По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

История прихода

История прихода
  1  фотография
0 видео

История Покровской церкви с 1736 по 1889 год

     В настоящее время из-за гибели архивов Покровской и Троицкой церквей села Кагальник, единственным источником, дающим сведения об их основании, является труд Феодосия Макаревского «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия». Согласно этому источнику, первые сведения о Покровской церкви селения Кагальник относятся к 1750 году: «В 1750 году Кагальничане имели уже у себя походную церковь во имя Покрова Богоматере и при ней иеромонаха Самарского монастыря»[1]. Это упоминание связано с тем, что перед началом первой турецкой войны в царствование Екатерины II, когда «татары бросились опустошать русские хутора и поселения, лежавшие на границе, священнодействующий в Кагальнике иеромонах ушел с походною церковью и со многими кагальничанами в крепость Св. Дмитрия»[2]. Кагальницким поселенцам была отведена комендантом Димитриевской крепости генерал-майором Поповым возникшая к тому времени слобода Доломановка[3]. После окончания войны в 1774 году кагальничане вернулись: «Кагальник опять скоро наполнился народом. При походной церкви слободы Кагальника явился уже новый священник, питомец Киевской академии, из Волыни, Кирилл Остролуцкий»[4].

   В октябре 1781 года по инициативе священника Кирилла Остролуцкого, жители Кагальника и по настоянию земского комиссарского правления начали «хлопотать об устройстве в своей слободе постоянной, неподвижной церкви и, по общему согласию и желанию, все труды и заботы по сему делу возложили на слободского старосту Григория Ляха, на жителей Семена Лысого, Осипа Москаленка, Василия Лебедя и Ивана Шагоренка»[5]. Прежде чем обратиться с ходатайством о постройке церкви, «выборные от общества» отмежевали 120 десятин удобной земли для причта будущей церкви, заготовили необходимый строительный материал и «дали от себя письменное обязательство в том, что как они сами, так и дети их, все преемники и наследники их, по устройстве в слободе их церкви, всеми мерами будут заботиться о благоукрашении и поддержании ея, снабдят ее сосудами и облачениями, книгами и колоколами, и причт церковный будут содержать в довольствии безбедно»[6].

   3 мая 1782 года письменное обязательство с особым доношением об исходатайствовании разрешения на постройку церкви у преосвященного Никифора, архиепископа Славенского и Херсонского, было представлено в Азовскую губернскую канцелярию. В доношении говорилось: «Вновь заселившаяся в Азовскомъ уезде на усть-Кагальнике малороссийская слобода наша распространилась количествомь дворов не менее какъ со ста десятъ, а во оной хотя имеем ко исправлению мирских треб священника, но только церковь еще не сооружена, ниже и начало оной не составлялось, а на представление бывшаго земскаго коммисара секунд-майора Горленскаго, его высокопревосходительством г. генерал-поручиком В. А. Чертковым къ сооружению того храма назначено быть церкви Покрова Пресвятыя Богородицы. Того для оную Азовскую губернскую Канцелярию покорнейше просим о дозволении к сооружению въ вышеписанной слободе храма Божия во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, за составлением полнаго числа дворов, о представлении, куда надлежит, милостивейше неоставить»[7].

   19 мая 1782 года Славенская духовная консистория вынесла разрешение о строительстве в селении Кагальник церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день была выдана храмозданная грамота, подписанная архиепископом Славенским и Херсонским Никифором[8].

   12 июля 1782 года состялась закладка Покровской церкви села Кагальник. Освящение места строительства и закладку храма осуществлял ростовский протоиерей Иоанн Андреев[9]. Покровской церковь была «деревянным зданием»[10].

   24 ноября 1782 года, т.е. через 4 с половиной месяца Покровская церковь была построена. 24 ноября 1872 года «Новоростовское духовное Правление представляло преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что Таганрогскаго уезда, Азовской крепости Усть-Кагальнцкой слободы заложенная къ сооружению Покровская церковь строениемъ ныне совершенно окончена, всемъ приличествующим убрана, утварьми и облачениями, иконами и книгами снабжена достаточно и всеми потребностями приготовлена к освящению; а потому Правление просило преосвященнаго Никифора, выдать благословительную грамоту на освящение новоустроенной въ Кагальнике церкви и освященный антиминс для совершения в ней богослужений»[11].

  Антиминс для Покровской церкви был выдан 16 января 1783 года, а 16 февраля 1783 года ростовский протоиерей Иоанн Андреев «соборне, по церковному чиноположению, в слободе Кагальницкой новоустроенную Покровскую церковь освятил и открыл в ней богослужение и священнодействие»[12].

  Несмотря на то, что в Кагальнике церковь существовала с 1750 года, а в 1783 году было освящено первое церковное здание и выдан антиминс, церковные дела (метрические книги, исповедные росписи, приходно-расходные книги и др.) начали вести в Покровской церкви с 1785 года[13].

  Первая Покровская церковь существовала недолго. В мае 1789 года ее постигла участь многих деревянных церквей – она сгорела. В доношении от 28 мая 1789 года, Мариупольское духовное Правление, располагавшееся в Таганроге, писало к преосвященному Амвросию Екатеринославскому: «Присланным в означенное духовное Правление сего мая 11-го числа слободы Кагальницкой священник Кирилл Остролуцкий репортом донеся, что сегож мая 2-го числа, то есть в день праздника Преполовения Господня, по отправлении литургии, пошел он с бывшими тогда в церкве прихожанами на источник для освящения воды, и в то время состоящая в той слободе Кагальницкой Покровская церковь не ведомо от чего, вся до основания сгорела, с коей церкви, при сгорении оной, святые дары и святый антиминс, также сосуды, иконостас и ризница вынесены и хранятся в целости, просил о позволении им построить на месте сгоревшей церкви, часовню, для богослужения и положения там оставшихся вещей, куда следует, представить; для того Вашему Высокопреосвященству, Мариупольское духовное Правление на благоразсмотрение сим представляя, нижайше просит о построении въ означенной Кагальницкой слободе, на первой случай, для богослужения часовни архипастырскаго разсмотрения и резолюции»[14].

  Разрешение преосвященного Амвросия на строительство часовни было получено 30 июня 1789 года. 20 июля 1789 года решение было объявлено священнику Кириллу Остролуцкому и кагальничанам. Временная часовня была построена, а в начале 1790 года жители Кагальника начали ходатайство о постройке новой церкви. В консисторском указе от 3 мая 1790 года, посланном Мариупольскому духовному Правлению, говорилось, что «в слободе Кагальницкой на место сгоревшей Покровской церкви, разрешено и дозволено заложить и построить новую в тож именование церковь». На основани этого указа, 31 мая того же 1790 года, Таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий «в слободе Кагальницкой, соборне, по надлежащему церковному чиноположению, положил закладку на сооружение новой церкви»[15]. Расходы на строительство церкви взял на себя купец второй гильдии и бургомистр г. Ростова-на-Дону Иван Тимофеевич Назаров.         

  В доношении от 26 июля 1790 года, Мариупольское духовное Правление сообщало преосвященному Амвросию Екатеринославскому, что «заложенная в Кагальнике к сооружению, на место сгоревшей, новая Покровская церковь, трудами и усердием крепости Димитриевской[16] второй гильдии купца и бургомистра Ивана Тимофеевича Назарова, ныне совершенно постройками и производством работ окончена; иконостас, церковные сосуды, облачения и прочия принадлежности прежней Покровской церкви все имеются на лицо и хранятся в Кагальницкой временной часовне, а святый антиминс не поврежденный, находится крепости Азовской въ городовой Андреевской церкви; а потому Правление просило у преосвященного разрешения и благословения освятить в слободе Кагальнике новоустроенную Свято-Покровскую церковь.

 Резолюцией от 2 сентября 1790 года преосвященный Амвросий, архиепископ  Екатеринославский дозволил и благословил освящение новой церкви в Кагальнике. 30 сентября 1790 года в Мариупольское духовное Правление был отправлен из Консистории указ об освящении новопостроенной церкви. 15 февраля 1791 года Таганрогский протоиерей Стефан Разорецкий «соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, въ слободе Кагальницкой освятил новосооруженную, на место сгоревшей, Свято-Покровскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие»[17].

  Освященная в 1791 году Покровская церковь просуществовала до 1842 года. В 1842 году было построено новое каменное здание церкви. О том как выглядела новая Покровская церковь было кратко описано в 1910 году в страховых документах на церковное имущество по епархиям и уездам, хранившихся до переворота 1917 года в Хозяйственном управлении при Св.Синоде: «Просуществовала до 1842 г., когда было построено новое, кирпичное здание церкви, на каменном цоколе. Новое здание было оштукатурено снаружи и изнутри, покрашено масляной краской, покрыто железом, окрашенным зеленой краской. Длина церкви с колокольней – 181/2 саженей, ширина наибольшая – 121/2 саженей. Высота до верха карниза – 51/4 саженей. Главы: одна большая и одна малая над алтарем. Иконостас длиной 11 саженей, высотой 4 сажени. Колокольня в два яруса общей высотой до верха карниза 9 саженей»[18].

         

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

 Начало деятельности Покровского молитвенного дома в 1942 году, регистрация общины в 1944 году.

  Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, особенно во время оккупации Ростовской области гитлеровскими войсками в период с 1941 по 1943 годы, здесь стихийно открывались храмы, а там, где церковные здания были разрушены – молитвенные дома. По статистике уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по Ростовской области В.Т.Политико, с 1941 по 1948 годы в Ростовской области было открыто вновь 243 церкви и молитвенных дома – 115 церквей и 128 молитвенных домов[1].

  Покровская церковь с. Кагальник после закрытия в 1938 году, возобновила богослужения во время оккупации Азовского района Ростовской области гитлеровскими войсками – с ноября 1942 года. Эта дата определяется по биографическим сведениям священника Иоанна Малого, представленным в 1944 году уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по Ростовской области в пакете документов, поданном для регистрации Покровского прихода[2]. Поскольку к тому времени здания Покровской и Троицкой церквей с. Кагальник были разрушены, богослужения совершались в двухэтажном помещении бывшей церковной караулки, которая в 1944 году была зарегистрирована как Покровский молитвенный дом[3]. К сожалению, о составе и деятельности Покровской церкви за период с 1942 по 1944 годы не сохранилось никаких сведений, кроме того, что священником был уроженец с. Кагальник свящ. Иоанн Малый, о котором будет сказано ниже, а псаломщиком Самарский Григорий Иванович[4].

 Следующим этапом развития истории Покровского молитвенного дома была регистрация общины. Остановимся вкратце на причинах изменения политики СССР в отношении Русской Православной Церкви и учреждении Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, который занимался регистрацией и учетом православных приходов на территории СССР.

  С началом Великой Отечественной войны действовавшая в 30-х годов XX века государственная религиозная политика потребовала коренного изменения. К этому побуждало, с одной стороны, активное открытие храмов на оккупированных немецкими войсками территориях, с другой стороны – патриотическая позиция подавляющего большинства религиозных объединений и верующих СССР и желание советского руководства активно использовать авторитет Церкви. С осени 1941 года практически прекратились аресты духовенства (спустя некоторое время аресты возобновились), из заключения стали освобождаться десятки священнослужителей. В ряде мест религиозным организациям был разрешен сбор средств для фронта, распространение патриотических воззваний, общественная молитва о победе, открыты, хотя и без юридического оформления, молитвенные здания[5].

  К лету 1942 года государство создало систему сбора информации о религиозной ситуации на захваченной территории. Такого рода данные содержались в донесениях, поступавших из частей действующей армии, подразделений НКВД, партизанских отрядов, местных партийных органов и затем концентрировались в центральном аппарате НКВД, который выступал перед правительством с инициативами по проведению различных акций в отношении религиозных объединений на оккупированной территории, во внутренних районах СССР и за рубежом. Сложившаяся к началу 1943 года ситуация (положение на фронтах, значительное оживление религиозного настроения народа, широкая патриотическая деятельность религиозных объединений, стремление нейтрализовать немецкую пропаганду в отношении религиозной ситуации в СССР, желание изменить негативное отношение в общественных кругах стран-союзниц к церковному курсу советского правительства) способствовала изменению религиозной политики в СССР, в первую очередь в отношении Русской Православной Церкви.

 Одним из первых шагов на пути нормализации государственно-церковных отношений стала телеграмма митрополита Сергия (Страгородского), отправленная И. В. Сталину 5 января 1943 года, в которой Глава Русской Церкви просил разрешения на открытие Московской Патриархией банковского счета для внесения средств, собранных на нужды фронта. Сталин ответил согласием, тем самым Патриархии фактически предоставлялся статус юридического лица[6].

  Начиная с весны 1943 г. в правительстве обсуждался вопрос о проведении нового курса в религиозной политике. Одновременно разрабатывалась идея встречи Сталина с иерархами РПЦ, к подготовке которой были привлечены органы НКГБ[7].

  В конце августа 1943 года с разрешения властей митрополит Сергий вернулся из Ульяновска в Москву. 4 сентября 1943 года Сталин провел совещание с участием Маленкова и Л.П.Берии, во время которого им был представлен полковник НКГБ Г.Г. Карпов, намеченный на пост председателя Совета по делам Русской Православной Церкви. Поздним вечером того же дня в Кремль для встречи со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что она «может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с Ее организационным укреплением и развитием внутри СССР»[8].

 14 сентября 1943 года постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам Русской Православной Церкви, 7 октября было утверждено «Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР». Наряду с центральным аппаратом Совета, располагавшимся в Москве, создавался институт уполномоченных при Совнаркомах союзных и автономных республик, при край- и облисполкомах, права и обязанности уполномоченных регламентировались в особой инструкции, принятой в начале 1944 года. Особое внимание новообразованные государственный орган уделял вопросам открытия молитвенных зданий по ходатайствам верующих и юридической регистрации общин, прежде всего действовавших на ранее оккупированной территории. Совет по делам Русской Православной Церкви во многих случаях способствовал признанию государством этих приходов, благодаря чему количество православных храмов и монастырей во 2-й половине 40-х годов росло[9].

 В 1943–1945 годах Совет Народных Комиссаров СССР принял около 20 постановлений и распоряжений, касавшихся религиозных объединений. Среди них: о порядке открытия церквей (ноябрь 1943), об открытии текущих счетов епархиальных управлений и приходов в Госбанке СССР (1944), об освобождении от призыва и мобилизации священнослужителей (ноябрь 1944), о порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов (декабрь 1944), о предоставлении религиозным общинам права юридического лица в части аренды, строительства и покупки в собственность домов, строений, транспорта и утвари (1945), о порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях (1945)[10].

 Итак, 28 ноября 1943 года вышло постановление № 1325 «О порядке открытия церквей». В данном документе, регламентирующем порядок регистрации православных приходов, подробным образом описана процедура открытия и регистрации православных церквей[11]. После церковной политики 1930-х годов это постановление было воспринято как своего рода право на существование Русской Православной Церкви на территории СССР. Однако образование такого органа как Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК, а позднее при Совете Министров СССР, было вовсе не облегчением для Русской Православной Церкви в целом. По словам Т.А. Чумаченко, партийный аппарат оценивал новую церковную политику правительства как временную, вынужденную меру, тактическую уступку во имя достижения главной на этот период цели — победы над гитлеровской Германией[12].

  Таким образом, приходы Русской Православной Церкви на территории СССР получили лишь право на существование и проведение богослужений, но не более того. Кроме того, что православным приходам были запрещены все виды деятельности, их жизнь тщательно контролировались со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР. Однако, право на существование в условиях тотального истребления храмов и священнослужителей в 1930-х годах, было немалой уступкой Русской Православной Церкви со стороны советского государства.

 17 сентября 1944 года, через год и 7 месяцев после освобождения Азовского района от немецко-фашистских захватчиков[13], в Покровском молитвенном доме с. Кагальник Азовского района Ростовской области, возобновившем богослужения с ноября 1942 года, после закрытия и разрушения храма в июне 1938 года, состоялось общее собрание верующих под председательством священника Иоанна Малого[14]. Интересно отметить, что в протоколе собрания указана принадлежность Покровской церкви: «Патриаршая Православная Покровская церковь с. Кагальник»[15]. Также интересна надпись и на храмовой печати Покровской церкви, которой был скреплен протокол: «Покровская церковь с. Кагальник Ростовской-на-Дону Старо-Православной епархии»[16]. Эти надписи являются еще одним подтверждением того, что в г. Азове Ростовской области существовали обновленческие общины[17].

 На повестке дня собрания верующих Покровской церкви стояли следующие вопросы: «1) выделение группы (двадцатки) на предмет возглавления и оформления регистрации данной общины; 2) избрание исполнительного органа; 3) избрание ревизионной комиссии»[18].

  В результате работы собрания были подготовлены следующие документы для регистрации Покровской общины:

1)     Список верующих общины Покровской церкви (церковной двадцатки)[19].

2)     Инвентарная опись культового имущества. Анализ инвентарной описи показывает, что практически вся церковная утварь и церковные облачения были приобретены уже после начала проведения богослужений в 1942 году, поскольку почти все имущество числится как новое, например: «Престол отделанный под дуб с 4-х сторон живопись – новый 100 %; жертвенник с балдахином – новый; киот на горнем месте – новый; иконостас состоящий из 9-ти киотов с иконами – новый…»[20].

3)     Список церковного совета в составе:

  1. Малый Иван Артемович, 1890 г.р., священник, проживает в с. Кагальник, ул. Куйбышева, 51
  2. Олейник Василий Савич, 1876 г.р., казначей и церковный староста
  3. Коростылев Нестор Никифорович, 1862 г.р., помощник церковного старосты[21].

4)     Список ревизионной комиссии в составе:

  1. Олейник Андрей Васильевич, 1870 г.р., председатель ревизионной комиссии
  2. Бирька Феодот Карпович, 1868 г.р., член ревизионной комиссии
  3. Шеверда Емельян Михзайлович, 1878 г.р., член ревизионной комиссии[22].

5)     Выписка из протокола № 1 от 17 сентября 1944 года общего собрания общины верующих Патриаршей Православной Покровской церкви[23].

 

 В тот же день, 17 сентября 1944 года был подписан договор Покровской церкви «с исполнительным комитетом Азовского Совета депутатов трудящихся, в лице его уполномоченного представителя Зав. общим Отделом Нидерштрассера Александра Эмильевича в том, что с 17 сентября 1944 года приняли от исполкома Азовского Совета депутатов трудящихся в бессрочное бесплатное пользование находящийся в селе Кагальнике двухэтажный кирпичный дом (быв. караулка) под молитвенный дом… и богослужебными предметами по особой нами подписанной описи…»[24].

  14 октября 1944 года на имя председателя исполкома Азовского райсовета депутатов трудящихся было написано заявление от общины верующих Покровской церкви с ходатайством о регистрации и передаче в бессрочное и бесплатное пользование молитвенного здания и богослужебного имущества[25].

  Рассмотрение заявления верующих длилось недолго – 24 ноября 1944 года Покровский молитвенный дом был зарегистрирован (справка о регистрации № 41)[26]. В тот же день были зарегистрированы священник Иоанн Артемьевич Малый (справка о регистрации № 60)[27] и псаломщик Самарский Григорий Иванович (справка о регистрации № 61)[28]. Справки о регистрации общины и клира были получены свящ. Иоанном Малым 13 декабря 1944 года[29].

 Здание Покровского молитвенного дома и его строительство, помещения, принадлежащие Покровскому молитвенному дому.

 Как было сказано выше, богослужения покровской общины проводились в принятом от исполкома Азовского Совета депутатов трудящихся в бессрочное бесплатное пользование двухэтажном кирпичном доме, который до разрушения Покровской церкви выполнял функции церковной караулки[30]. Скорее всего, еще до регистрации общины, т.е. в период с 1942 по 1944 годы это здание было перестроено – к нему были пристроены алтарь и притвор[31]. На момент августа 1945 года размеры Покровского молитвенного дома были следующими:

Притвор – 5 м. × 6 м.

Трапезная, или «молитвенный зал» - 7,5 м. × 15 м.

Алтарь – ширина 7,5 м., глубина 5 м.[32]

  К 1980 году относится документ, в котором описана Покровская церковь с. Кагальник Азовского района Ростовской области – это «Краткое описание архитектора А.П. Зимина культовых строений, расположенных на территории Ростовской области по состоянию на 1 марта 1980 г.»[33]. Согласно данному документу, «Покровская церковь с. Кагальник сооружена в  веке в стиле неоклассицизма. Оштукатурена. Церковь действующая. Необходима тщательная реставрация ввиду искажения первоначального архитектурного облика послевоенными пристройками»[34]. Здесь очевидна ошибочность данного источника, поскольку архитектор А.П. Зимин, в задачу которого входило описание сохранившихся на 1980 год зданий церквей[35], принял здание бывшей церковной караулки за разрушенный Покровский храм. Этот факт подтверждается рассмотренным нами договором об аренде данного помещения под молитвенные цели с Азовским райисполкомом[36], в котором прописано, что помещение, в котором совершались богослужения, начиная с 1942 года по настоящее время – это здание бывшей церковной караулки.

 В августе – сентябре 1945 года община верующих Покровского молитвенного дома начала ходатайства о пристройке к молитвенному дому приделов с северной и южной стороны. В сентябре 1945 года на имя уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров по Ростовской области Г.Д. Амарантова поступило письмо от имени священника Покровского молитвенного дома о. Иоанна Малого, в котором говорилось: «Ровно два месяца тому времени когда мной Вам было доложено, что со стороны председателя с/совета имеется препятствие на пристройку нами к молитвенному дому пределов-коридоров с южной и северной стороны, требуя предоставить ему на это разрешение. Вами тогда были даны мне устные разъяснения и санкции; чтобы я передал председателю райисполкома и председателю с/совета, чтобы они препятствий не чинили т/к согласно законоположения на пристройку разрешения не требуется, но устное Ваше разъяснение не  является для них основанием они требуют по этому вопросу письменных Ваших указаний…»[37]. В ответ на письмо о. Иоанна, уполномоченный послал на имя председателя исполкома Азовского райсовета сообщение следующего содержания: «…прошу не препятствовать согласно прилагаемого при сем плана силами и средствами церковного совета, с условием соблюдения технических, санитарных и противопожарных мероприятий. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров по Ростовской области Г.Д. Амарантов»[38].

 Согласно приложенному плану, после перестройки в 1945 году размеры Покровского молитвенного дома должны были составить:

Притвор – 5 м. × 6 м.

Трапезная, или «молитвенный зал» - 7,5 м. × 15 м.

Алтарь – ширина 7,5 м., глубина 5 м.

Северный и южный приделы – 5 м. × 6 м.

Пристройка между северным приделом и алтарем – 2 м. × 2 м[39].

  О сроках завершения строительства в регистрационном деле Покровского молитвенного дома ничего не упоминается, но, скорее всего, оно было завершено быстро. После окончания строительства, здание Покровского молитвенного дома сохранилось в этом виде до 2004 года[40].

  В 1949 году на территории, отведенной для Покровского молитвенного дома, была построена сторожка[41]. В период с 1949 по 1980 год на церковной территории был построен ряд хозяйственных помещений, и в целом Покровский молитвенный дом с хозяйственными помещениями на 1 июля 1980 года представлял собой следующее:

«Здание молитвенного дома длина 26 × 7, высота 4,5 метра, 27 окон, дверей 6, три придела размер 5 × 6 м., с алтарем из кирпича, крытый железом. Стоимость 6 907 рублей. Строение караулка из четырех комнат, 3 комнаты с одним тамбуром, а 4-я комната, отдельный выход, 7 окон, дверей 5, здание глинобитное, обложено кирпичом, частично обшелевано [так в документе], крыша шиферная. Стоимость 2000 рублей.

Пристройка кочегарка 3 × 5 м. кирпичная, покрыта шифером, дверей 2 шт., окон 2, пол земляной. Стоимость 500 рублей.

Сарай деревянный размер 6 × 2, крытый на 2 раздела, под кладовую и под хранение топлива. Стоимость 100 рублей»[42].

  В 1981 году на территории храма были сломаны сарай и кладовая ввиду их негодности, а на их месте построен новый (финский) дом[43], сохранившийся до настоящего дня[44].

  Поскольку строительство данного помещения осуществлялось только на основании устного разрешения председателя Азовского райисполкома, без разрешения и утверждения со стороны местного архитектора В.А. Зубченко, в 1981 г. было начато разбирательство, но, поскольку к моменту возбуждения разбирательства постройка уже была покрыта крышей и велись внутренние работы, разбирательство было прекращено[45].

  Таким образом, с момента начала проведения богослужений в 1942 году, община Покровского молитвенного дома перестроила не приспособленное для молитвенных целей здание бывшей церковной караулки, приобрела необходимое богослужебное имущество, а также осуществила ряд хозяйственных построек на отведенной для церкви территории. Все эти постройки, включая построенное в 1981 году помещение для крестильни, просфорной и конторы бухгалтера, сохранились до настоящего времени и продолжают функционировать по назначению.

 При настоятельстве протоиерея Василия Загребы, т.е. в период с 1978 по 1988 годы в храме были проведены масштабные реставрационные работы: в 1978 году был произведен капитальный ремонт внутреннего помещения храма. Были заменены полы, окна и двери. В 1979 году была произведена замена крыши храма, притворов и алтаря; обложен кирпичом притвор. В 1981 году на территории храма было построено кирпичное здание причта, в 1983 году была построена новая железная ограда вокруг храма. В 1988 году в здание причта был проведен газ и пристроена пономарка к алтарю.

 В 2004 году была построена колокольня и установлен купол и крест. Заказаны и доставлены новые колокола, отлитые Воронежскими мастерами.

В 2006 году проводились следующие работы: окрашена крыша и окна храма, обновлен иконостас, закуплены новые купола для храма (8 шт.).

В 2008 году произведен косметический ремонт притвора.


При настоятельстве иерея Николая Чапкого, т.е. в период с ноября 2009 года по настоящее время в храме были выполнены следующие работы:

В 2010 году построена алтарная часть храма и правый придел храма общ. площадью – 100.1 м2.

В центральной части храма, правом и левом приделе залита армированная плита толщенной 25 см. общей площадью – 262 м2.

В центральной части и правом приделе смонтированы теплые полы площадью – 161 м2 и залита стяжка толщиной 8 см.

В алтарной части, правом и левом приделе храма общ. площадью – 138.1 м2 выполнены работы по утеплению и монтажу крыши.

Установлено 12 металлопластиковых окон, изготовлены металлические двери в левый и правый приделы храма.

Выполнены электромонтажные работы по освящению храма с учетом будущих нагрузок.

В 2011 г. выполнены следующие работы:

Укреплен фундамент центральной части храма, объем бетонных работ - 45м3.

В алтарной части храма залита армированная плита толщиной 25см. площадью – 45 м2.

Приобретена кафельная плитка количеством – 300м2.

В алтарной части, в правом приделе храма общ. площадью – 100.1 м2 смонтировано отопление (теплые полы), залита стяжка толщиной 8 см., уложена кафельная плитка.

Заменено отопительное оборудование (газовые котлы).

Храм стянут металлом, оштукатурена внутренняя часть храма.

Написано 13 икон.

В 2012 году закуплена церковная утварь.



[1] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 5. Д. 2. Л. 1.

[2] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 9 об.

[3] Там же. Л. 14.

[4] Там же. Л. 10.

[5] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды 1700 – 2005. М.: Издание Сретенского монастыря, МДА, 2005. С. 451 – 452.

[6] Поспеловский Д. Сталин и Церковь: «конкордат 1943 года и жизнь Церкви. Электронное издание с сайта: http://www.krotov.info/history/20/pospelovs/page34.htm

[7] Одинцов М.И. Великая Отечественная война (1941–1945) и религиозные организации в СССР // «Православная энциклопедия». Т. VI. Электронное издание с сайта: www.sedmitza.ru

[8] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды 1700 – 2005. М.: Издание Сретенского монастыря, МДА, 2005. С. 461 – 464.

[9] Одинцов М.И. Великая Отечественная война (1941–1945) и религиозные организации в СССР // «Православная энциклопедия». Т. VI. Электронное издание с сайта: www.sedmitza.ru

[10] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2005. С. 212.

[11] «О порядке открытия церквей» Постановление Совета народных комиссаров СССР № 1325 28 ноября 1943 г. Электронное издание с сайта: http://www.rusoir.ru/print/03/146/

[12] Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР в 1943–1947 гг.: особенности формирования и деятельности аппарата. Электронное издание с сайта: http://www.rusoir.ru/print/02/102/

[13] Ростовская область в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Материалы Областного музея краеведения. Электронное издание с сайта: http://www.donland.ru/content/info.asp?partId=4&infoId=6694&topicFolderId=50&topicInfoId=0

[14] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 7.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Этот факт подтверждается архивными документами недавно рассекреченного дела: ГАРО. Ф. Р-1458. Оп. 8. Д. 76.

[18] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 7.

[19] Список церковной двадцатки см. в Приложении 2.

[20] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 3.

[21] Там же. Л. 6.

[22] Там же. Л. 5.

[23] Там же. Л. 7, 8.

[24] Там же. Л. 26.

[25] Там же. Л. 25.

[26] Там же. Л. 14.

[27] Там же. Л. 15.

[28] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 16.

[29] Там же. Л. 17.

[30] Там же. Л. 26.

[31] См. Приложение 1.

[32] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 13.

[33] Там же. Оп. 5. Д. 331.

[34] Там же. Л. 9.

[35] Там же. Л. 1.

[36] Там же. Оп. 6. Д. 95. Л. 26.

[37] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 12.

[38] Там же. Л. 11.

[39] Там же. Л. 13.

[40] См. Приложение 1.

[41] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 95. Л. 77 об.

[42] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 96. Л. 81.

[43] См. Приложение 1.

[44] ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 6. Д. 96. Л. 101.

[45] Там же. Л. 99.



[1] Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав: Типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 892. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[2] Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону. Очерк с рисунками в тексте. Ростов на Дону, 1909. Электронное издание с сайта: www.dspl.ru.

[3] Там же.

[4] Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав: Типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 892. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[5] Там же. С. 893.

[6] Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав: Типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 892. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[7] Цит. по: Там же. С. 893 – 894. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[8] Там же. С. 894.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Цит по: Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 894 – 895. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[12] Там же. С. 895.

[13] ГАРО. Ф. Р-3762. Оп. 1. Д. 1. Л. 65.

[14] Цит. по: Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 895. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[15] Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав: Типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 896. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm

[16] Т.е. Ростова-на-Дону.

[17] Цит. по: Макаревский Ф. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, типография Я.М.Чаусского, 1880. С. 896. Электронное издание с сайта: www.libr.dp.ua/book.htm.

[18] РГИА (СПб). Ф. 799. Оп. 33. Д. 475. Л. 25. Цит. по: Литвиненко В.И. Из материалов по истории церковного строительства в Приазовье (Задонье). Электронное издание с сайта: www.regla.ru

[19] ТФ ГАРО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 174. Л. 58.



 

4217 просмотра