Четверть века служения своему народу и Богу. Что значит быть священником-ассирийцем?

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Четверть века служения своему народу и Богу. Что значит быть священником-ассирийцем?


Клирик Русской Православной Церкви, этнический ассириец протоиерей Даниил Азизов, настоятель Старо-Покровского храма Ростова-на-Дону, уже более 25 лет окормляет православных ассирийцев Дона

О судьбе своего народа и о том, какое значение имеет христианство в сохранении этноса

Судьбу ассирийского народа нельзя назвать простой, он пережил не один геноцид. Ассирийцам, как и людям других национальностей, жившим в СССР, было непросто сохранить свою веру. Власть всеми силами пыталась изгнать из людского сознания Бога. Несмотря на это ассирийцам, возможно не в полной мере, но удалось сохранить религию предков на генетическом уровне. Ведь старики, которые помнили ужасное бегство из Турции и переселение из Ирана, рассказывали об этом внукам. В те страшные времена предки многих предстали перед Богом как мученики и исповедники Христовы. Но и сегодняшнее поколение продолжает с болью смотреть в сторону Ближнего Востока, где земляки по сей день свидетельствуют кровью о своей вере.

Священники на Ближнем Востоке – настоящие исповедники, они служат, ежечасно ожидая, что в них могут бросить бомбу, может произойти теракт. Это вынуждает ассирийцев переселяться из тех земель, где их историческая Родина. Но многие священники и епископы Ассирийской Церкви Востока не выезжают оттуда, обосновывая это тем, что пока последний ассириец не покинет эти места, они не оставят своего служения. 

Ассирийский народ становится гонимым практически сразу после утраты государственности. Но процесс гонения и рассеяния не прекращается и поныне. О чем, например, свидетельствует нынешняя ситуация в Ираке и Сирии, где живут самые большие ассирийские общины. И причины остаются теми же, что и всегда: война и религиозный фактор. 

Характерная особенность формирования ассирийского этноса заключалась в том, что не государственность играла роль этнообразующего элемента, а религиозный институт - христианская церковь. Не имея Отечества, светских руководителей, ассирийцы объединялись церковью, религиозным руководством. История ассирийского народа после уничтожения его государства – это история гонений и рассеяния по всему миру. Но народ, при отсутствии  собственной территории, все-таки уничтожен не был. Это редчайший пример в истории, когда государства давно уже нет, а этнос до сих пор существует и, несмотря на территориальное разделение, сохраняет свою общность. Сегодня ассирийская этническая группа насчитывает 3-4 млн. человек, рассеянных по всему миру. И я уверен в том, что мой народ не ушел с исторической арены благодаря принятию христианства. Вообще христианство всегда было очень значимым фактором в самоощущении нашего народа. Под влияние ислама попал очень небольшой процент ассирийцев, в основном те, кто был насильно исламизирован. 

Эмигранты всегда объединялись вокруг храмов. Иоанн Сан-Францисский собрал русскую эмиграцию в Америке вокруг собора – там проходили культурные мероприятия и молодежные встречи,  это дало возможность сохранить свои самобытные черты, не ассимилироваться. Во Франции наши эмигранты, которые уже не говорят по-русски, все равно находятся рядом с православными храмами и это дает им осознание причастности, исторической преемственности, источник знаний, связь с предками, Родиной, позволяет не раствориться во французской среде, имея русские фамилии и осознавая свою причастность к Русской Православной Церкви. Прямая параллель – ассирийцы: так как страны нет уже много веков, казалось бы, нация должна была уже рассыпаться, раствориться, но удивительным образом этот народ сохраняется. В этом, я думаю, особый промысел Божий. Те народы, которые жили рядом, уже исчезли, – эламиты, мидийцы. А ассирийцы живы, и с момента принятия христианства в I веке они пронесли его достойно до сегодняшнего дня. Жили в окружении мусульманского народа, на территории Ирака, Ирана, не ассимилировались, но сохранили веру, собирались вокруг ассирийских патриархов, среди них наиболее известный Мар Шимун, не только духовных лидеров, но водителей целого народа. И сегодня в Ассирийской Церкви Востока Патриарх играет огромную роль. 

Будучи переселенцами и беженцами, ассирийцы разделяли судьбу тех земель, на которых вынуждены были жить. После революции 1917 года среди репрессированных священников были и ассирийцы. Во время Великой Отечественной войны ассирийцы воевали против фашистской Германии, среди представителей ассирийского народа - два Героя Советского Союза. 

Сегодня большинство российских ассирийцев – православные. Они органично влились в Русскую Православную Церковь, став верными ее чадами. Спасаясь от геноцида, ассирийцы нашли новую Родину, Российская империя дала убежище и надежду, и каждый представитель этого древнего этноса всегда понимал и понимает сейчас, каким великим благодеянием это стало для народа.

О служении своему народу

Во время обучения в Ставропольской семинарии, в 1993-м году, я стал священником, и тогда же моя пастырская жизнь свела меня с первыми ассирийцами, которые жили в Ставрополе, родом из Армении. Они пришли ко мне крестить маленького сына и отца семейства – это было большое событие. И вот на протяжении десятилетий мы поддерживаем отношения, мальчик, конечно же, вырос, отслужил в армии и сегодня является членом Церкви, это очень отрадный факт.

Не так давно ездил в  Ставрополь с рабочим визитом и навестил эту замечательную ассирийскую семью. Их младший сын сейчас студент Ставропольской семинарии, и я верю, что в дальнейшем он станет священнослужителем. Причем, в отличие от меня, у него есть большое преимущество, он знает ассирийский язык, а я по себе знаю, насколько для каждого ассирийца важно услышать родной язык во время богослужения. Недавно мне подарили  служебник, Литургию на ассирийском с русской транскрипцией, и теперь когда  на богослужение приходит большое количество ассирийцев, возгласы мы тоже даем на ассирийском. Также на Литургии в день Воскресения Христова Пасхальное Евангелие читается на многих языках, в том числе и на ассирийском.  

В знаковые для нашего народа даты в храм приходит особенно много ассирийцев: это дни памяти ассирийских мучеников, которые погибли во время  геноцида за свою веру, за Христа. В прошлом году мы устроили большое мероприятие, похожее на акцию «Бессмертный полк». Люди принесли с собой фотографии своих предков, а мы распечатали поистине страшные снимки, отражающие весь ужас геноцида, развесили их в нашем храме и вместе с пришедшими совершили панихиду, вспоминали, плакали. Считаю, что это очень важно – чтить память и не забывать о наших предках.

О чудесах

Когда я был настоятелем одного из храмов города Новочеркасска, ко мне приехал глава одной ассирийской семьи, почитаемый человек, и сбивчиво пытался мне объяснить, что случилась какая-то беда. В итоге мы вместе отправились туда, куда он меня звал, но объяснить что-либо у него не получилось, его состояние на тот момент было шоковым. Доехали до места, это была больница, и я понял, что беда случилась с его внуком. Через несколько минут я уже знал всю историю: ребенок купался в аквапарке,  каким-то образом захлебнулся и впал в кому.

Малыш, подключенный к аппарату искусственного дыхания, лежал без сознания, в палате остались только я и медперсонал, родственники ждали за дверью. Понимая, что воздвигать больных – это не про меня, начал искать в требнике необходимое в данной ситуации, но от волнения сосредоточиться просто не мог. Попытка прочитать молитвы на память также не увенчалась успехом. Одна из медсестер, заметив замешательство молодого священника, подошла и сказала, что необходимо время, чтобы понять, сможет ли справиться молодой организм и вернется ли ребенок в сознание. К сожалению, только в подобных ситуациях можешь в полной мере понять, что ровным счетом от тебя ничего не зависит и помочь может только Бог. Перед тем, как выйти из реанимации, я попытался обратиться к Господу, как умел: сумбурно, неуклюже и несколько бессвязно. Перекрестив ребенка, я отправился на выход – к тем, кто с трепетом и надеждой ожидал моих действий. Но не успел я выйти из палаты, как мальчик открыл глаза и закричал, сразу же началась суматоха: забегали врачи и начали совершать все необходимые манипуляции. В тот момент я просто опешил, так как совершенно не ожидал такой быстрой обратной связи от Того, к Кому так неумело обратился. Реакцию родственников описывать нет необходимости. Снова были слезы, но в этот раз от счастья, и благодарность «чудотворцу». Еще долгое время все находились под впечатлением от произошедшего, но, к счастью, в кратчайшие сроки удалось погасить восторги от моих «сверхспособностей». Сегодня мы встречаемся на национальных праздниках, и мне всякий раз приятно видеть мальчика, который уже совсем взрослый человек. При встрече мы иногда вспоминаем ту историю. Хочется пожелать ему, чтобы, как и раньше, он был храним Богом. 

Был в моей церковной жизни еще один, несколько курьезный случай. Как-то в храм пришла ассирийка, они с мужем долго не могли родить ребёнка. Женщина   попросила меня помолиться. Это одна из тех ситуаций, когда ты не знаешь, что ответить, и говоришь что-то хорошее и доброе: я успокоил и сказал, что ребенок у них  обязательно родится. При этом попросил, что если будет мальчик, то назовите его Маруф. Почему именно так? Как раз незадолго до этого я прочитал его житие, святой был епископом и служил среди ассирийцев. И вот совсем недавно на ассирийском празднике, проходившем в городе Новочеркасске, ко мне подошла женщина с внуком. Она подвела его ко мне и спросила меня, узнаю ли я ее или нет. Честно ответил, что не узнаю, на что она улыбнулась и назвала имя внука – Маруф. Я сразу все вспомнил. 

Об удивительных встречах 

В своей пастырской жизни я встретил удивительного человека – Михаила Садо. В ассирийском мире и в среде выпускников Ленинградских духовных школ это, не побоюсь сказать, легендарная личность. Он многое претерпел в своей жизни, преподавал еврейский язык в Ленинградской духовной семинарии, это человек энциклопедических знаний, а главное, что он положил свою жизнь на поиски безвинно убиенных, репрессированных ассирийцев, которые сгинули в лагерях и о  которых никто ничего не знал. Михаил Юханович вел большую работу в архивах КГБ,  затем его сын архимандрит Стефан (Садо) продолжил дело своего отца и выпустил большой справочник - мартиролог, с его помощью можно найти близкого человека и его краткую историю, родственника с ассирийскими корнями. Я нашел в этом сборнике своего деда, он был беженцем из Турции и разделил ужасную судьбу ассирийского народа – геноцид. Знакомые ассирийцы  просят найти в подаренном мне отцом Стефаном сборнике своих предков, и, действительно, большинство из них нахожу. Труд Михаила Юхановича Садо и его сына архимандрита Стефана колоссален и бесценен для ассирийского народа.

В 2014 году по приглашению Патриарха Московского всея Руси Кирилла нашу страну посетил Патриарх Ассирийской Церкви Востока - Мар Дынха IV. Это был не первый его визит в Россию, он уже бывал здесь во времена Советского Союза. По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия мы должны были встречать ассирийского Патриарха на территории нашего Старо-Покровского храма. Его сопровождали практически все иерархи Ассирийской Церкви Востока, в том числе и митрополит Мар Гиваргис, нынешний Патриарх. 

Тогда, в 2014 году, в стенах нашего храма из уст Патриарха Мар Дынхи IV прозвучала молитва на ассирийском языке. После общения с ним и участниками делегации у меня сложилось впечатление, что это люди, которые являются носителями именно древнего христианства, необыкновенно обходительные, тактичные, деликатные и культурные. Прежде чем что-то сказать, они несколько раз хорошо подумают, наверное, это особенность восточных людей. Несмотря на то что мы находимся в разных Церквях, юрисдикциях, Патриарх, обращаясь к ассирийцам, когда мы все вместе находились на церемонии закладки ассирийского храма святого Иоанна Крестителя, сказал, что самое главное в нас -  не принадлежность к той или иной конфессии, а то, что во всех нас течет кровь наших предков, нас связывают общие святые и, главное, – Христос, Ему мы все служим и к Нему стремимся.

По моему впечатлению, этим людям удалось сохранить искреннюю приверженность к Богу, поскольку они не отступили от Господа, и сегодня они умирают с именем Христа, несмотря на все страдания и преследования в истории народа.

Надо сказать, что в православном мире священников-ассирийцев около десяти человек. В России сегодня нас двое, но, надеюсь, что вскоре  будет пополнение. Я уже упоминал о студенте Ставропольской семинарии, также еще есть выпускник семинарии, который сегодня несет ответственное послушание в Москве.  Два священника – на территории Украины,  один — в Грузии, это что касается ближнего зарубежья.  В Ираке и США также есть священники-ассирийцы, мы принадлежим к разным патриархатам, но все являемся православными.

Однажды по приглашению архимандрита Серафима (Бит-Хариби) мы –  четыре священника-ассирийца – приехали на праздник тринадцати ассирийских отцов в монастырь, который находится в ассирийской деревне Канда на территории Грузии. Она всего в двадцати километрах от Тбилиси и  считается одной из самых  крупных, там проживает около двух тысяч ассирийцев. Отец Серафим  - настоятель монастыря - замечательно исполняет псалмы на арамейском языке - языке Христа. И туда приходят, приезжают молиться не только этнические ассирийцы, но и паломники абсолютно разных национальностей со всего мира. В тот праздничный день мы впервые совместно совершили богослужение в присутствии   сотен прихожан и паломников. Конечно, я был пленен тем приемом, это был некий микс из  ассирийского и грузинского гостеприимства, единства и дружелюбия.

Когда я вернулся в Россию, то долгое время находился под впечатлением и решил вскоре вновь поехать в Грузию, но вместе с ассирийской молодежью из Ростова. Я хотел, чтобы они тоже прикоснулись к традиции, побывали на праздничном богослужении в монастыре тринадцати ассирийских отцов. И вот в августе 2017 года  мы совершили паломничество и приняли участие в  чтимом среди ассирийцев празднике – Шара Мат Марьям, нам он известен как Успение Божией Матери. Помолились, многие ребята причастились, во время нашей поездки мы смогли посетить храмы  и монастыри Грузии, в которых покоятся мощи святых ассирийских отцов - именно они в V веке проповедовали христианство в  Грузии.

После нашей поездки в Грузию был ответный визит: в Ростов приехал схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). В воскресный день он возглавил Литургию в Старо-Покровском храме. Литургия тогда совершалась на трех языках: церковнославянском, грузинском и ассирийском. За всю историю существования нашего храма я впервые видел такое количество людей, пришедших на богослужение: приехали сотни ассирийцев, русских и грузин не только из Ростова и области, но и Ставропольского, Краснодарского краев. Отец Серафим очень популярен и известен практически во всем мире. Из Грузии он привез в дар храму икону тринадцати ассирийских отцов с частицей святых мощей. Конечно, это была незабываемая служба.

В Ростове в конце 80-х жила ассирийка тетя Шура, на тот момент ей было 94 года. Четырнадцатилетней девочкой она покинула пределы Турции, спасаясь от страшного геноцида. После того, как она оказалась в Ростове, стала работать сапожником. Будучи в преклонном возрасте, тетя Шура, естественно, перестала ремонтировать обувь, но продавала шнурки и крем для обуви. Сапожная будка, в которой она работала, как раз стояла неподалеку от Ростовского кафедрального собора, поэтому каждое утро я проходил мимо тети Шуры. Мы с ней часто общались.  

Почти все переселенцы-ассирийцы были сапожниками. За этой работой нередко можно было встретить и женщин. Ассирийцы-сапожники для Москвы, например, были визитной карточкой.  Вот и мой отец тоже был сапожникам. Это ремесло передавалось из поколения в поколение. Когда я был маленьким, никто не сомневался, что и я продолжу семейное дело. С детства я видел, как происходит ремонт обуви, с отцом бывал в сапожных будках, их так называли. Наверное, поэтому я до сих пор помню, как сделать обувную набойку.

Родственники по линии моего отца тоже пережили геноцид. Знаю, что когда они бежали, одна из родственниц была беременна и, выбившись из сил, не могла двигаться дальше, турки догнали ее и убили.

Ассирийцы по сей день благодарны русскому народу и Русской Православной Церкви за возможность обрести новую Родину. На протяжении многих поколений ассирийцы, которые исторически относились  к Ассирийской Церкви Востока, попав в Россию, стали и являются чадами Русской Православной Церкви. 

К публикации материал подготовила

Евгения Фоминова,

журналист информационного отдела

Ростовской-на-Дону епархии