О православном взгляде на семью – для портала «РостовМама»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
О православном взгляде на семью – для портала «РостовМама»
«Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев» Святейший Патриарх Кирилл Руководитель отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии, настоятель Татианинского храма при ДГТУ иерей Михаил Гапоненко является активным и постоянным (с 2007 года) участником популярного интернет-форума «РостовМама», где священник отвечает на вопросы о вере и церковной жизни, помогает в правильном осмыслении вопросов семейного благополучия. Так одной из тем форума, вызвавших живой интерес участниц интернет-сообщества, стала тема «Православная семья». Мы публикуем ответы на некоторые вопросы, которые могут быть интересны и сейчас тем, кто делает первые шаги в Церкви и сознательно готовится к созданию семьи. Иерей Михаил Гапоненко: »Эта тема — о православном взгляде на семью. Очень надеюсь, что она станет интересной не только верующим, но и неверующим семьям. Все-таки сейчас не так уж много мест, откуда можно почерпнуть знания о семье, о семейной жизни. Семейной жизни сейчас не учат в школе, родители также не спешат подготовить своих детей к жизни в браке. А между тем большинство детей, став взрослыми, все-таки связывают себя брачными узами, создают семьи, пытаются выстраивать отношения между собой в созданных семьях. Но, если мы беремся за какое-то серьезное дело (я думаю, все согласны с тем, что семейные отношения — это труд, причем серьезный) без соответствующей подготовки, то результат предугадать не трудно — вероятность удачного исхода будет небольшой, чему мы все свидетели. Я встречал данные на 2002 год по одному из областных городов нашей страны, процент разводов — 93%. Причем, большая часть из оставшихся живут в хронически предразводном состоянии — достаточно только одной искры, и все рассыплется. Это, правда, пиковое значение, но все же проблема такая существует. Аналогичные данные дореволюционного времени процентов разводов называют цифру 3, т.е. 3%. Сравнение этих данных наводит на мысль, что люди в прошлом знали некий секрет сохранения брака, который сейчас оказался утерянным, невостребованным, немодным. Когда человек начинает какое-то дело, он в первую очередь должен ответить на вопрос — зачем? Вступая в брак, начиная семейную жизнь также можно задаться вопросом — зачем мне нужно вступать в брак? Какой в этом смысл, что я при этом приобрету, а что потеряю? Ответ на этот вопрос очень важен, ведь если мы ставим перед собой некоторую цель, то спустя какое-то время сможем проанализировать, достигли мы цели или нет. И этим будут определяться наши дальнейшие действия. Было бы здорово услышать наши мнения по этому вопросу — зачем мы вступили в брак? Первые строки Библии, которые описывают сотворение мира, заканчиваются словами — «И увидел Бог, что это хорошо». Всё, включая животных, Бог создал с первого раза, и был этим вполне удовлетворен. Но вот, сотворив человека, Господь произнес: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Вновь созданный человек оказался немного недоделанным, несовершенным. Появлением женщины завершилось создание человека, и с тех пор только будучи вместе, мужчина и женщина, составляя одно целое, могут на самом деле явить всю полноту замысла Бога о человеке. И поэтому брак — это и есть то состояние, в котором человек раскрывает все свои возможности, реализуя в себе Божий замысел. Если светское понимание брака предполагает достижение каких-либо целей или благ (например, мужчина женится для того, чтобы ему было куда приходить после работы, чтобы дома его ждал вкусный ужин, приятное общение, чтобы появились дети – подтверждение его мужественности и состоятельности, а женщина может быть выходит замуж, боясь одиночества в будущем и вопросов знакомых — почему же ты не замужем до сих пор? Целей на самом деле намного больше, и они очень разнообразные), то в христианстве брак — это благо само по себе. Брак – это то нормальное состояние человека, к которому он стремится по своей природе. Если мы ставим какие-то жесткие цели, например рождение детей, то невозможность иметь детей ставит под вопрос существование этого брака. Если мы влюблены, нам очень приятен этот человек и нам хочется быть с ним всю жизнь, то со временем человек может измениться, его внешность, поведение могут стать другими. И вот отчасти по причине того, что мы связываем брак с некими целями, огромное количество наших семей являются такими хрупкими, они рушатся при первых неудачах, при первых намеках на то, что цель, поставленная нами, может не быть достигнута. Речь совсем не идет о том, что в православном браке не существует никаких целей и планов. Существует, конечно, но они не играют первостепенную, определяющую роль. Основа православной семьи — это любовь. Это то, что объединяет двух людей в одно целое. И вот здесь возникает самая сложная проблема, ведь и многие неправославные семьи наверняка считают любовь основой своей семьи. Вопрос только в том — что мы понимаем под словом любовь. Ведь в наше время это слово очень сильно выхолощено, оно может означать все, что угодно. И даже те, кто считает, что любовью можно заниматься, тоже уверены, что их отношения строятся на такой вот «любви». Очень часто словом «любовь» подменяют слово «влюбленность». Эти понятия путаются между собой, хотя означают они очень разные вещи». — Зачем я вступила в брак? Потому что я люблю этого мужчину, хочу с ним прожить до глубокой старости, воспитывать детей, ссориться и мириться, засыпать, обнявшись, радоваться удачам и утешать друг друга в минуты трудности… Иерей Михаил Гапоненко: И даже ссориться….)) Вот, даже как! Перечисленные в предыдущих постах причины вступления в брак — они очень разнообразны, но, наверное большую их часть можно собрать под словом комфорт, правильно? Плохого здесь нет ничего, это нормально — стремиться к комфорту, быть рядом с любимым человеком, засыпать обнявшись, испытывать ощущение единения и т.д. Любая семья к этому стремится. В такой семье жить одно удовольствие. Но для семьи православной это еще не все. Рано или поздно в отношениях могут возникнуть трудности. Сказывается усталость, привычка, раздражительность, серые будни. Очень часто бывает, что мы готовы дарить любовь только в том случае, если ее нам дарят в ответ. И как только возникают «сбои» на противоположной стороне, наша готовность дарить любовь куда-то исчезает. Господь говорит нам: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:46-48). И совершенство любви заключается в готовности дарить ее не за что-то ответное (за нежность, за понимание, поддержку и т.д.), а за «просто так». Мама любит своего ребенка независимо от его красоты, умственного или физического развития, поведения. Ребенок ей может каждый день грубить даже, но она все равно не перестает его любить. Любой родитель готов даже жизнью своей пожертвовать, если это необходимо для спасения своего ребенка. Но между мужем и женой возникают порой конфликты просто из-за того, что кто-то не хочет пожертвовать не жизнью даже, а просто своей прихотью. Я хочу футбол посмотреть, а ты меня заставляешь мусор выносить! Всё! — «Я на это пойтить не могу!» (с) Лёлик, «Бриллиантовая рука». Я имею в виду вот что: между родителями и их детьми существует первая степень родства. Между детями и их дядями и тетями — вторая степень родства и т.д. А вот между мужем и женой степень родства — нулевая. Муж и жена — они не родственники. Это по сути одно целое. Так вот. Если ребенка своего мы любим безусловно, независимо от того, какой он — послушный или непослушный, здоровый или больной, грубиян или вежливый — любим его в любом случае, то что говорить о супруге, с которым мы составляем одно целое? — Я знаю немало молодых людей, которые даже к 30 годам еще не видят себя в браке и уверены, что не будут в нем счастливы. Как вы считаете, не лучше ли оставить таких людей в покое, и не принуждать их к браку и продолжению рода? Иерей Михаил Гапоненко: Церковь относится к таким людям с сожалением… Человек, не желающий расставаться со своим грехом (я имею в виду грех блуда), не желающим нести ответственность за того, кем можно просто безответственно пользоваться пока не надоест, христианином быть не может… Что касается любви к детям — Бог это любовь, и христианство это религия любви. А мы хотим быть христианами, но так, чтобы себя любовью не утруждать.. Зачем? Разве звание христианина дает какие-то привилегии? — Почему Церковь относится к гражданскому браку негативно: ведь к людям, которые венчаются через несколько лет после регистрации в ЗАГСе, она относится терпимо? Как лично вы относитесь к гражданскому браку? Иерей Михаил Гапоненко: Прежде всего, о терминах. Гражданским браком Церковь называет брак, заключенный в ЗАГСе. А распространенный ныне т.н. «гражданский брак» Церковью именуется блудным сожительством. Да, это норма в современном обществе. Так же, как нормой в современном обществе сейчас стало использование нецензурных слов, супружеские измены, да и вообще всякий грех. Мы с вами живем в такое время, когда грех, отступление от Бога стало нормой. Но разве когда процент людей, употребляющий наркотики превысит 50%, разве эти наркотики станут для нас менее вредными? Я не думаю. Если грех стал нормой, из этого совсем не следует, что уже можно отключить мозги и жить как все. Блудное сожительство — профилактика разводов — это все равно, что алкоголизм — профилактика наркомании. Давайте лучше будем пить беспробудно, но только не будем колоться… Смешно… Брак гражданский (заключенный в ЗАГСе) Церковь не считает грехом. Это нормальный брак, хоть и не имеющий, к сожалению, благословения от Бога. Для Церкви это совсем не одно и то же, что т.н. «гражданский брак» — блудное сожительство. — Считается ли грехом ударить жену? Ведь раньше на Руси это была не редкость… Иерей Михаил Гапоненко: Само собой разумеется, что рукоприкладство не имеет ничего общего с любовью к ближнему. И раньше, и особенно сейчас, люди впадали и впадают в грех. Это печально, но разве это причина, чтобы опустить руки и перестать противостоять греху каждому из нас? — Отец Михаил, раньше я думала, что Церковь признает только церковный брак – венчание, но оказывается, что «нужно два свидетеля» и регистрация в ЗАГСе. А насколько давно Русская Православная Церковь пришла к этому? Иерей Михаил Гапоненко: Дело в том, что брак в ЗАГСе появился только в советское время. В этот период Церкви было не до решения таких вопросов. Но когда такая возможность появилась, Церковь вынесла свое суждение по нему. Церковь признает брак гражданский (т.е. тот, который заключен в ЗАГСе), или, другими словами — не считает его блудным сожительством, грехом. Но здесь есть один момент. Если семья, зарегистрированная в ЗАГСе, обращается к Богу, муж с женой становятся людьми церковными, то им не нужно каяться в том, что они жили до этого в блуде. Этого нет. А вот если люди считают себя православными верующими и при этом не желают венчаться, оставаясь жить в таком браке — это уже не совсем нормально. А блудное сожительство Церковь признавать конечно же не будет — критерии определения греха не меняются со временем. — Бывают случаи, когда обет перед Богом, данный супругами, не мешает им пойти на аборт или развод, почему так происходит? Иерей Михаил Гапоненко: Тут вот, знаете, какое дело… Говорил уже, но повторю — вопрос вовсе не в формальном совершении венчания. Сказать «венчанный брак» сейчас это все равно, что ничего вообще не сказать. Если люди к венчанию отнеслись формально, как к фотосессии, например, то о какой ответственности можно говорить? Здесь вообще тема о православной семье. А православная семья – это та семья, которая состоит из православных людей — настоящих, а не притворных, верующих православных христиан. Это те, которые знают и любят Бога, которые общаются с Ним в молитве, которые читают Его Слово — Священное Писание, которые живут в согласии с этим Писанием, которые живут жизнью, в центре которой — Христос, посещают раз в неделю церковное собрание, где общаются с такими же, как и они. Это не те, которые верующие в душе со своими собственными представлениями о Боге и о мире. Ведь последних, если по-правильному, даже и венчать-то не положено. Вот в чем вопрос. Продолжение следует… По материалам интернет-портала «РостовМама» фото — из личного архива прихожан Татианинского храма при ДГТУ семьи А. и А. Романенко