Протоиерей Валерий Волощук: «Очень важно соблюдать традиционность церковного искусства»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии

Разговор с руководителем отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ростовской-на-Дону епархии, председателем Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиереем Валерием Волощуком получился многогранным. От вопросов об организации работы комиссии мы постепенно перешли к более глубокой теме сопричастности верующих людей к делу созидания храмов, что в итоге способствует не только появлению общины, но и возрастанию человеческой души. Все это известно священнику, который не только участвует в строительстве, восстановлении и реставрации храмов в Донской митрополии, но и сам строит храм в Ростове-на-Дону, вокруг которого сплотилась по-настоящему творческая община.



О задачах и творческих буднях Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии

Архитектурно-искусствоведческая комиссия Донской митрополии работает с февраля 2012 года. Все, что связано с церковным искусством регламентируется тремя основными пунктами. Первое – это соблюдение каноничности того или иного церковного объекта. Второе – это историчность объекта, то есть, мы должны знать историю архитектурных стилей, учитывать географию, особенности региона, что влияет и на строительство новых храмов и определяет процессы реставрации старых храмов. Третье, объект должен стать настоящим произведением искусства, быть органичным в восприятии. Так как в современном обществе пропагандируется мультикультурализм, очень важно соблюдать традиционность церковного искусства. Многие воспринимают храмы, ориентируясь на некое «визуальное наследие», например, когда-то  они видели храмы в произведениях живописи, на фотографиях, или яркий образ родился после прочтения литературного произведения. Приверженность традиционности и, в некотором смысле, консерватизм помогают сохранить нашу духовную идентичность. 

За последние 25 лет не всегда храмостроительство соответствовало перечисленным пунктам. Нельзя никого упрекать в этом, потому что людям в начале 90-х негде было собираться, но было горячее желание веры, которое нельзя было остудить. Поэтому вопросам церковности в строительстве храмов не уделялось должное внимание. За этот период было построено достаточно много хороших храмов, но все-таки с некоторыми недостатками, потому что традиции были забыты, и не было специалистов – архитекторов, иконописцев, мастеров по организации храмового пространства, были забыты многие технологии. Слава Богу, в нынешнее время стали появляться такие специалисты.


В Архитектурно-искусствоведческой комиссии работают архитекторы, иконописцы, искусствоведы, причем это не только люди, которые несут послушание в Церкви (у нас есть епархиальный архитектурно-строительный отдел, епархиальный архитектор, епархиальный древлехранитель), но мы привлекаем и профессионалов узкого профиля, например, специалистов по акустике, освещению, технологов в разных областях, которые имеют глубокие научные знания. Мы сотрудничаем не только с ростовскими специалистами, но и с представителями других регионов. По приглашению Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия для участия в работе комиссии привлекались специалисты из разных областей церковного искусства. Комиссия участвует и в общецерковных мероприятиях. К примеру, в Москве во время Рождественских чтений работают секции по направлению церковного искусства, в которых мы принимаем участие.

К работе по реставрации или строительству новых храмов в митрополии мы привлекаем и людей довольно известных. Например, храм Сергия Радонежского в Левенцовском районе города Ростова-на-Дону построен в традициях русского деревянного зодчества специалистами, которые владеют этой техникой на высоком уровне. Проект будущего каменного храма, по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, разрабатывается, опираясь на образ Троицкого храма Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Эскиз проекта выполняет преподаватель иконописного отделения Московской духовной академии Александр Николаевич Солдатов, всемирно известный архитектор и иконописец, автор проекта иконостаса в храме святой великомученицы Екатерины в Риме. Он же является автором проекта уникального мозаичного иконостаса для строящегося храма святого Георгия Победоносца в городе Ростове-на-Дону.

Задача комиссии состоит в том, чтобы всячески помогать настоятелям и всем, кто желает созидать в области церковного искусства. Все, что связано с храмостроительством в епархии, будь то желание построить новый храм, поменять иконостас, сделать роспись, перекрасить храм снаружи или поменять цветовое решение панелей и стен внутри – все эти вопросы подаются в комиссию. Достаточно часто заседания проходят в выездном режиме, при рассмотрении сложных вопросов в них участвует владыка митрополит. Если представленная возможность решения той или иной задачи или план реализации проекта удовлетворяет комиссию, то мы рекомендуем эти проекты на благословение правящему архиерею.

Восстановление памятников культурного наследия – это, можно сказать, научный процесс. Должны быть проведены необходимые исследования – сравнения, глубокий анализ, и только потом очень аккуратно и серьезно нужно работать с этим объектом. Такой принцип был и до революции, когда пытались максимально сохранить древние памятники, выполнить необходимые работы той же манере и технике, дополнить то, что было утрачено. Например, в алтаре Воскресенского войскового собора станицы Старочеркасской в картуше настенной росписи написано, что «Сие горнее место понавлено теми же колерами по тем же изводам, что и ранее» (надпись датируется XIX веком).

Если речь идет о восстановлении, реставрации, свободы здесь практически нет, все нуждается в согласовании, проведении разного рода экспертиз. Однозначно, восстановление храма — это гораздо более сложный процесс, чем строительство нового, но и то, и другое является нашей с вами обязанностью. Метафорически можно сказать так, что одно дело человеку воспитаться и быть хорошим, а другое дело – взять такого побитого временем и страстями человека и потрудиться над тем, чтобы он стал хорошим.

До революции во многих казачьих станицах на Дону было и не по одному храму. Замечательный пример – станица Грушевская, где есть, или точнее сказать было, два великолепных храма, оба — памятники архитектуры – Иоанно-Богословский, практически разрушенный, и восстановленный Варваринский храм. Станица Старочеркасская — невероятный пример боголюбия станичников. И сейчас, слава Богу, в станице действует монастырь, сохранились памятники архитектуры федерального значения, но требующие глубокой реставрации – Воскресенский войсковой собор с единственной на юге России шатровой колокольней, которому 300 лет, Ратненский Преображенский храм, в котором казаки получали благословение перед военными походами, и Петропавловский храм, в котором принял Святое Крещение герой Отечественной войны 1812 года Матвей Иванович Платов. Храмы-красавцы стояли по всему лицу области Войска Донского. До революции существовали особые критерии, по которым давалось разрешение на строительство храмов, было определенное законодательство, правила. Селение, где было совсем небольшое количество людей, не могло иметь свой храм, поскольку не могло дать необходимое количество средств на его содержание. Например, в хуторе Дядин Белокалитвенского района по этим причинам храм не мог быть построен. Несколько десятилетий станичники писали прошения о том, что не просто желают, чтобы храм был построен, но и готовы возвести и содержать его на свои средства. Они все-таки получили разрешение от Священного Синода и построили великолепный храм с прекраснейшей архитектурой. К слову, храм в хуторе Дядин восстановлен несколько лет назад.

Хочется отдельно рассказать о Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Очень большой объем работы нашей комиссии связан с этим храмом, он близок и дорог жителям Дона, воистину это наша донская святыня. Несколько лет назад началась масштабная реставрация собора. Как мы понимаем, это серьезное дело требует не только огромных финансовых усилий, но и внимательного глубокого искусствоведческого анализа, а также работы специалистов-реставраторов. В соборе сохранены и отреставрированы старые фрески, восстановлена в первоначальном виде храмовая альфрейная роспись. В ходе реставрации применены новые технические возможности в таких важных областях, как отопление, вентиляция, кондиционирование, освещение, озвучка. Воссоздан и частично преобразован интерьер собора, спроектированы новые, необыкновенной красоты иконостасы, киоты, храмовая мебель. Ростовчане уже любуются новыми куполами собора, кровлей и обновленными фасадами.

Митрополит Меркурий участвует во всех заседаниях Архитектурно-искусствоведческой комиссии по вопросам реставрации Кафедрального собора. Его отношение, вкус, знания и внимание вдохновляют всех нас, членов комиссии и всех, кто принимает в ней участие.

Вообще деятельность комиссии была бы невозможна без твердой решительности нашего владыки митрополита. Обратившись к опыту епархий по созданию искусствоведческих комиссии выяснилось, что такие попытки были, но реально действующих практически нет. За 6 лет работы нашей комиссии накоплен опыт, который председателем Патриаршего экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиереем Леонидом Калининым был оценен как уникальный. Многие документы, которые регламентируют работу Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии взяты за основу для документов, регламентирующих работу подобных комиссий в Русской Православной Церкви.

Храм и общество

В декабре 2017 года в Ростове-на-Дону произошло чудовищное событие – был сожжен храм в честь Донской иконы Божией Матери. Все в жизни общества имеет духовые причины. Несколько поколений соотечественников жили в период, когда разрушение храмов потихоньку становилось естественным для восприятия. Храмы закрывали, их рушили, взрывали. В годы безбожных гонений на Церковь Ростов-на-Дону лишился многих святынь, храмов, многие из которых были шедеврами мировой церковной архитектуры и церковного искусства. В 90-е годы, когда начала восстанавливаться церковная жизнь, стали строить новые храмы, многие люди не до конца осмыслили то, что происходило с храмами в ХХ веке, что все это было кощунством и зверством. В нынешнее время, несмотря на то, что много храмов строится, и есть люди, которые желают участвовать в строительстве, есть и те, кто храмы разрушает.

Серьезно на эту беду откликнулись жители города, в короткие сроки были собраны средства, и возведен новый временный храм, в котором сложившаяся община собирается на молитву. Проект большого храма в честь Донской иконы Божией Матери уже был на рассмотрении в Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии и был утвержден.

Строительство храма – это, с одной стороны, очень сложное дело, а с другой – большая радость созидания нового. Например, история нашего прихода в честь святого великомученика Георгия Победоносца в г. Ростове-на-Дону началась со строительства малого деревянного храма в честь святого Иоанна Воина. Сейчас по городу уже много таких храмов, а наш когда-то   был первенцем. Все храмы в Древней Руси были деревянными – таким образом мы вспоминаем традицию, в этом есть преемственность. С самого начала наша община уделяла внимание творческим проектам на приходе. Первыми были курсы батика (роспись по ткани). Это был даже больше миссионерский проект, поскольку на эти курсы приходили заинтересовавшиеся нецерковные люди, а после воцерковлялись и уже оставались в нашей общине. Параллельно была открыта золотошвейная мастерская в честь святой праведной Тавифы, за ней — иконописная мастерская, где создаются иконы для наших храмов. Иконописная мастерская в приходе – уникальный проект для всего региона, ей уже 7 лет, и в ней трудятся мастера высокого уровня. Можно сказать, что созидаемое пространство храма помогает нам заниматься церковным искусством. То, что мы вместе молимся, трудимся, занимаемся творчеством – это объединяет людей, а в этом и сила, и радость, и настоящее чудо.

При строительстве храма во все нужно глубоко вникать, ко всему относиться серьезно, все делать подготовлено и проверено, понимать, что это не временное строительство, его нельзя совершать «по-быстренькому». На все нужен проект, очень важно к проектированию привлекать специалистов высокого уровня. Конечно же, найти хорошего специалиста в области церковного искусства в нынешнее время нелегко. Всегда строительство церквей на Руси было очень серьезным делом для всей общины, которая была активно вовлечена в этот процесс. И сейчас необходимо стараться, чтобы такие принципы сохранялись.

В отечественной истории можно вспомнить очень интересный факт о строительстве храма Христа Спасителя в Москве — взнос от каждого гражданина брали не больше одного рубля. Конечно, были желающие внести большие суммы для строительства храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, но брали не больше рубля, чтобы как можно больше жителей Российской империи сделали свой личный вклад в это строительство и стали участниками общего дела. Слава Богу, и нынче есть люди, которые имеют возможность и желают построить храм, есть активные священники, которые вовлекают большое количество людей в строительство, создают попечительские советы, что помогает правильно организовывать процесс строительства. Известный пример хорошей работы такого совета – в Свято-Троицком храме Юго-Западного благочиния города Ростова-на-Дону у митрофорного протоиерея Иоанна Осяка. Этот попечительский совет существует с 90-х годов, очень много они сделали – восстановили Серафимовский храм, построили Троицкий храм и храм в честь Сергия Радонежского. К слову сказать, попечительские советы существовали и до революции.

Сегодня для православного человека участие в храмостроительстве — дело доброе, полезное и даже обязательное. Но органичным оно является тогда, когда человек уже живет церковной жизнью или параллельно с этими трудами храмостроительства идет его приближение ко Христу. Часто так и происходит. Бывают и обратные ситуации: приходишь к человеку просить о помощи и чувствуешь, что он еще неглубоко знаком с церковной жизнью, но, откликаясь своим сердцем, совершая посильную помощь, он начинает чувствовать свой вклад, интерес и сопричастность. Человек принимает участие в созидании храма, и Господь откликается своей милостью на его усердие, человек воцерковляется. Либо, наоборот, человек сам идет по пути воцерковления и на каком-то этапе понимает, что все, что связано с храмостроительством и поддержкой жизни общины лежит на плечах всех верующих людей, в том числе и на нем. Замечательно, когда человек слышит внутренний призыв, чтобы принимать активное участие и в богослужении, и в жизни общины. Мы на многое способны, если будем вместе!

записала Ирина Бурмистрова

фотограф – Сергей Грибов