По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяСтатьиПротоиерей Алексей Лысиков: цель священника – созидание храма в душах людей

Протоиерей Алексей Лысиков: цель священника – созидание храма в душах людей

  0  фотографий
0 видео

Протоиерей Алексей Лысиков: цель священника – созидание храма в душах людей

– В течение пары последних десятилетий русская православная церковь вернула себе то место в обществе, которое она занимала до 1917 года. Временами кажется, что не просто вернула, а заполнила собой практически все, что можно.
– После Октябрьской революции Церковь не потеряла резко свои позиции в обществе. Даже в то время, когда она была сильнейшим образом гонима, когда на свободе оставалось всего несколько епископов, она сохраняла свое влияние. Церковь всегда оставалась частью общества, в какой бы угол ее ни пытались загнать. В Евангелии сказано: «Создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её».
Да, в последние 20 лет, если можно так выразиться, «оттепели» Церковь получила больше возможности свидетельствовать о Христе. Но эти 20 лет достаточно маленький срок в жизни Церкви. Но сделано много – восстановлены храмы, монастыри, созданы духовно-просветительские центры, появились общины.

– Но ведь не без содействия государства.
– Государство, если и участвовало в восстановлении храмов и монастырей, то только тех, которые являются памятниками архитектуры, потому что эти объекты ценны для нашего культурного наследия, но таких храмов на самом деле единицы. Восстановлением остальных храмов занимается, прежде всего, народ – благотворители и просто небезразличные люди. Можно ли сказать, что это искусственно создано? Нет. Все это случилось потому, что Церковь отвечает на потребности человеческой души.

– Вы полагаете, что есть такие потребности?
– Есть. И они очень разноплановы. Для меня, как верующего человека, очевидно, что Бог каждого ведет по своему пути. И этот путь индивидуален.
Есть люди, которые подлинно ищут Бога. В евангельские времена для любого человека не было сомнений в существовании Бога. Но оставался вопрос о том, где истина? И Христос принес ее людям. Сейчас тех, кто ищет истину в подлинном смысле, не так много, но они есть. Другие люди говорят сами себе: «Да, Россия православная страна», и поэтому выбирают православную культуру и уже потом через нее и через обрядовую сторону Церкви познают плоды духовной жизни, приходят к глубокой вере. 
Есть и другие, которых приводит в Церковь жизненная ситуация: горе, несчастье, болезнь, смерть близкого человека. Они приходят в Церковь за утешением. И открывают для себя Бога, соприкасаются с Ним как с Богом любви. В жизни каждого человека обязательно происходит встреча с Богом. И эта встреча может перевернуть его жизнь. Как он откликнется, как отнесется к этой встрече – зависит только от человека.

– Считаете ли вы, что каждый русский должен быть православным?
– Это очень сложный вопрос. По моему убеждению, каждый человек на планете должен быть православным (смеется). Но это уж как кому откроется Бог, нельзя по национальности определять духовное искание человека. Люди других национальностей, познавшие красоту Православия, восхищаются им. Однажды я был в зарубежной поездке по святым местам Италии. Шофер, который нас возил, сказал, что его жена 32 года уговаривала его принять католичество, но мы за три дня приблизили его к христианству больше, чем жена за все совместно прожитые годы. Он сожалел, что поблизости нет православного храма, чтобы принять православие. Перед отъездом я подарил ему иконки и наш православный молитвослов.

– Складывается такое ощущение, что многие люди, которые идут в храм, не понимают, зачем они в него идут, их привлекает лишь обрядовая сторона. Вот, давай обвенчаемся, потому что это модно. Или давай ребенка покрестим.
– Сейчас не так легко обвенчаться и покреститься. Потому что по новым правилам, принятым на архиерейском соборе, взятым из опыта древней христианской церкви, любой человек, собирающийся принять Таинство Крещения или Венчания, должен пройти так называемые огласительные беседы. Это встречи со священником, где человеку объясняют, что Святое Крещение это не обряд, который происходит сам по себе, а именно Таинство, в котором участвует и Бог, и сам человек. Без них участвовать в Таинстве невозможно. В каждой епархии, в каждом благочинии есть свои правила по поводу подготовки ко крещению, но они обязательны. 
Поймите, стать крестным отцом не значит посидеть за столом и сделать подарки. Это ответственность. Это, прежде всего, молитвенный подвиг за ребенка, которого ты крестил, это духовное участие в его жизни.

– Православное священство разговаривает с людьми на понятном доступном им языке? Вот я как-то  с раввином общался, и не обошлось без обсуждения вопросов веры, и он сложные вопросы объяснял анекдотами и шутками.
– Вам же сейчас понятно о чем мы говорим? Все батюшки очень доступно общаются. Более того, Церковь все время экспериментирует, чтобы сделать форму проповеди доступной для человека. Почему? Потому что мы вместе с вами живем в век цифровых технологий, мы точно так же осваиваем интернет, мы точно так же осваиваем электронные способы общения. Церковь очень современна.

– Православие не стоит на месте?
– Мы никогда не стояли на месте. И в первые христианские времена, и сейчас Церковь вела диалог с обществом на понятном ему языке. Духовные светочи это, как правило, просвещенные люди, не только идущие в ногу со временем, но порой опережающие его.

– Значит, и противоречий с наукой тоже нет?
– Я думаю, что у Церкви никогда не было противоречий с наукой. Это у советской науки, когда пытались придумать противоречие с религией, они были. Религия никогда не выдвигала какие-то научные теории, если на то пошло.

– Это другой метод познания мира?
– Да, это совершенно другой метод познания бытия. За рубежом теология считается наукой. Только у нас этот предмет не до конца получил признание, но теология, как и философия, считается наукой. Многие священники имеют светские научные звания. У меня есть знакомый батюшка, у него три научных степени: он кандидат технических, философских и богословских наук.

– Митрополит Меркурий – врач?
– Да, он очень образованный человек. Я не раз был свидетелем того, как люди удивлялись его знаниям, эрудиции. В Церкви, среди служителей, много таких людей, которые занимались наукой, а потом становились священниками.

– Регулярно посещая сайт таганрогского благочиния, вижу, что вы много работаете с подростками. Это понятно. Ну а таможню вы зачем освящали?
– В Русской Православной Церкви есть отдел по взаимоотношениям с вооруженными силами, правоохранительными органами и другими подобными структурами. Мы давно сотрудничаем с таганрогской таможней, и сами таможенники просят освятить свои объекты. Все мы увидели особое служение пограничников и таможенников в 2013-2014 г.г. И тысячи беженцев, и обстрел их постов свидетельствует об их мужестве… Я думаю, что их желание освятить таможенный пост вполне понятно и справедливо. Это тоже дело Церкви.

– Это я к вопросу о месте Церкви в современном обществе.
– Когда Церкви стали доступны многие уголки нашей общественной жизни, на Байконуре появился свой храм. И космонавты сами приходят к священнику с просьбой, а не батюшка им навязывался и предлагал освятить космический корабль. Если после освящения полет прошел успешно, то потом они всегда будут свои ракеты освящать. Я знаю, что они очень стремятся к этому и с иконочками летают в космос.

– Судя по фотографиям, сделанным на МКС, у них там целый иконостас.
– Меня одна вещь поразила. Лет 6 или 7 назад я был в паломнической поездке на острове Корфу, у мощей святителя Спиридона Тримифунтского. К нетленным мощам святого приходят люди помолиться со всех уголков мира, над ракой висят серебряные лампады, оставленные в благодарность за свершившееся чудо и молитвенную помощь. И на каждой лампадке висит медальончик с изображением кораблей, подводных лодок, крейсеров, атомоходов и обычных рыбацких лодочек. Святитель Спиридон Тримифунтский, как и святитель Николай, помогает на море. Моряки, независимо от того, на сколь современном судне они бы не шли, попадая в шторм, обращались с молитвой к святому и получали помощь. Все это – свидетельства божественного участия в нашей жизни.

– В Таганроге есть межконфессиональный диалог?
– Межконфессиональный диалог должен быть в рамках решения какой-то общей проблемы, должны быть какие-то точки соприкосновения. Все представители традиционных религий, пребывающих в Таганроге, уважительно друг к другу относятся. Православные, католики и протестанты поздравляют друг друга с Пасхой и Рождеством Христовым. Я считаю, что это уже и есть диалог. Мы находимся в комплиментарных отношениях, да, это есть.

– Сектантов в Таганроге много?
– Вопрос тоже сложный. С точки зрения православия, любая другая религия – это искажение истины. С точки зрения закона, мы можем называть сектой ту или иную незаконную или тоталитарную религиозную деноминацию, которая деструктивно влияет на человека. То, что в Таганроге есть много представителей разных конфессий, не совсем традиционных для России, новообразованных, которые родились в последние 2-3 десятилетия или которые пришли из других стран – это факт. Но у Церкви никогда не было задачи с ними бороться, это задача государства, если такая структура по закону будет признана тоталитарной сектой.

Если человек выбрал для себя такое верование и говорит «Мне здесь хорошо», то у Церкви нет задачи вмешаться в его духовные искания и настаивать: «Нет, ты должен верить как мы». Это совершенно противоречит Евангелию. Церковь – это духовный корабль, на котором мы спасаемся в бушующем море жизненных скорбей. Преодолевая все трудности, достигаем главной цели – спасения своей собственной души.

– Вы уже несколько лет благочинный таганрогского округа, какую работу вы считаете самой важной на этом посту?
– Должность благочинного ко многому обязывает. Как представитель епархиального архиерея, он несет ответственность и перед архиереем, и перед людьми, которые живут на данной территории. Поэтому выделить какое-то направление и сказать – вот это для меня важно, будет неправильно. Важно все, абсолютно. И возрождение храмов, и работа с духовенством, и работа с общественностью. Все важно. Поэтому что-то  одно выделить просто невозможно.

– Незадолго до нашей встречи архиерейский собор, прошедший в Москве, принял определение о всеобщем прославлении святого Павла Таганрогского. Что это означает для таганрогских православных?
– Святой праведный Павел Таганрогский является покровителем не только Таганрога, но и всего юга России. Имя подвижника и наставника, дорогое для многих людей, являет пример святости и духовной жизни. Теперь он не только местночтимый святой в Ростовской-на-Дону епархии, но и признан всей православной церковью. С этого момента, по определению священного собора, имя старца Павла будет передано для молитвенного почитания во все поместные церкви. Имя святого с приставкой «таганрогский» будет известно во всем православном мире. Уверен, что это большое событие в духовной и культурной жизни города Таганрога.

– Для достижения этого результата было потрачено много сил и времени, насколько известно.
– Во-первых, существуют каноны и правила, по которым Церковь живет. К примеру, мученики причисляются к лику святых сразу за свой исповеднический подвиг. Сама смерть за Христа, стойкость в вере является свидетельством святости. В случае со старцем Павлом и другими подвижниками веры намного сложнее. Главным критерием святости является не только жизнь самого человека и свершения в ней. Самое важное – это непрерывное посмертное его почитание и посмертные чудеса.
Причисление к лику святых происходит по следующему алгоритму. Сначала его причисляют к местночтимым святым. Происходит это после тщательного изучения жизни подвижника, исторических документов, воспоминания его современников, посмертного почитания, а главное, свидетельств благодатной помощи, происходящих после молитвенного обращения к нему. Епархиальная комиссия по канонизации святых передает все имеющиеся у нее материалы в синодальную комиссию по канонизации святых Московского Патриархата РПЦ, и лишь после положительного решения высокой комиссии, по благословению святейшего Патриарха, на Священном Синоде принимается решение причислить подвижника к лику местночтимых святых.

Когда проходят годы и видно, что после прославления святого происходят дальнейшие чудотворения, исцеления, события, связанные с именем этого святого, поднимается вопрос о всецерковном прославлении. Для этого систематизируется вся имеющаяся информация о подвижнике, еще более тщательно подготавливаются все материалы. Особое внимание уделяется сведениям о благодатной помощи. У нас свидетельства не только из Таганрога, но даже из других стран, когда люди получали исцеление, благодатную помощь. Также важным является почитание святого в других епархиях, в виде служб, молебнов, написания икон. Ведется серьезная, кропотливая работа, чтобы собрать все материалы и предоставить их в синодальную комиссию. За годы работы над этим вопросом нами было собрано 16 томов документов, более 1700 страниц. Это огромная духовная и интеллектуальная работа большого количества людей, для которых имя старца Павла особо дорого.

– Пройдет много лет и люди будут говорить: был у нас такой благочинный, отец Алексей, он за годы служения сделал вот это и вот это. А чем бы вам хотелось запомниться?
– Достойным человеком. Человеком, который не стал для них причиной разочарования в Церкви и Боге. Это самое главное. Цель священника это не количество храмов, им построенных, не благоукрашение иконостаса, а именно созидание храма в душах людей.

Беседовал Алексей ФРИДМАН

1059 просмотра