По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия
ГлавнаяСтатьи"Духовные основы жизни" В.С. Соловьева как феноменология православной духовности

"Духовные основы жизни" В.С. Соловьева как феноменология православной духовности

  0  фотографий
0 видео

 Произведение великого русского философа Владимира Соловьева «Духовные основы жизни» явилось отражением важной вехи не только его творчества, но и всего процесса развития его личных отношений с Богом. Размышления автора о судьбах России в историческом и геополитическом контексте привели его к осознанию необходимости великой преобразовательной работы каждой отдельно взятой личности над собой, чтобы достигнуть через это одухотворения всего общества. Именно этой проблеме философ и посвятил свою знаменитую работу. Придавая важное значение христианскому духовно-нравственному устроению, автор понимает, что духовное совершенствование человека должно происходить в условиях окружающего мира, поэтому слова, которыми философ завершает предисловие к своему сочинению, можно считать постановкой задачи, достижению решения которой и посвящен его труд: «Итак, личная и общественная религия в теснейшей связи между собою обращаются к каждому человеку с такими заповедями: молись Богу, помогай людям, воздерживай свою природу, сообразуйся внутренно с живым Богочеловеком Христом, признавай Его действительное присутствие в Церкви и ставь своею целью проводить Его дух во все области человеческой и природной жизни, чтобы сомкнулась через нас богочеловеческая цепь мироздания, чтобы небо сочеталось с землёю».[1]

Путь философа к познанию истины

        Личность Владимира Сергеевича Соловьева, одного из самых ярких, известных русских религиозных философов, во все времена вызывала споры. Одни исследователи его творчества называли его пророком, другие — едва ли не еретиком. Путь к познанию Истины для этого великого человека был действительно непрост. Но все научные искания и жизненные разочарования, на фоне общего тяготения к Православию, под конец жизни привели его к исповеди у православного священника и причастию. Великий русский философ закончил свою жизнь в мире с Церковью[2].

        В поздние годы жизни вера ученого стала приобретать церковные черты, своей жизненной задачей философ считал философское «оправдание веры отцов» и служение истинному христианству. Первоначальное стремление раскрыть средствами философски просвещенного разума содержание христианской веры, и затем осуществить истинное христианство в жизни, преодолев ее темные стороны с помощью реформ, сменилось качественно иным взглядом на христианскую жизнь, который и воплотился в книге «Духовные основы жизни», увидевшей свет в 1884 году. Это произведение называют  «светлой книгой о вере, благодати, молитве, посте, милостыне, таинствах, церковной жизни, грехе и смерти»[3].

        По мнению современного исследователя К.М. Антонова, работа «Духовные основы жизни» раскрывает феноменологический аспект всей философии религии Соловьева, главный метод которого заключается в прояснении смысла, логической структуры и взаимосвязи основных религиозных феноменов[4]. Само произведение представляет собой попытку показать образцовый духовный путь человеческой личности, проясняет смысл и соотношение основных элементов религиозной жизни человека: молитвы, поста, жертвы, милостыни, предстающих как моменты целостного акта религиозного обращения[5].

Основы личного благочестия

        Это утверждение легко проиллюстрировать посредством текста самого произведения. Так, раскрывая суть такого основополагающего понятия духовной жизни, как молитва, автор изображает ее как следствие сердечного отвращения человека от зла и инструмент, с помощью которого можно получить помощь в преодолении этого зла. Для того, кто ищет добра и понимает, что в себе самом его нет, естественным является стремление обратиться к сущему добру, к Источнику всякого добра. По словам Соловьева, «верить в божественный источник добра и молиться Ему, отдавая Ему свою волю во всём, есть истинная мудрость и начало нравственного совершенства». Бог, Который вечен и существует Сам в Себе, не может быть доступен человеку до тех пор, пока он живет по своей воле. Так же как неизменное солнце дает видимость вещей прозревшему, Бог открывается желающему того, чтобы Он стал существовать для него. Свои утверждения ученый подтверждает не одними только философскими заключениями, но текстом молитвы Господней, подробно объясняя ее суть и показывая, как в ней раскрывается жажда Божественного присутствия в человеке, жажда освящения этим присутствием как духовной, так и материальной сторон жизни человека.

        Для человека, пожелавшего жить по-Божии, это желание становится только первым шагом на пути своего духовного устроения. Но этот шаг многое меняет. В.С. Соловьев утверждает в своем произведении, что совершить что-либо   противное воле Божией можно только поддавшись искушению, в то время как человек безбожный для творения зла в искушениях не нуждается, но творит зло вследствие испорченности своей человеческой природы. Над духовным же человеком, по словам автора, грех не имеет власти, хотя и возможность совершения греха сохраняется. Человек духовный может быть «увлечён грехом только тогда, когда грех представится как безгрешное и зло примет вид добра, в чём и состоит сила искушения»[6].

        От рассмотрения понятия о молитве автор переходит к тому, что является следствием молитвы, этого духовного единения с Богом – жертве и милостыни. По мнению философа, человек, имеющий духовную связь с Богом, становится промежуточным звеном между Творцом и остальными людьми, вообще всем творением. Соловьев замечает, что не всякое обращение к Богу имеет результатом благодатную нравственную связь, но способность человека творить дела Божии в мире свидетельствует о наличии такого взаимообщения Бога и человека. Человек, склонив свою волю к воле Божией, положив начало своей благодатной жизни в молитве, религиозный человек движется дальше, он вступает в новую религиозную связь с людьми. Эта связь устрояется на основании совершенной любви, о которой заповедал Господь ( «заповедь новую даю вам, да любите друг друга»). Способность проявлять любовь к людям выражается в благотворении, или милостыне.

        Автор делает вывод о том, что «истинная милостыня есть чисто нравственное, благодатное отношение к ближнему, как истинная молитва есть чисто-нравственное благодатное отношение к Богу». Вместе с этим он опровергает искаженные крайние отношения к такой добродетели, как милостыня, возникшие в современном ему обществе. Противников всякой милостыни, которые стремятся исключить принцип благотворительности из общественных отношений, Соловьев разделяет на две категории. Одни — приверженцы экономической свободы, не желающие ничем делиться, другие, которыми являются социалисты, отвергают милостыню потому, что сами желают взять чужое.

        Третьим из основных понятий об истинной христианской духовной жизни В.С. Соловьев видит пост. По его словам, «получив благодать Божию в молитве, мы передаём её ближним в милостыне… Но наши обязанности не ограничиваются одними людьми. Мы в долгу у всей той твари, которая ради нашего греха стенает и мучится доныне»[7]. Началом распространения Божией благодати на живую природу и на весь наш мир автор полагает личную прямую обязанность о собственном теле, «ибо каждый в собственном теле может содействовать искуплению всемирного тела»[8].

        В «Духовных основах жизни» выделяются автором три вида поста. Первым является пост духовный, как воздержание от самолюбивых и властолюбивых действий, отказ от власти и славы человеческой. Вторым – пост умственный, как воздержание от односторонней деятельности ума, «от нескончаемых вопросов, без толку и без цели предлагаемых»[9]. И третьим – пост чувственной души, который должен быть выражен в воздержании от чувственных наслаждений. Интересно, что при этом разделении автор сообщает, какому сословию тот или иной вид поста особенно необходим.

        Следует обратить внимание на признание писателем невозможности сразу достичь истинного результата поста. Но он настаивает на обязанности человека постепенно идти к поставленным целям, ослабляя и уменьшая безблагодатные стремления своего естества. Здесь автор видит мудрость св. Церкви, которая, «не требуя безусловного воздержания, признаёт много степеней и видов физического поста»[10].

         «Молись Богу с верой, делай добро людям с любовью и побеждай свою природу в надежде будущего воскрешения» — такой итог подводит философ описанию духовных обязанностей всякого христианина, и во второй части своего произведения предлагает перспективную задачу индивидуального духовного устроения – преображение мира, который лежит во зле. Автор искусно изображает сущность нашего тленного мира, смысл его существования, а также то, как через взаимодействие человека и Бога этот мир может сочетаться с Божественным началом. По словам Соловьева, «для того, чтобы божественное начало действительно одолело злую волю и жизнь человека, необходимо, чтобы оно само явилось для души как живая личная сила, могущая проникнуть в душу и овладеть ею; необходимо, чтобы божественный Логос не влиял только на душу извне, а родился в самой душе, не ограничивая и не просвещая только, а перерождая её»[11].

Личность, общество, христианское государство

        Центральной идеей второй части произведения является рассмотрение откровение замысла Божия о мире, который исполнился во Христе, пришествие Которого обусловила возможность внутреннего единства каждого со всем. «И Слово плоть бысть и вселися в ны» — цитирует слова Священного Писания автор. Реальным способом вхождения в это внутреннее единство являются таинства; сущности христианских таинств философ уделяет особое внимание, а вместе с ними – сущности Церкви как формы религиозной жизни христианского человечества. Автор рассматривает Церковь в трех ракурсах: 1) как множественность отдельных людей 2) как единую образующую форму, соединяющую их в одно целое, и 3) «всеединое действие Духа Божия, которым живёт и движется это целое во взаимодействии всех частных даров и служений»[12]. Пребывая в единстве со всем посредством Церкви, человек находится в истинной целостности, и именно в этом состоянии для него становится возможным воспринять Божество. Из этого следует, что во всей полноте обожествлённый человек есть человек соборный, т.е. пребывающий во вселенской Церкви. Тот же человек, который желает вне Церкви достигнуть божественного достоинства, является воплощением лжи.

        В завершение своих размышлений автор обращается к понятию христианского государства. Он высказывает идею о том, что только христианская религия может дать истинный смысл и значение государству. Автор справедливо замечает, что «пока государство было всё, общество было ничто. Но как только цель жизни была поставлена выше государства, так живые силы общества освобождаются, перестают быть рабами государства»[13]. Государство здесь представляется одной из первых ступеней на пути к высшему единению. Возможность пройти этим путем, по словам В.С. Соловьева, дана каждому человеку в христианстве: «Личность, внутренно освобождённая благодатью Христовой, должна прилагать эту свободу к делу создания христианского общества»[14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Произведение В. С. Соловьева «Духовные основы жизни» явилось ярким и доступным по своему изложению введением в духовную жизнь; в нем автор вместе с рассмотрением основных понятий, относящихся к духовной жизни каждого христианина, раскрывает смысл духовной жизни личности в перспективе всего человечества: христианство, Церковь, христианское государство и общество. «Когда мы ощутили сердечное отвращение от зла, господствующего в мире и в нас самих, когда мы делали усилия, чтобы побороть это зло, и опытом убедились в бессилии нашей доброй воли, — тогда наступает для нас нравственная необходимость искать помощи другой воли, — такой, которая не только хочет добра, но и обладает добром и, следовательно, может сообщить и нам силу добра. Такая воля есть, и, прежде чем мы поищем ее, она уже находит нас. Она извещает о себе нашу душу в вере и соединяет нас с собою в молитве», — этими словами автор начинает свою работу, но они же могут стать началом духовной жизни в Боге для многих читателей.

Литература:

  1. Соловьев В. С. Духовные основы жизни, Изд. «Жизнь с Богом» https://books.google.ru/books?isbn=5458302788— 1953 — ‎Religion с.133
  2. Василенко Л. И. Введение в философию религии. ПСТГУ, 2009.
  3. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике. XIX-начало XX в. – М.:ПСТГУ, 2009.
  4. Ермишин О. Т. Философия религии. — ПСТГУ, 2012.


 



[1] Соловьев В. С. Духовные основы жизни, Изд. «Жизнь с Богом» https://books.google.ru/books?isbn=5458302788— 1953 — ‎Religion с.133

[2] Василенко Л. И. Введение в философию религии. ПСТГУ,2009. www.mpda.ru/publ/text/245152.html

[3] Там же

[4] Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике. XIX-начало XX в. –М.:ПСТГУ, 2009.

[5] Там же

[6] Соловьев В. С. Духовные основы жизни, Указ. соч. с.42

[7] Соловьев В. С. Духовные основы жизни, Указ. соч. с.62

[8] Там же, с.62

[9] Там же, с.64

[10] Соловьев В. С. Духовные основы жизни, Указ. соч. с.65

[11] Там же, с.42

[12] Там же, с.102

[13] Соловьев В. С. Духовные основы жизни, Указ. соч. с.131

[14] Там же, с.133

Иерей Михаил Гапоненко,

преподаватель ДДС

637 просмотра