Иерей Михаил Гапоненко: «Молодежная работа – это постоянный поиск»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Иерей Михаил Гапоненко: «Молодежная работа – это постоянный поиск»

В преддверии Дня молодежи мы поговорили с руководителем отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии, настоятелем Татианинского храма при Донском государственном техническом университете иереем Михаилом Гапоненко о проектах отдела, о задачах юных миссионеров в современном мире, об отношении молодого поколения к истории и многом другом, что волнует и объединяет православную молодежь Дона. 

— Отец Михаил, охарактеризуйте современного православного молодого человека? Какие у него черты, достоинства и недостатки? 

- Православный молодой человек — это, собственно говоря, обычный молодой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных молодых людей. Он также развит физически и интеллектуально в той или иной степени, он имеет жизненные цели и профессиональные перспективы, он мечтает о создании крепкой семьи, он любит свое Отечество — в общем, все так же. Но есть одна, незаметная на первый взгляд, особенность. Знаете, вот в некоторых городах в парках, в зонах отдыха, стоят самолеты — в качестве украшения или достопримечательности. Этот самолет, стоящий в парке, абсолютно такой же, как тот, который стоит в начале взлетной полосы и начинает разбег перед взлетом. Самолеты одинаковые, но второй, готовящийся взлететь — более красивый. Его красота заключена в этой готовности, в перспективе оторваться от земли и лететь. 

Православный молодой человек — это обычный молодой человек, но который имеет такую красоту. Она — в его поступках, в его словах, в его мыслях, во внешнем облике, в отношении к родителям, сверстникам, к другим людям, даже к недоброжелателям. Эта красота — результат действия запредельной силы самого Господа Бога. Он ведет себя так, как будто у него есть какая-то внешняя подпитка, он как будто с другой планеты, он радостный там, где обычный человек грустит, он не унывает там, где другие отчаиваются. А еще — православный молодой человек это тот, кто этой красотой и радостью делится со всеми. Как искорка, которая воспламеняет все вокруг себя – вот таким он должен быть. Если человек таким станет в молодом возрасте, то таким он будет и тогда, когда станет более зрелым. Если у него с молодого возраста будет такая «зарядка», если он посвятит годы своей молодости на развитие этих качеств, то он станет настоящим православным христианином. 

Время молодости — очень ответственный период. Его можно сравнить с десятиной. Молодость – это десятая часть нашей жизни, которую нужно посвятить Богу, чтобы вся остальная жизнь сложилась так, как надо. 

— Нарисуйте портрет «идеального миссионера». Какими качествами он должен обладать? 

- Идеален только Господь, а мы можем быть идеальными настолько, насколько стремимся Ему подражать. Миссионер – это тот человек, который изо всех сил любит людей и любит Бога больше всего на свете. Это не такой человек, который считает, что когда закончится 8-часовой рабочий день, то он перестанет быть миссионером. Это человек, который этим живет, который не может спокойно жить, пока знает, что кто-то где-то не имеет такой радости, которую имеет он. 

— Уже более трех лет вы руководите Отделом по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии. Какими были для вас эти годы? Что вы открыли для себя? 

- Главное открытие заключается в том, что молодежная работа – это постоянный поиск. Это не работа, которая совершается по инструкции, здесь – другое. Для Церкви, и вообще, для нашего общества «молодежь» — это новое понятие. 

Буквально 100-150 лет назад никто не задумывался о том, что есть какая-то специальная формация или социальный статус под названием «молодежь». Человек рос в послушании своим родителям, потом становился старше, женился, возлагал на себя ответственность за свою семью, вступал в какие-то отношения с другими людьми, шел в бой, то есть становился уже взрослым человеком. Когда он был маленьким, то нес ответственность перед родителями, когда становился взрослым, нес ответственность перед обществом. Когда наше общество вступило в период ослабления, разрушения семейных устоев, когда молодые люди стали противоставлять себя своей семье, входить с ней в конфликт, появилось такое понятие как «молодежь» — некая социальная группа, имеющая собственную субкультуру, понятия, интересы и пр. Это факт, и здесь ничего нельзя исправить. Люди, которые уже не несут ответственность перед своими родителями, не обязаны их слушаться в силу своего возраста, но при этом они еще не создали свою семью и находятся в свободном состоянии. Они сформировали свою собственную культуру, свой собственный формат общения, язык. 

Именно ХХ век стал тем периодом, когда у Церкви возникла необходимость обращаться к молодежи на понятном ей языке. Можно сказать, что это была апостольская задача: апостолы получили дар языков, чтобы быть понятными людям любой культуры, любого духовного уровня развития. И сейчас перед нами стоит такая задача – обращаться к этому «народу», говорящему на своем языке, живущем в своем культурном пространстве. Но вместе с тем ХХ век был переполнен различными катаклизмами, и времени подумать о том, как воспитывать молодежь, было очень мало. Поэтому сейчас мы находимся в состоянии поиска. 

Наша Церковь – это Церковь Предания. Прежде чем что-то сделать, мы смотрим на то, как делали предки, наши предшественники. А в плане молодежно-миссионерской работы у нас практически нет предания, поэтому сейчас Церковь в лице тех, кто занимается молодежной работой, постоянно ищет: в одной епархии одним образом ведется молодежная работа, во второй – по-другому. Это зависит от того, какой имеется контингент молодых людей, а так же от того, какие люди ведут эту работу. В каждом случае свой подход. Поэтому, традиционные для нашего времени споры о том, что кто-либо неправильно, не так как нужно работает с молодежью, не имеют под собой серьезного основания, и поэтому часто ничем результативным не завершаются. Когда миссионер идет вперед, он не знает, что его ждет. Он переселится в другую страну, и как там сложится его судьба, как люди будут его слушать, будут враждовать с ним или дружить — это неизвестно. Он будет подстраиваться под местных жителей, пытаться быть им понятным, он будет стараться доносить им то, ради чего к ним пришел. 

Так и в работе с молодежью — основная задача это поиск. Причем, чем больше этим занимаешься, тем масштаб этой задачи становится более очевидным. Даже внутри молодежи, как отдельной культуры, существует много формаций, много субкультур, направлений. Существуют в ней и разные уровни отношения к Церкви: от лояльных, интересующихся людей до совершенно воинствующих. Поэтому это, действительно, поиск. Когда человек приходит в Церковь, у него появляется восторженность, желание все в своей жизни поменять, отключиться от этого мира, в котором раньше жил, общаться только с православными, верующими людьми, быть в их среде. Возникает замкнутость и ощущение того, что все эти нецерковные люди вообще не нужны – пусть они там сами спасаются, а мы тут такие классные, православные, у нас общие интересы, мы пьем вместе чай, занимаемся чем-то вместе, молимся. На какой-то момент времени и у меня в свое время произошел такой отрыв, и внешняя молодежь казалась мне чем-то неинтересным. А сейчас за последние два – три года по роду своего служения мне приходится сталкиваться близко с молодежью нецерковной, не понимающей ничего ни в духовной жизни, ни в Церкви. И я для себя с большим удивлением обнаружил как много сегодня просто хороших молодых людей, таких, которым нужно только немного помочь, направить, и они сами пойдут в правильном направлении. 

Удивительно, но в 90-е годы, которые называют «лихими», когда, как говорят, все было так плохо, безнравственно, выросло много молодых людей с четкими понятиями, убеждениями. И им нужно просто показать, что есть другая жизнь. Даже если они впадают в какие-то искушения, которыми сейчас живет мир, им просто нужно показать, что есть что-то другое. И для этого нужно много наших людей, готовых показывать другое. Вот это было для меня открытием. 

— Одним из проектов вашего отдела является экскурсионно-паломнический проект «Путь» (победитель конкурса грантов «Православная инициатива-2017»), в котором принимают участие студенты вузов города и представители православной молодежи Дона. Какие отзывы о поездках по святым местам оставляют студенты? Можно ли говорить о том, что после таких путешествий что-то меняется в их мировоззрении? 

- Идея таких поездок появилась тогда, когда мы получили первые результаты встреч, дискуссий и личных бесед. Уже несколько лет мы стараемся завершать наши встречи анонимным анкетированием. Ребята отвечают на разные вопросы таким образом, чтобы нам было понятно, с кем мы имеем дело: какие у них есть убеждения, жизненные принципы. И в том числе в анкетах был вопрос о том, почему, с их точки зрения, молодежь неохотно идет в Церковь. Чаше всего среди причин – незнание, что такое Церковь. Она кажется для молодого человека чем-то далеким, и он думает: я не знаю порядков, не знаю правил, да и вообще я привык жить без Церкви, мне и так хорошо. 

Участие в экскурсиях и поездках дало нам возможность немного вырвать молодых людей из круговорота текущих событий и занятости студенческой жизни. Когда мы вместе выезжаем на автобусе и проводим вместе день или несколько дней в неформальной обстановке, и при этом студенты понимают, куда они едут и с какими целями – это имеет определенный эффект. Поэтому уже несколько лет мы практикуем такой формат: сначала встречаемся, знакомимся со студентами, приглашаем их на мероприятия, встречи, беседы на интересующие их темы, а потом в финале приглашаем в поездку. Мы едем по святым местам, где сконцентрирован духовный опыт нашего народа. В пути мы знакомимся ближе и, повторюсь, студенты едут туда уже хорошо понимая, куда и для чего они направляются, они своими глазами видят то, о чем мы говорили на беседах. 

Возвратившись, мы не навсегда прощаемся с этими ребятами – все желающие оставляют свои телефоны, начинают участвовать в наших социально значимых мероприятиях. Это не означает, что человек после этого сразу пришел в Церковь и стал молиться и участвовать в богослужениях, ведь это – осознанный жизненный выбор каждого. Но, я уверен, что благодаря таким встречам и поездке, 99% стереотипов, которые у молодых людей относительно Церкви и церковной жизни, разрушились. Теперь остается только проявить решимость, желание шагнуть еще немного вперед и дальше – уже дело самого человека. Мы молимся за него. В дороге студенты, конечно, задают вопросы. Например, если мы едем, чтобы поклониться мощам угодника Божия, возникает разговор о поклонении мощам. А это очень непростой разговор. Мы начинаем с темы о состоянии человеческой природы после грехопадения, продолжаем темой преодоления физического и духовного тления, и, конечно же, говорим об Иисусе Христе, о жертве, которую он принес за наши грехи, как остановил это тление и призвал нас всех стать соучастниками в этом преодолении. Это серьезный вопрос, о котором приходится говорить даже в автобусе с помощью микрофона. Об этом мы рассказываем, например, по дороге в Троице-Сергиеву лавру и после уже осознанно прикладываемся к раке преподобного Сергия Радонежского. 

Конечно, я понимаю, что за короткое время поездки трудно изменить свою жизнь, но изменить свое отношение к духовной жизни возможно. В конце поездки мы просим молодых людей заполнить анкеты, в которых они также описывают свои впечатления, личные изменения, которые в них произошли. И некоторые пишут о том, что даже если изменений не было, то, по крайней мере, появилось ощущение, что они должны произойти. Этот проект мы планируем развивать дальше, ведь он уникальный. В отличии от традиционного паломничества, в которое едут верующие люди по собственной инициативе для того, чтобы помолиться в святых местах, студенты ехать сами никуда не планируют. Здесь инициатива за нами — мы сами предлагаем им эту поездку и организуем ее. И только после первой поездки у молодых людей возникает собственное желание отправиться в паломничество снова. 

— Еще одним большим проектом вашего отдела является молодежный миссионерский фестиваль «Стереотипы». Как связаны между собой молодежный фестиваль и миссионерская работа? 

- По ходу проведения многих опросов мы выяснили, что существует целый ряд стереотипов, которые преграждают путь молодому человеку в Церковь. Они сформированы каким-то внешним способом с помощью СМИ, влияния современного общества и пр. Человек может сам не замечать, что от или иной стереотип есть у него нем, ему кажется, что он все обо всем знает. И чтобы помочь перешагнуть через стереотип, нужно его обнаружить, указать на него. 

Сегодня распространено так называемое клиповое мышление, поэтому для того, чтобы заставить человека о чем-либо задуматься, нужна такая яркая вспышка. Здесь уже недостаточно просто дать книгу, нужно привлечь внимание, например, с помощью концертной, творческой деятельности. Мы приглашаем православные творческие группы, они показывают номера, которые помогают разрушить тот или иной стереотип. С прицелом на эту задачу выстраиваем сценарий и готовим текст для ведущих. 

Наш фестиваль, предложенный для массового зрителя, — это попытка задуматься о том, что все не так, как кажется на первый взгляд, а может быть — совершенно по-другому. О том, например, что в Церкви – не только бабушки, и что Церковь – это не институт для наказания или комбинат по оказанию услуг. Это – жизнь, в том числе насыщенная и радостная жизнь молодых людей, переполненная различными важными делами, которые нужны, в первую очередь, для тебя. В этом заключается миссия фестиваля. Сам фестиваль и сам концерт – он как провод, а вот что будет по этому поводу передаваться – это уже наша миссионерская работа. 

— В феврале 2017 года вы провели большую Сретенскую православную молодежную конференцию, которая была посвящена урокам истории минувшего столетия и собрала интереснейших лекторов. Какие цели ставили перед собой организаторы этой конференции? Каково отношение молодежи к событиям 1917 года? 

- Современное общество все больше склоняется к тому, чтобы жить сегодняшним днем, не оглядываясь назад, хотя это неправильно. Человек, для того чтобы выстроить свою жизнь благополучно, всегда обращается к своим родителям, берет благословение и старается поступать так, как его родители или не допускать ошибок в своей жизни, которые совершили предшествующие поколения. Это давало человечеству возможность развиваться. Когда мы учимся на ошибках предшествующих поколений, то используем и приумножаем знания и опыт для будущего поколения. 

Поэтому современный молодые люди должны проявить не просто интерес, а любовь к истории, важно внимательно историю прочитывать, научиться видеть, чем жили наши предшественники и применять их опыт. Нынешнее столетие после октябрьской революции для нас знаковое, потому что мы сейчас живем в очень похожей ситуации. В плане духовного состояния нынешнего общества можно провести много параллелей с 1917 годом. Такая холодность по отношению к собственной вере и своим убеждениям, безразличие к духовным вопросам, которое есть сейчас, ни к чему хорошему не приводит. В наших силах, особенно в силах молодежи, что-то в себе изменить, для того чтобы не попасть в ту ловушку, в которой оказалось предыдущее поколение и так много лет расплачивалось за это. 

 Почему мы говорим, что это в силах молодежи? Потому что это люди, которые не обременены какими-то привычками, заскорузлыми привязанностями, им достаточно легко в себе что-либо изменить. Конечно, гораздо проще катиться вниз по наклонной, но надо стремиться к лучшему, для этого у молодого человека есть много возможностей. 

Сегодня наша Церковь предоставляет всем нам примеры исповедничества новомучеников и исповедников 20 века. Это очень важное подспорье, потому что подвижники недалекого прошлого нам близки. Задача священников и наставников молодежи сегодня состоит в том, чтобы активно знакомить молодых людей с ними. В этих историях очень мало чего-то яркого по сравнению с описаниями жизни великих святых, которые можно сравнить с легендами. Обстоятельства жизни и духовного подвига новомучеников напротив — очень нам близки, они похожи на ту ситуацию, в которой находимся мы сегодня, поэтом необходимо быть знакомыми с историческим опытом 20 века, важно владеть им и чувствовать его. 

- Уже больше года в Татианинском храме при ДГТУ раз в месяц проходит «Молодежная» литургия, на которой молятся об умножении любви. Какое значение она имеет для православной молодежи Дона? 

-  Сразу хочу сказать, что «Молодежная» литургия это обыкновенное, традиционное для Церкви богослужение. Иногда у нас спрашивают: как же так? у вас новый вид литургии?.. Да, наша Церковь традиционна. Церковные традиции и правила дают возможность сохранять стабильность и являться указателем духовного пути, поэтому мы чтим и сохраняем их. Но очень часто в бытовом смысле церковные традиции выражаются в том, что в храме принято видеть одних и тех же людей на клиросе и в алтаре. Остальные — просто заходящие и уходящие люди, сторонние наблюдатели богослужения. 

Может возникнуть вполне резонный вопрос: зачем каких-то других людей подключать к участию в богослужении, зачем менять алтарников, если есть же уже те, которые все знают и понимают, которых не нужно учить. Но дело в том, что человек, вновь пришедший в храм, видит, что все места заняты, свободно – только в «партере», то есть в зрительном зале, где никто ничего не понимает, просто зашел, ушел. Такому человеку очень трудно удержаться в общине, почувствовать себя нужным. Он не может понять, как он сам может Богу послужить. Но молодежь – это те люди, у которых есть силы деятельно в чем-то участвовать, для них важно понимать, что они нужны, и особенно нужны ребята со своей готовностью действовать. В Церкви всякое служение требует определенного опыта, и этому необходимо учить. 

Видя, сколько молодых людей, приходит и осознавая, что все они не уместятся на клиросе и в алтарь их всех не заведешь, мы решили раз в месяц совершать богослужение для молодежи, чтобы ребята смогли поучаствовать в нем, что в храме они не просто зрители, а непосредственные участники. Опытный человек, который понимает богослужение, может просто постоять и помолиться, тем самым он уже участвует в Литургии. Человеку, который ни разу не видел богослужебную книгу перед собой, не понимающему, из чего состоит богослужение, стоя на месте, трудно ощущать себя соучастником. 

Наша «Молодежная» литургия отличается от «обычной» только тем, что мы приглашаем молодых людей читать и петь на клиросе. Если кто-то не умеет, учим. Ребята помогают в алтаре, у нас есть дежурства. Причем накануне Литургии, за несколько дней, мы стараемся приглашать преподавателей из Донской духовной семинарии и своими силами пытаемся готовить предстоящую службу, чтобы заранее войти в богослужебный ритм. Таким образом, мы уже начинаем ее с нетерпением ждать. 

Еще одна цель этой Литургии состоит в том, чтобы у наших молодых людей, активистов и помощников по молодежному служению, живущих каждый в своем приходе, была возможность вместе соборно помолиться, потому что, где бы ни совершалось богослужение, мы совершаем единое служение и наша цель одна. Так как наше богослужения в каком-то смысле уникально, мы его совершаем по чину службы «Об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы». Это не потому, что везде враги, а потому, что любовь – это тот плод, который должен вырасти в каждом из нас под действием благодати Святого Духа. Это совершенно удивительный чин, когда к общей молитве добавляются особые прошения о том, чтобы Господь дал нам силы прощать наших обидчиков, чтобы с трепетом относиться к ближнему. Церковь нас призывает к тому, чтобы мы научились любить не только друзей, но и врагов. 

Среди молодых людей много тех, кто делает первые шаги в Церкви, а ведь это самое первое с чего надо начать – к ближнему относиться по-иному. Именно поэтому, чтобы Литургия была более понятна человеку, только пришедшему в храм, мы решили выбрать именно этот чин. 

— В вашем храме уже почти год существует семейный клуб «Татьянинский». Расскажите, с какой целью он создавался, какая у него миссия. 

-  Наш клуб помимо общей цели (объединение православных семей), имеет молодежный уклон. Мы стараемся не просто познакомить друг с другом приходские семьи, чтобы они крепли в этом общении и делились опытом (это тоже правильно и нужно). Мы хотим, сделать доступным опыт наших православных семей для молодых людей, т.е. для студентов, которых здесь много. Не хочу сказать, что все семьи у нас идеальные, и что с них можно во всем брать пример. Все они люди, которые также однажды пришли в Церковь, у них есть свои трудности. Но при всех сложностях и перипетиях современной жизни они все-таки живут по-православному, и в их жизни, в их отношениях все проблемы решаются на другом уровне, в отличии от тех семей, которые живут без веры, не руководствуются в своих отношениях евангельскими принципами. 

Поэтому мы стараемся популяризировать настоящую счастливую семью. И первая задача, которую мы перед собой поставили — рассказать и показать, что семья не только может, но и должна быть счастливой. Если ваша семья несчастна, значит, вы просто чего-то не знаете и не понимаете. 

 — И, напоследок, расскажите, на каких принципах, по вашему мнению, должна строиться работа с молодежью? 

-  Само выражение «работать с молодежью» режет слух, это как воспитание своих детей называть работой. Наша самая главная задача сейчас состоит в том, чтобы привести молодого человека к порогу храма, даже не воцерковить — привести. У нас есть множество хороших приходов, священников, достаточно активных православных общин, которые способны увлечь в свое служение, в свою духовную жизнь молодого человека. 

Поэтому наша миссионерская задача заключается в том, чтобы, в хорошем смысле, поймать этого молодого человека, увлечь того, кто в храм не заходит, ничего не видит и не понимает, который просто ходит мимо и ему кажется, что там – вообще другая жизнь, не имеющая к нему никакого отношения. И нам нужно с ним познакомиться, сказать: «Идем с нами!» и довести его до храма, познакомить его с православными людьми. Конечно, никогда это не получится технически, просто формально. Необходимо желание и готовность пожертвовать чем-то ради этого: временем, силами. Такие помощники, готовые отдавать себя молодежи, нам сегодня очень нужны. 

Ирина Бурмистрова