Слово во Вторник Светлой седмицы после Божественной литургии в Иверском соборе Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово во Вторник Светлой седмицы после Божественной литургии в Иверском соборе Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря
26 апреля 2011 627

Дорогой отец настоятель, дорогой отец ректор, братья-сослужители, начальствующие, учащие и учащиеся, многочисленные прихожане, братья и сестры, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этим пасхальным приветствием я приветствую вас по благословению Святейшего нашего отца Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, направляя меня сюда на богослужение, просил вам передать свою первосвятительскую любовь и благословение.
Дни святой Пасхи – дни торжества о воскресшем Господе – наполняют ликованием христианское сердце в течение многих и многих веков. Но если мы посмотрим на страницы Священного Писания, то увидим, что рядом с радостью Воскресения, рядом с этим ликованием непременно есть место еще одному качеству, которое свойственно человеку, это качество – чувство сомнения.

Святые жены-мироносицы возвращаются от гроба и возвещают радость воскресения! А ученики сомневаются… Петр бежит ко Гробу, внутрь заглядывает, видит только пелены лежащие, дивится тому, что происходит, потому что естественным образом погребальные пелены не могли быть так сняты с тела Спасителя! И с сомнением дивится в себе бывшему… Ученики Лука и Клеопа, как мы слышали сегодня с вами в Евангельском повествовании от апостола и евангелиста Луки, в таком прекрасном поэтическом повествовании, идут вместе в Эммаус, село, лежащее близ города Иерусалима, и рассуждают о том, что произошло, обсуждают, пытаясь найти истину, пытаясь понять правду, пытаясь принять эту радость в свое сердце, но не находят человеческих сил. И, видимо, это происходит не случайно, потому что радость Пасхи и чудо Воскресения Господа и Спасителя из мертвых надмирно. Оно имеет столь великое значение, такой объем, такую тайну, что без помощи Божией плотское человеческое сердце вместить этой радости не в состоянии. Мы видим в повествовании Евангелия, как Сам Господь, подойдя к ним, начинает с ними беседовать на пути, но они настолько увлечены своими размышлениями и домыслами, они настолько погружены в событийность вокруг того, что происходит, что не узнают Господа! Беседуют с Ним, вступают с Ним в спор, но не узнают. И вот, придя в Эммаус, уже в конце дня, они приглашают своего Божественного Спутника войти с ними в хижину и разделить с ними трапезу, потому что уже к вечеру склонился день, и уже невозможно в темное время суток путешествовать дальше. И Господь входит с ними на вечерю, и все происходит как обычно, и они продолжают свою беседу, но вот в какой-то момент они видят то, что было знакомо им, я бы сказал, до боли близко и знакомо. Они видят, как их Спутник берет хлеб в Свои руки и преломляет его, подавая им. И они вспоминают, что это было уже в их жизни! Они видели, чувствовали и переживали этот момент, они являлись свидетелями этого преломления. Так делал их Учитель на Тайной Вечере! И как только они понимают это и принимают этот преломленный хлеб, Господь становится невидимым для них.

И они, дивясь тайне увиденного только что воскресшего Господа, говорят друг другу: «Не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути?» (Лк. 24, 32) «Не горело ли в нас сердце? Не трепетало ли? Не чувствовали ли мы чего-то особенного, когда этот Спутник беседовал с нами? Но мы не узнали Его. Мы познали воскресшим Христа только в преломлении хлеба!»

Мы с вами знаем, что это за преломление хлеба. Это есть великое Таинство Церкви, это есть Тайная Вечеря, это есть Божественная Евхаристия. И когда мы с вами не в состоянии постигнуть всего величия и Божественной наполненности события Воскресения Христова, в дни наших сомнений и недомышлений или, может быть, наших соблазнов, которые повсюду подстерегают нас, мы должны идти на встречу со своим Богом. Мы должны идти так же, как шли Лука и Клеопа, рассуждая, пытаясь найти, откуда в нас это сомнение. Но дорога наша должна идти к храму Божьему, они должна нас вести к Таинству Божественной Евхаристии. Здесь, в этом святейшем Таинстве, воскресший и победивший смертию смерть Господь скажет нам столько, сколько никакой человеческий язык изречь не сможет, потому что беседа эта будет от Бога к сердцу человеческому.

Вот потому, дорогие братья и сестры, Церковь так и дорожит этим Таинством, потому оно и является центральным в церковной жизни. Всем можно пренебречь, кроме Евхаристии! Бог Себя открывает в ней нам. Не просто открывает – Он входит внутрь нас, Он наполняет нашу душу, сердце, Он облагодатствует наше тело, Он просвещает наш ум так, как это может сделать Бог, и как не может сделать человек. Потому сегодня, когда мы идем вместе с Церковью в дни Святой Пасхи, мы должны всегда приводить себе на память то, что Бог разрушает наши соблазны и сомнения только Своей Божественной благодатью. И ответы на вопросы, которые возникают в нашей жизни – у каждого из нас возникают – мы должны разрешать у престола Божия под сводами святого храма.

Я приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с этим великим событием нашей жизни – Воскресением Господа из мертвых. Я не оговорился – нашей жизни, потому что Господь воскресает для каждого из нас. Это не историческое событие. Это надмирная реальность сегодняшней нашей жизни. И если Бог воскресшим приходит в нашу жизнь, значит, жизнь жительствует, значит, есть торжество добра над злом и правды над ложью. И мы, христиане, последователи воскресшего Господа, также должны нести эту радость и это свидетельство другим людям. К этому сегодня призывает нас воскресший, победивший смертию смерть Спаситель.
Пусть радость воскресшего Господа пребывает со всеми вами, с вашими близкими, с вашими семьями, с Отечеством нашим. Пусть свет Воскресения Христова просвещает нас, наставляя и вразумляя, как право шествовати путем нашего спасения к невечернему дне Царства Божия, к вечной Пасхе Христовой! Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!