеряли нравственные ориентиры жизни, магия, чародейство, разврат, свободомыслие, свобододелание, вседозволенность стали нормой в этом обществе, и праведный Ной говорил народу о том, что Бог взыщет с людей, что так жить нельзя. Они ходили и иронично улыбались в его сторону, не слыша того, что сказал им Ной. И жизнь проходила своим чередом. Они женились и выходили замуж, рожали детей, воспитывали их, вовлекая в привычную для них греховную сферу их жизни, и так поколение сменяло поколение до тех пор, пока воды потопа не покрыли весь этот срам и беззаконие.

И как бы невзначай Господь двумя словами характеризует все, что тогда происходило, и это мы находим сегодня на страницах Священного Писания: «Они жили, не думая»! Не думая о том, что Бог придет и взыщет. Когда мы вспоминаем эти слова или читаем их в Священном Писании, то понимаем, что наше время, в которое мы живем, не столь уж отличается от времени, в которое жил Ной. Живем, не думая.

О чем же должен думать человек? Он должен думать о своей жизни, должен рассуждать об этой жизни, пытаться проникнуть в смысл того, что с ним происходит, быть внимательным к тем обстоятельствам жизни, в которые Бог поставляет его Своею волею, чтобы направить жизнь этого человека ко спасению, на тот путь, который наиболее благоприятен для спасения человеческой души.

Не думаем, не размышляем, не пытаемся увидеть десницу Божию в обстоятельствах, которые мы называем случайностями, а на самом деле это закономерности, которые Бог посылает для нашего вразумления. О временах ответа не помышляем, все знания свои направляем к усладе своей жизни, к извлечению прибыли, будь то материальная, или моральная, или даже духовная. Бога нет в жизни. К чему может это привести? К смене всех жизненных ориентиров. Человек теряет ориентацию в жизненном пространстве.

Можно представить себе человека, у которого нарушается функция вестибулярного аппарата. Он теряет ориентацию в пространстве, он кувыркается, он не может ни стоять, ни сидеть, ни лежать, ни, тем более, идти и действовать, вся жизнь его превращается в хаос. А мы пытаемся из нашего духовного хаоса слепить какую-то систему. Это невозможно, потому что там нет целостности, нет связующего звена, нет скрепы, все это соединяющей. Этим звеном является Господь. Только Он дает смысл существованию человека.

И в эти дни, когда мы следуем за Господом, идем вместе с Его учениками, духовно, сердцем своим, вместе со словами Священного Писания, которые слышим в церкви Божией, идем шаг за шагом, тихо, стараясь не дышать и не нарушить этого благоговейного слушания святых апостолов, не пропустить слова Божия, мы должны научиться думать о своей жизни. Человек думающий, даже неверующий, придет к осознанию Божественных истин. Но даже верующий человек, ассоциирующий себя с Церковью Православной, если перестанет думать о жизни, он все это потеряет, растратит, рассеет в пути все свое имущество. Когда придет Тот, кто будет спрашивать, нечем нам будет оправдаться, потому что жили бездумно. Вот эту мысль, одну из многих, доносит до нашего слуха и до дверей нашего сердца Сам Спаситель в беседе со Своими учениками, вослед которых мы сегодня идем за грядущим на вольные страдания Господом во святой град Иерусалим.

Аминь.