Слово по окончании Литургии в Рождественский сочельник в храме в честь Донской иконы Богородицы Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в Рождественский сочельник в храме в честь Донской иконы Богородицы Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря
6 января 2021 37

«Всех вас приветствую с праздником Рождества Христова! После пения тропаря и славления праздник пришел во всей своей полноте в нашу жизнь.

Но случается так, что одни этот праздник чувствуют, а другие нет. Нет такого духовного, высокого настроения в жизни. Вроде бы и свечи ставим, и песнопения поем, и Евангелие читаем, даже в церкви присутствуем, а в душе все равно что-то не то. Что же это «не то», что бывает так часто в нашей душе? Об этом сегодня очень правильными словами рассказал в Евангелии святой апостол и евангелист Лука. Он повествовал, о Рождестве Христовом, о том, как семейство праведного Иосифа отправилось в город Вифлеем в соответствии с повелением кесаря на первую перепись населения, о том, как множество народа скопилось в Вифлееме, как негде было семейству укрыться. Даже беременной, плодоносящей женщине Деве Марии не нашлось места в доме, поэтому пришлось ночевать в пещере, в которой обычно останавливались пастухи. И вот там в ночи совершилось это радостное событие Боговоплощения, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, предвечно рождающийся от Отца, по плоти родился от Девы Марии.

Апостол и евангелист Лука рассказывает нам о том, как ангелы явились пастухам, которые пасли стада недалеко от Вифлеема на поле, и возвестили им эту радостную новость. А что же, среди множества народа, который собрался в Вифлееме, не нашлось больше людей, к которым ангелы могли бы явиться и сказать об этом чуде, об этой радости, возвестить им об исполнении закона и пророчеств? Да, действительно, не нашлось. И причина здесь банальная, простая: не кому было говорить, все спали. После трудных дней изнурительной дороги в Вифлеем, после суеты переписи, общения или других дел люди устали и спали. И лишь пастухи, которые охраняли стадо, бодрствовали, поэтому им и явились ангелы Божии и первым возвестили о рождении Христа Спасителя.

Мы знаем, что когда наше человеческое естество утомляется, оно должно отдохнуть, этот отдых называется сном. Человек ложится и отдыхает. Но есть и другой сон – духовный, когда человек, бодрствуя, как бы спит. А что значит спать? Не воспринимать реалии окружающей жизни. И это сонное духовное состояние, в котором находится человек (может быть, даже многие из нас), говорит о том, что мы не воспринимаем всего того, что слышим или видим, где находимся, в чем участвуем, с чем соприкасаемся, как реальность нашей жизни.

И потому действительность мы воспринимаем как некое сонное видение, и все, что с нами происходит – как во сне. Мы не понимаем, что все это происходит с нами, и думаем, что это не касается нашей жизни. В таком состоянии духовного сна люди могут пребывать очень долгое время. Лишь гроб начинает отверзать им глаза, и они понимают, что проспали всю свою жизнь: любовь, дружбу, доброе отношение людей, возможность милосердствовать и благотворить другим людям. Все прошло мимо.

Поэтому себя надо пробуждать от этой духовной дремоты, побуждать рассуждением о своей жизни.

Недавно я посмотрел старое интервью одной знаменитой артистки, певицы, ныне покойной Елены Васильевны Образцовой, которое она дала накануне своего 75-летия. Она рассказывала о том, как ее отец, живший в эпоху расцвета коммунистической идеологии, учил ее жить. В частности, он говорил: «Ты должна каждый вечер, перед тем как заснешь, дать себе отчет за прожитый день, что ты сделала хорошего, что сделала плохого, и что хорошего могла бы сделать или не сделала. И если кого-то чем-то обидела, то завтра с утра, если не можешь сегодня с вечера, обязательно должна пойти и попросить прощения». Это говорил простой человек, инженер, не священнослужитель, не старец. Но если мы поищем, то на каждой странице поучений святых отцов мы найдем этот призыв анализировать свою жизнь. Когда мы совершаем этот духовный анализ, то происходит наше пробуждение. Мы начинаем воспринимать нашу жизнь как реальное присутствие в этом мире, как реальное общение с людьми и как реальность общения с Богом.

И когда в жизни будет не дремание, а духовное бодрствование, тогда мы будем и Бога видеть, и чувствовать Его своим сердцем, и ангелов слышать. Тогда ни одно церковное событие, ни один праздник, который есть не что иное, как реальность нашей жизни, не пройдет мимо нас. Именно этого духовного бодрствования, способного нам открыть тайны Божии о спасении мира и сделать нас соучастниками этих Таинств, я желаю всем вам и себе, конечно, в светлые дни праздника Рождества Христова. Приветствую вас, и призываю на всех Божие благословение».